Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Белорусские народные платья


Белорусский костюм национальный (67 фото): народный, женский, для девочки

Национальный костюм – это устоявшийся набор одежды, обуви и украшений. Он складывался не одно столетие, сильно зависел от климата и отображал традиции народа. Природные условия влияли не только на набор одежды для костюма, но и на выбор тканей для них. Так, например, белорусский национальный костюм, о котором мы поговорим в этой статье, шили из льняных, шерстяных и даже конопляных тканей, украшения делали из дерева, соломы и многого другого. Словом, из того, что было под рукой.

Немного истории

Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.

Время шло, границы государств менялись, а вместе с ними и народные традиции. К концу XIX — началу XX веков белорусский национальный костюм уже имел единый облик, в котором ярко проявлялись этнические черты. Здесь можно было найти и древние языческие элементы (в основном в орнаментах), и влияние городской культуры. Однако костюм не был одинаковым во всех уголках страны. Этнографы насчитывают около 22 вариантов, которые сложились в разных регионах: Поднепровье, Понеманье, Поозерье, Восточное и Западное Полесье и т.д. Различия проявлялись в основном в орнаментах, расцветке и крое одежды.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.

Крой и декоративные швы

Рубаха - главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди. На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта - бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.

Разновидности

Женский

Итак, основой любого костюма в давние времена была рубаха. Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались. Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Это основа. Но могли быть варианты.

Юбка-понева имела другой крой и ее носили либо замужние, либо уже обручившиеся девушки. Шили такую юбку из трех кусков материи, которые сверху собирали на шнур и стягивали на таллии. Если все куски ткани были сшиты, это была «закрытая» понева. Если спереди и сбоку они оставались открытыми, поневу называли «распашной». Почти всегда поневу украшали богатым орнаментом.

Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску. Фартуки всегда вышивали, а безрукавки украшали еще и кружевами.

Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Крой гарсета мог быть разным: до талии или длиннее, прямой или приталенный. Строгих предписаний по этому поводу не было. Застегиваться безрукавка могла на крючки, пуговицы или просто шнуровалась.

Зимой необходима была верхняя одежда. Делали ее из шерсти и шкур животных. Чаще всего носили кожух из овчины. Он был, как правило, прямого кроя и украшался большим отложным воротником. Кроилась женская и мужская верхняя одежда одинаково. Разница была лишь в том, что в женской было больше украшений. Рукава, а порой и подол, обшивали полосой все той же овчины, вывернутой наружу.

А вот головные уборы не были столь однообразны как верхняя одежда. Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок.

Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см.

Вариантов завязывания намиток было огромное количество. Свадебную намитку хранили всю жизнь и вновь одевали только на похоронах.

Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.

Мужской

Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор.

Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники». Штаны могли кроить с поясом и застегивать на пуговицу, а могли они быть без пояса и просто стягивались на веревочке. Богатые крестьяне поверх льняных ноговиц по праздникам надевали шелковые. Кстати, со временем ноговицы и вовсе стали считаться нижним мужским бельем. Но произошло это в начале XX века, когда штаны фабричного производства уже вовсю носили и в деревне.

Внизу ноговицы, как правило, оборачивали онучами и обували лапти или постолы. Рубахи носили навыпуск.

Карманов, как в мужской, так и женской одежде не было. Вместо них использовали небольшие сумки, которые носили через плечо или подвешивали на пояс.

Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна.

Верхней одеждой служили кожухи из овчины. Богатые крестьяне носили шубы.

Головных уборов существовало огромное множество. Они не несли на себе такого социального значения как у женщин и использовались по назначению. В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» - соломенную шляпу с полями. Зимой также использовали меховые шапки «аблавухи». Во второй половине XIX в. в моду вошел картуз – летний головной убор с лакированным козырьком.

Выбор обуви был примерно такой же, как и у женщин. Летом – лапти, осенью и весной – постолы, зимой валенки.

Детский

Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.

Дальше по мере взросления добавлялись новые элементы. Так свой первый фартук девочка должна была сшить и вышить сама. Как только она это делала, то считалась девушкой и ее могли приглашать в компании молодежи. Когда девушка была просватана, она могла надеть поневу – особую юбку, которую носили только взрослые женщины. Ну и, конечно же, самым важным элементом был головной убор. До замужества это были венки и ленты, после – платок или намитка.

wlooks.ru

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

- кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

- спадница - клетчатая юбка из шерсти красного тона,

- фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

- гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

- на голове у куклы - девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

2.

3.

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница - юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

Белорусский национальный костюм для женщин и мужчин


Белорусский национальный костюм – это традиционная одежда крестьян, языческая символика (орнамент) в качестве декора и случайная шляпа из Трансильвании.Белорусский национальный костюм
Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Национальный или же народный костюм Беларуси формируется, как и национальные костюмы других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды. Одежды, которую на протяжении столетий носили крестьяне.

В том и отличие народного костюма – это одежда простых людей, мало изменяющаяся на протяжении многих веков. В отличие от костюма аристократов, который чаще всего изменялся по общеевропейской моде.

Белорусский национальный костюм – фото и история
Белорусский народный костюм
Марка

Основная ткань, которая использовалась при пошиве белорусского народного костюма, лен. Так же, как и у других народов, среди первых материалов для изготовления одежды помимо льна была и шерсть. Украшался белорусский народный костюм орнаментом. При этом традиционно наиболее нарядным по своему декору являлся женский костюм. В мужском же костюме орнаменты вышивались чаще всего только на рубашке.

Мужской костюм

Белорусский народный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Летние штаны чаще всего были полотняными, зимние шились из сукна. В Беларуси мужские штаны называли «нагавицы», «ганавицы», «порты». Названия зависели от той области страны, где штаны носили. Были у штанов в каждом регионе и свои «маленькие особенности». К примеру, в Витебской области в XIX веке встречались штаны с круглой вставкой, очень широкие при шаге. И назывались такие штаны «кроклами» или «кроквами». Скорее всего, от слова «шаг» - по-белорусски «крок».


Белорусский народный костюм
Марка

И это тоже особенность народного костюма. В каждом регионе, даже внутри одной страны, одежда крестьян при общей схожести имеет свои небольшие отличия. Таким образом, народный костюм любой страны – это в некотором роде среднее арифметическое всех вариантов народной одежды из различных регионов данной страны.

Мужская рубаха в белорусском народном костюме традиционно шилась из домотканого полотка. Украшалась орнаментом. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали.

Верхней одеждой у мужчин служила свита. Свита - это одежда прямого халатоподобного кроя. Чаще всего на территории Беларуси носили свиту прямого кроя, однако встречаются и варианты расширяющейся книзу свиты. Свиту так же, как и рубаху, носили с поясом. Зимой верхней одеждой был кожух.


Белорусский народный костюм
Марка

Что касается поясов, то в белорусском народном костюме мужская одежда всегда была с поясом. При этом пояс, к примеру, в одежде XVI века имел вполне практическое предназначение. К поясу в те времена крепился небольшой мешочек, в котором хранились деньги и другие небольшие предметы.

Пояса могли быть как суконными, так и полсуконными – основа такой ткани лен, а уток (поперечные нити ткани) – суконные. При этом носили также и вязаные, и плетеные пояса. Пояса украшались орнаментом.

Мужскими головными уборами в белорусском народном костюме являлись шляпа брыль и магерка. Зимой носили меховые шапки, к примеру, аблавуху. Шляпа брыль – это шляпа с широкими полями. Она могла быть как соломенной, так и из войлока.


Портрет Стефана Батория, 1576 год

Магерка – это валеная шапка без полей, чаще всего белого цвета. Такую шапку носили не только в Беларуси, но и в Украине и Польше. Ее название происходит от слова «mаgуаr» – венгр. Считается, что такая шапка появилась в XVI веке во времена правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С тех пор шляпа магерка и прописалась в белорусском народном костюме.

Сам же король Стефан Баторий был родом из Венгрии и не откуда-нибудь, а из самой Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, вошедшая в истории как кровавая леди Батори.

А вот король Стефан Баторий вошел в историю вполне себе положительным персонажем. К слову, последние годы своей жизни трансильванец Стефан Баторий провел в белорусском городе Гродно, где в те годы и находилась его королевская резиденция.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Женский костюм

Элементами белорусского женского народного костюма служили рубашка, которая богато украшалась вышивкой, юбка, безрукавка и фартук.

Юбки в различных регионах Беларуси назывались по-разному. Также названия юбок могли зависеть и от их цвета. Так, абсолютно белая юбка называлась «бяляк», синяя юбка - «синька». Могли зависеть наименования юбок и от материалов, к примеру, юбку, пошитую из набивной ткани, называли «набойка».

Юбки из шерстяной ткани, которые чаще всего носили зимой, назывались андарак. Само слово, скорее всего, происходит от немецкого слова «unterrock» - так в немецком языке называли нижнее платье. Данное слово изначально было заимствовано поляками, а затем пришло и в белорусский язык, превратившись в андарак – название для шерстяной юбки.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Безрукавки в Беларуси называли «гарсет» или же «кабат», встречались и такие названия, как «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Спереди безрукавка могла как застегивать на пуговицы, так и зашнуровываться.

Фартуки шились из полотка и крепились на талии при помощи завязок. Фартуки, как и женские рубахи, богато украшались вышивкой - орнаментами.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

В качестве головных уборов женщины носили платки, чепцы, а также намитки. Намитка или же наметка – головной убор замужней женщины. Намитка – это длинный, до 3 метров, кусок прямоугольной ткани, который повязывался вокруг головы, закрывая как саму голову, так и шею.

Обувь как женская, так и мужская еще со времен Киевской Руси и Полоцкого княжества была кожаной. С XIX века частью белорусского народного мужского костюма становятся высокие кожаные сапоги. Однако, крестьяне могли носить и плетеную обувь – лапти.


Символ любви
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Орнамент

Большую роль в белорусском народном костюме играет орнамент. Орнаментом вышивались как мужские, так и женские рубахи, а также юбки, фартуки.


Символ предков
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Символика белорусского орнамента достаточно древняя, сохранившаяся еще с языческих времен. Узоры орнамента в Беларуси в основном вышивались красным нитями по белой ткани – белые рубахи, фартуки, юбки. При этом орнамент могли вышивать не только на одежде, но и на рушниках – полотенцах.


Символ солнца
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Еще в середине ХХ века пожилые женщины в деревнях помнили, что узоры орнамента – это не просто картинки. Узоры орнамента – это символы, несущие определенный смысл. Такие символы могли быть пожеланием счастья молодым либо же оберегом. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, ведь самое главное в жизни крестьян – это солнце и хлеб. Также среди узоров орнамента встречались и символы, связанные с погребальными обрядами.


Символ хлеба
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Вышивая орнаменты на одежде или же рущниках, мастерицы в древние времена могли складывать целые предложения из символов. Вкладывать определенный смысл в декор костюма. И, таким образом, для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.

mylitta.ru

Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история :: SYL.ru

Белорусский национальный костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, который на протяжении многих веков использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют белорусские национальные костюмы и чем они примечательны.

Общая характеристика

Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.

Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.

Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Мужская обувь

Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.

Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.

В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Женская обувь

По большому счету женская обувь мало отличалась от мужской. Крестьянские женщины носили, как правило, лапти и постолы. Башмаки (черевики) и сапоги надевались в знаменательные дни или в обычные в богатых семьях. Обувь делали специальные мастера или талантливые мужья.

Городская одежда

Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.

Городская обувь

Уже в XVIII веке в городах носили кожаную обувь, которая очень напоминает современную. В теплое время года надевали туфли, которые часто были вышитыми и ажурными, а в холодное – полуботинки или сапоги.

Оформление

Обычно белорусские национальные костюмы выполнялись в светлых тонах. Они украшались чаще всего красным орнаментом, который придавал образу завершенность. Изначально в орнаменте преобладали геометрические узоры, а позже стали применятся также растительные или сочетание обоих видов.

Орнамент всегда присутствовал на рукавах, воротах, фартуках и головных уборах. Изготавливая костюм, мастера использовали вышивку, кружево и аппликацию. Ткачество было таких видов: выборное, бранное, закладное, перевыборное, ремизное, узорное и переборное. Вот таким был белорусский национальный костюм. Детский вариант одежды, кстати говоря, практически не отличался от взрослого.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют белорусские национальные костюмы. Такие наряды имеют схожие черты с одеждой других славянских народов, а также особенности, которые делают их самобытными и неповторимыми. Повседневная одежда крестьян является наиболее консервативной, поэтому именно в ней можно рассмотреть вековые традиции белорусов.

www.syl.ru

...Our Day...: Белорусская национальная одежда

Каждая страна имеет свои уникальные черты, традиции и обычаи. Культура – это мост, который соединяет самые разные народы. Одежда – это важная составляющая культуры. Национальные костюмы тесно связаны с историей. Иногда одежда расскажет больше, чем учебники. Белорусская история – это жизни многих поколений А что такое белорусская национальная одежда?

Отличительная черта белорусской традиционной одежды – это орнамент. Орнамент – это азбука белорусской истории. Умелое сочетание линий, фигур и знаков делают национальный костюм белорусов отличным от других народов.

Среди цветов преобладают красный и белый. Само слово «Беларусь» тесно связано со словом «белый». Издревле у белорусов были светлые волосы и светлая кожа. Поэтому как же обойтись без цвета, который предначертан народу самой судьбой? Даже известный этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Белый – это цвет чистоты, добра, открытости, искренности и света. Красный – это цвет солнца, жизни и крови. Орнамент, выполненный в этом цвете, обозначает желание успеха и бодрости, счастья и благополучия. Одежда создавалась в первую очередь изо льна, который в далекие времена использовался в качестве универсального материала для всевозможных тканей. Искусная работа белорусских людей заслуживает уважения. Превращать лен в настоящие произведения искусства! Красители тоже были натуральные: белорусы умели окрашивать ткани при помощи почек, коры, корней растений, ягод.

Мужская одежда – это рубаха, брюки, жилет и ноговицы. Ноговицы – это особый вид штанов, который в ХХ веке стал считаться нижним бельем, но до этого момента был самостоятельной частью белорусского национального костюма. Карманов на одежде не было – их заменяла кожаная сумочка. Обувь города и деревни отличалась. В деревне можно было ходить в лаптях, а реалии города требовали кожаной обуви. Купить кожаную обувь было довольно затратным делом, поэтому иногда в семье на одну пару обуви могло приходиться несколько владельцев. Беларусь – это край, где зима довольно суровая, поэтому во времена холодов к традиционному костюму добавлялись кожухи из овчины, люди побогаче могли позволить себе шубу.

Женский традиционный костюм – это длинная рубашка и юбка. Иногда к комплекту добавлялись безрукавка и пояс. Женский костюм очень разнообразен, встречается много цветов, сочетаний частей комплекта. По головному убору можно было понять семейное положение белоруски. Если на голове венок, то девушка ждет своего суженого. Если волосы спрятаны под чепец или платок, то женщина замужем. Не зря, в белорусских народных песнях молодая девушка плетет именно венок. Очевидно, что история тесно связана с национальным костюмом.
незамужние девушки
замужние женщины

Традиционныйбелорусский костюм сегодня переживает свое возрождение. Молодежь полюбила орнамент и всеми силами возвращает его к жизни. Это не может не радовать. 

Виталий Воронко. Фото citydog.by

ourday7.blogspot.com

Белорусский стиль в одежде: основные черты образа

Самобытность одежды в белорусском стиле

 

Традиционно белорусские женские костюмы ценятся за качество, зарекомендовавшее себя далеко за пределами стран СНГ. Одежда из Белоруссии считается эталоном моды и стиля. На швейных фабриках трудятся профессионалы, а новые модели создают дизайнеры и стилисты, получившие наивысшие награды на международных конкурсах и выставках.

 

Содержание статьи:

 

Стиль и концепция белорусского образа

Мода изменчива, поэтому любая девушка находится в неустанном поиске индивидуального стиля. В последнее время все более популярным становится украшение современной одежды этническими деталями. Это помогает придать некую изюминку костюму, добавить красок и самобытности.

Платье с элементами белорусского стиля этно

 

Каждая страна имеет свои традиции, которые многие века отображались в национальной одежде. Таким образом, родился харизматичный белорусский стиль.

 

Немного истории

Любой национальный костюм является полным отражением общего характера нации, ее становления и наследия, особенностей быта и даже окружающей природы. За первооснову белорусского стиля в одежде взят этнический стиль. Он возник давно, но его очередное триумфальное «пришествие» на мировые подиумы случилось в 60-х годах в ХХ веке.

Белорусский национальный костюм

 

Дизайнеры именуют этнический стиль свежей струей за возможность создания ярких, самобытных и многоликих образов.

Современный белорусский стиль в одежде

 

Все идеи художники черпают из национальной истории, традиций, создавая особую философию одежды.

Белорусский стиль в одежде — красота и утонченность

 

Белорусский стиль полюбили многие дизайнеры

 

Белорусская история полна событий, что и повлияло на формирование особого и узнаваемого стиля в одежде.

 

Особенности стиля

Как и любой стиль в одежде, белорусский имеет некоторые особенности, которые формируют его характер:

  • Свободный крой.
  • Отделка красочными орнаментами, лентами, тесьмой, вышивкой.
  • Натуральные, чаще всего, однотонные ткани.
  • Использование аксессуаров ручной работы.
Одежда из Белоруссии считается эталоном моды и стиля

 

Белорусская нация всегда отличалась не только своим трудолюбием, но и умением отдыхать. В белорусской истории так повелось, что женщины имели один костюм для работы, отдельно одежду для праздников и даже такую, которую предстояло носить после рождения своего первенца. Она, кстати, имела наиболее строгие линии. Отличительной особенностью являлось то, что перед замужеством девушка собственноручно вышивала для всей своей семьи рубашки, пояса, полотенца, чтобы доказать, что она мастерица и рукодельница.

Поэтому вышивка, чаще всего, ручная, обязательно используется в современной одежде, как ценное наследие белорусского национального костюма.

Белорусская вышивка

 

Ручная отделка — обязательный атрибут этно или фолк-стиля, независимо от того, к какой народности он имеет самое прямое отношение.

Белорусский стиль всегда узнаваем

 

Именно с ее помощью одежда приобретает настоящий характер и некую изящную манерность.

 

Ткани и цветовая гамма

Стиль формировался постепенно, вместе со становлением народности в целом. Основной цвет — белый.

Основа белорусского стиля в одежде — белый цвет

 

Существует мнение, что название «Беларусь» произошло именно потому, что излюбленным цветом нации является белый. Светлые оттенки являются базовыми в женской одежде, но это не означает, что стиль безликий. Многогранности и яркости добавляют вышивка, отделка золотой тесьмой, лентами.

Белорусская одежда — это красота, стиль и стопроцентное качество

 

В такой одежде много ярких цветовых и фактурных акцентов, излюбленными оттенками являются красный, сочно-зеленый, синий. Яркие природные пейзажи, бескрайние просторы Беловежской Пущи, лесов и полей полностью отражаются в используемой оттеночной гамме.

Вышивка белорусского костюма всегда была очень богатой, с выдумкой

 

Натуральные ткани — также отличительная особенность стиля. Лен, батист, ситец, трикотаж часто используется в производстве белорусской одежды. В тканях четко должна прослеживаться фактура текстура, плетение.

 

Белорусская одежда

Чтобы полностью соответствовать такому стилю в одежде, не нужно больших финансовых затрат. Достаточно иметь в своем гардеробе несколько базовых вещей:

  • Блузы и рубашки. Подойдет легкая льняная рубашка простого покроя. Оттенок обязательно светлый, идеально — белый. Для контраста манжеты или воротник может быть украшен яркой вышивкой, цветочными принтами, национальным орнаментом.
  • Трикотажные майки. Как современный элемент в таком стиле, преимущественно светлых оттенков, майки могут дополняться стильными кардиганами или блейзером. Для полного «погружения» в стилистику, майки также могут украшаться вышивкой, орнаментом или оттеняться яркими аксессуарами ручной работы.
  • Юбка. Женская юбка должна быть удобной, не сковывать движений. Длина в пол или ниже колена, но не мини. Популярны белорусские костюмы с юбкой ниже колен с запахом. В качестве аксессуара можно использовать пояс-кушак из ткани, вручную расшитый бисером, декорированный вышивкой или аппликацией.
  • Сарафан или платье. Длина может быть макси или ниже колена. Удобный крой с мягкой драпировкой, красочный декор в виде воланов, золотой тесьмы, орнамента, вышивки приветствуется.

Белорусские красавицы в первую очередь во все времена ценили в одежде комфорт и скромность. Поэтому белорусский этно стиль подразумевает плавные линии, женственность и свободный крой.

 

Трикотаж

Отдельно хотелось бы сказать о белорусском трикотаже, так как он приобрел поистине мировую известность. Натуральный состав, многообразие оттенков, женственные силуэты, возможность создавать современные ансамбли практически любого размера — это только малая часть его достоинств.

Белорусский трикотаж

 

Трикотажное полотно имеет особую структуру, что наделяет любую вещь гардероба, будь-то майки, блузы, юбки, платья или белорусские костюмы, практичностью и максимальным комфортом в носке. Как правило, правильно выбранная и качественная женская одежда из белорусского трикотажа всегда хорошо «сидит», а дополненный национальными белорусскими мотивами костюм неизменно вызывает восхищение окружающих.

Белорусские трикотажные костюмы

 

Совершенно не случайно мировые дизайнеры используют практически в каждой своей коллекции, которая обязательно пользуется успехом, этно-мотивы того или иного народа мира.

Этно-мотивы белорусского стиля

 

Это означает только одно: мы всегда помним и чтим национальные вековые традиции. Одежда в белорусском стиле не только является ярким тому подтверждением, а и наделяет образ яркими красками и оригинальностью.

 

 

 

ethnoboho.ru

По следам истории. Как одевались наши предки

После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень духовной и материальной культуры народа. Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи Валентина Белявина и Любовь Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм». Исследователи собрали огромный материал. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с авторами и побеседовала с ними о том, как одевались наши предки.

Ракова Любовь Васильевна

  Достоверное представление о костюме белорусских крестьян мы имеем, начиная с середины XIX века, когда появилась фотография, — отмечает ведущий научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук Л. Ракова. На живописных полотнах до XIX века простые сельчане встречаются крайне редко, поэтому составить точное описание их гардероба сложно. Конечно, есть летописные свидетельства. Есть и находки археологов: кусочки тканей, украшений, поясов, обуви XIXIII веков. Они позволяют сделать реконструкции и выяснить, какие материалы использовались для изготовления предметов гардероба. Исследовать традиционный костюм феодального периода нам помогли и актовые материалы XVXVIII веков, особенно судебных дел, где упоминались различные виды одежды, обуви, головных уборов, а также редкие рисунки, выполненные современниками. На эволюцию крестьянского костюма в определенной степени повлиял и костюм привилегированных сословий, отдельные предметы и детали которого частично заимствовались низами. Мода «спускалась» по социальной лестнице с некоторым опозданием.

 Вышивка служила оберегом

Мужская и женская традиционная одежда в Беларуси всегда заметно отличалась в зависимости от регионов. Праздничный гардероб всегда украшался богаче, чем повседневный. Вышивка считалась оберегом и выполнялась в основном красными нитями, располагаясь в местах, где открывался доступ к телу: по вороту, рядом с шеей, по верху рукавов и манжетам, манишке, низу юбок, фартуков и так далее.

У женщин детородного возраста особенно богатым был орнамент на груди: считалось, что он защищал их от злого взгляда и негативного влияния.

Самые распространенные цвета в белорусской народной традиции — белый, красный, черный, синий.

В XIX веке цветовая гамма становится разнообразнее, поскольку развивается промышленность, выпускаются фабричные ткани.

Красивой быть не запретишь

Традиционный повседневный костюм белорусской крестьянки в XIX — начале XX века состоял из длинной сорочки, полотняной, полушерстяной или шерстяной юбки-андарака, жилета, многослойного головного убора.

Как правило, сзади юбка присборивалась в складки. Зимой поверх надевали еще и свиту (свитку) — длинную распашную одежду, разновидность кафтана. Обязательным атрибутом женского народного костюма был передник (фартук, запон), который в праздничном варианте вышивался либо «затыкался» красивыми орнаментальными полосами.

Особенно ярким, самобытным и колоритным специалисты считают женский костюм Полесья, где он сохранялся в быту до 1920-х годов.

Это особого покроя свитки с вшитыми боковыми клиньями, традиционный комплекс женской одежды с обильно вышитой сорочкой, юбкой и безрукавкой (гарсет, кабат), поясная одежда из узорных тканей, очень богато орнаментированные головные уборы.

Костюм свахи Костюм свахи со свиткой. Кобринский строй. Конец XIX — нач. XX ст. Из коллекции МСБК Центра исследований. Фото Н. Мельникова

В ряде восточных регионов Беларуси, пограничных с Россией, женщины и девушки носили платья (юбку или нередко шерстяной или полушерстяной андарак с пришитым лифом), напоминающие русский сарафан, который назывался саяном, кабатом и так далее.

Кабат (юбка с пришивным лифом), д. Авхимки Чаусского р-на Могилевской области. Начало ХХ века. Из коллекции Любови Раковой

Согласно традиции, до вступления в брак разрешалось ходить с непокрытой головой. Обычно девушки заплетали волосы в одну или две косы, вплетали яркие (чаще красные) ленты. Летом надевали венки из цветов либо тонкие ситцевые платочки.

После замужества, выходя на улицу, женщина обязана была прятать волосы под платок или наметку. В каждом регионе существовали свои отличительные способы их надевать и завивать.

Например, в Слуцком районе ими обкручивали голову и укладывали валиком.

Костюм девочек начала ХХ века, д. Лучники Слуцкого района. Фото С. Юхнина

В Давид-Городке и некоторых близких к нему селах (очевидно, под влиянием татар) женщины на голове сооружали мягкую конструкцию, которая называлась «голова».

В конце XIX века крестьянки стали носить фабричные платки, скромные белые с небольшим бордюром цветочного орнамента, а наиболее зажиточные — различных расцветок и размеров павловопосадские платки.

В праздничном костюме непременным атрибутом женщин и девушек были красивые недорогие бусы, серьги.

Летней обувью служили лапти (в праздничном варианте — ботиночки), в холодное время носили сапоги, валенки-катанки.

Какой мужчина без пояса?

Мужской традиционный крестьянский костюм менее разнообразен, чем женский. Его основа — это рубаха (сорочка), штаны (ноговицы), безрукавка и пояс.

Традиционный летний костюм полешука с окраин Пинска

Пояс был обязательным атрибутом мужского костюма, имел утилитарное значение (благодаря ему рубаха прилегала к телу и не мешала выполнять работу), а еще считался оберегом.

Представители сильного пола носили безрукавки из домотканого сукна или полотна, которые назывались камизэлькой. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне надевали однобортные пиджаки — бравэрки.

Верхней одеждой служили свитка (она изготавливалась из валяного сукна) и кожухи, сшитые из выделанной кожи животных.

Сельский комплекс одежды со свиткой, д. Гоща Ивацевичского района Брестской области. Фото М. Мельникова

Самым распространенным головным убором белорусов зимой была шапка-ушанка (аблавуха) из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытая сверху, как правило, темным сукном. Снизу пришивались четыре уха; переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.

Наибольшее распространение зимой и осенью имела магерка из сукна. Летом носили брыли — плетеные шляпы из соломы, лозы.

Демисезонной обувью мужчин служили лапти, боты, зимней — войлочные катанки. До конца XIX века мужчины, как и женщины, в сельской местности ходили в основном в лаптях из лыка или лозы, которые надевались на ноги, обернутые онучами. Популярны у крестьян были и лапти-постолы (поршни), сшитые из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой стягивались вверху лыком, бечевкой или ремешком. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне могли позволить себе купить и обувь промышленного производства.

Фото Л.Бойд. Полешук (Пинск) и Крестьянин в кожухеКомплекс зимней одежды зажиточного селянина, д. Марочна, Западное Полесье. Начало ХХвека

Фото автора, Елизаветы Добрицкой и предоставлены Л. В. Раковой

minsknews.by

Скарбница — народные промыслы Беларуси » Народный костюм

УП «Скарбница» проектирует, моделирует и изготавливает белорусские национальные костюмы высшего качества и идеального сходства с оригиналом. Костюмы создаются из льна, хлопка, шерсти. Научная лаборатория УП «Скарбница» регулярно проводит экспедиции по всей Беларуси, изучает жизнь и быт в белорусской глубинке, на основе которых создаются разные костюмы, которые подчеркивают наши традиции и культуру. Наши костюмы пользуются популярностью у белорусских диаспор по всему миру, они напоминают о Родине.
Национальный костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.
Традиционный белорусский костюм – уникальное явление в культуре народов Восточной Европы. Пройдя длинный путь исторического развития, он сохранял древние общеславянские черты, которые касались материалов и технологий изготовления различных предметов одежды, их кроя, характера украшения и способов ношения.
На территории Беларуси традиционный костюм имел множество локальных вариантов, отличающихся неповторимым местным своеобразием. Внешний вид некоторых довольно хорошо известен по альбомным публикациям и музейным экспозициям, однако повторить их бывает очень сложно из-за отсутствия должных знаний и умений в традиционных приемах ткачества, вышивки, плетения, особенностях кроя и пошива. О других вариантах костюма сохранились лишь отрывочные сведения и отдельные предметы, которые хранятся в собраниях разных музеев. Современные полевые исследования и научно-практическая работа с музейными коллекциями позволяют нам восполнить соответствующие пробелы знаний и дают основание для научной реконструкции утраченных технологических приемов и воссоздания в материале локальных комплексов традиционного белорусского костюма.
Колдовская сила народного костюма так велика, что, однажды прикоснувшись к этой сокровищнице и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, уже не можешь оторваться от нее. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

skarbnica.by

Белорусская национальная одежда 🚩 национальная одежда белорусов 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Одной из самых важных характеристик белорусского национального костюма является устойчивость традиций. Традиционная одежда белорусов вбирала в себя различные веяния и элементы на протяжении долгих столетий. И, несмотря на это, основа и крой некоторых костюмов оставались неизменными.

Некоторые элементы одежды восходят еще к языческим корням, им свойственны архаические черты, к примеру: орнамент или полосатый декор. Технология изготовления тканей тоже берет свое начало многие столетия назад.

Для любой национальной одежды, в том числе и белорусской, характерно отражение взглядов, мироощущения нации. Основной вид белорусской одежды – белые льняные вещи. И считается, что название «Беларусь» произошло именно от безмерной любви белорусского народа к белому цвету.

Белорусская одежда делится на праздничную и будничную. А самые яркие праздничные костюмы надевались в дни, связанные с чествованием земли и с первым выгоном скота на пастбища.

Традиционная мужская одежда была представлена в основном рубахой, безрукавкой и штанами. Летние штаны (их еще называли ноговицы) шили из льняного полотна или полусуконной ткани. А зимние ноговицы шились из темного сукна.

Рубаху обычно носили навыпуск и подпоясывали ярким вышитым поясом. Покрой рубах был простой, туникообразный, с длинными рукавами и воротником-стойкой. Рукава, подол и ворот обычно были украшены кружевами, вышивкой или тесьмой.

Летом мужчины обычно носили безрукавку, называемую камизэлька. Ее шили из домотканого полотна. Зимой простые крестьяне надевали кожухи из овчины, а богачи носили шубы из меха разных животных.

В качестве дополнения к костюмам выступали головные уборы, сделанные из различных материалов. Например: магерка из шерсти, меховая шапка-ушанка или брыль из соломы.

Более ярко характер белорусского народа выражен в женской крестьянской одежде. Ее основу также составляла рубаха, называемая кашуля. Распространенной ее особенностью было то, что на плечах рубахи делались специальные вставки из более тонкого материала, которые украшались тканым орнаментом.

Поверх кашули обычно надевались разные юбки из домотканого материала. Они были разными: льняными, шерстяными, полусуконными. А иногда шились и из фабричной материи.

Как повседневная одежда женщинами-крестьянками использовалась белая полотняная юбка, украшенная на подоле узкой полоской тканевого орнамента. А праздничные и зимние юбки обычно были сшиты из полусуконной ткани, сделанной на льняной основе с шерстяным утком. Или из шерстяной ткани домашнего производства.

www.kakprosto.ru

Белорусский народный костюм

Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Женские народные белорусские костюмы

Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.

Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.

Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.

Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Стилизованный белорусский народный костюм

И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.

Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.

Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.

 

womanadvice.ru

Белорусская одежда, чем отличается и из каких тканей шьется

Качество продовольственных товаров из Беларуси оценили многие жители бывшего СНГ. Однако страна славится не только вкусными сырами, но и отменными текстильными, трикотажными изделиями. В последние десятилетия белорусская одежда составляет достойную альтернативу европейским модным брендам.

История костюма

Одежда – это отражение культуры и традиций страны. Особенностью белорусской одежды является тщательно выделанный орнамент. В прежние времена им украшали рукава, воротнички, фартуки, головные уборы. Основная цветовая гамма – белый и красный:

  • Белый – ассоциируется с чистотой, светом, искренностью, открытостью;
  • Красный – символизирует солнце, страсть, жизнь. Слияние этих цветов приносит счастье, благополучие, успех во всех жизненных начинаниях.

Создавали белорусскую национальную одежду исключительно из натуральных тканей: конопли, шерсти и, конечно же, льна. Из него шили как грубые мешки, так и тончайшие белоснежные сорочки. И если вельможам была доступна заграничная одежда, то крестьяне были вынуждены ткать полотна самостоятельно. Они научились искусству сложного плетения. Окрашивали ткани природными материалами: корой, почками деревьев, ягодами, травами. В каждом регионе имелись свои традиции крашения полотен.

Национальная одежда белорусов отличалась устойчивостью традиций. Несмотря на то, что она вбирала в себя веяние моды различных времен, многие элементы сохраняли архаичные черты, например, самобытный орнамент, полосатый декор.

Белорусская народная одежда для женщин – это белая длинная льняная рубашка, юбка в пол, фартук, иногда костюм дополняли безрукавкой, поясом. Каждая девушка перед замужеством занималась вышиванием одежды для себя, семьи будущего мужа, так она демонстрировала свое мастерство, умение быть рачительной хозяйкой.

Самое строгое одеяние в Беларуси носили перед рождением первенца. В праздники облачались в гарсеты – нарядные безрукавки или жилетки. Гарсеты являлись самой яркой частью костюма, их богато украшали вышивкой, позументом, кружевом, воланами.

Отдельного внимания заслуживает белорусский лен. Традиционно из него шили скатерти, постельное и нижнее белье, одежду, шторы, коврики, рушники. Их украшали вышивкой, а узоры на рушниках имели сакральный смысл. Благодаря мастерству рукодельниц изделия из льна превращались в настоящие произведения искусства. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.

Особенности современных изделий 

Производство любой одежды начинается с проектирования. Ведущие предприятия Белоруссии имеют своих дизайнеров, а одежда изготавливается небольшими партиями. К каждому сезону создаются новые модели с учетом современных тенденций. Одежда из Беларуси имеет множество преимуществ. Перечислим основные из них:

  • Износостойкость – джемпер или платье прослужат долгие годы, не теряя первоначальной формы и цвета после многих стирок;
  • Натуральные ткани – лен, шерсть, хлопок, иногда к ним добавляется небольшой процент синтетических волокон, чтобы изделие не потеряло привлекательного внешнего вида;
  • Приемлемая цена;
  • Одежда белорусских дизайнеров учитывает тип фигуры именно славянских женщин, благодаря этому обеспечивается идеальная посадка;
  • Высокое качество пошива;
  • Следование тенденциям мировой моды;
  • Большой ассортимент товаров для разных времен года;
  • Широкая размерная линейка.

Люди с плотным телосложением сталкиваются с трудностями при выборе одежды. Те товары, которые продаются в магазинах, имеют либо малые размеры, либо непривлекательный старомодный вид. Белорусские дизайнеры постарались сделать так, чтобы полная женщина выглядела стильно и современно в любое время года. Отдельно стоит упомянуть про знаменитый своим качеством трикотаж, который выпускается вплоть до 70 размера. Молодая девушка и зрелая женщина могут подобрать себе наряд для работы, торжественного случая, прогулок, отдыха, спорта. Это платья, сарафаны, блузы, верхняя одежда, спортивные костюмы, пуловеры, брюки, шорты.

Дизайнерские модели великолепно сидят на славянской фигуре, а их декор отличается оригинальностью. Стилистические решения нередко включают комбинацию нескольких материалов, использование различной цветовой гаммы и неожиданной фурнитуры.

Фурнитура и аксессуары

Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.

В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.

Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.

Особенность белорусского стиля – использование натуральных материалов (хлопка, льна, батиста). Причем в фактуре ткани должно прослеживаться четкое плетение. Одежда имеет свободный крой, не стесняющий движений, плавные линии.

Обзор лучших производителей

Мнение о том, что качественная одежда выпускается исключительно за рубежом, давно устарело. Белорусские бренды давно покорили мировой модный Олимп. Рассмотрим самые известные марки одежды.

Burvin

Дизайнеры Burvin отвергают однотипность фасонов. К каждому сезону они радуют поклонников новой коллекцией с колоритными расцветками, неординарными решениями. Они умело сочетают разные стили, например, ретро и модерн. Акцент делается на отличную посадку, качество изделия. Марку выбирают женщины, которые не думают о мнении окружающих, а наслаждаются собственным обликом. Модная одежда из Белоруссии марки Burvin воплощает лучшие женские черты: романтичность, кокетливость, элегантность. Обновление коллекций происходит трижды в год.

Lakbi

Неискушенному потребителю бывает сложно определить, откуда родом эти модели, их частенько путают с французскими дизайнерскими изделиями. Брендовая одежда от Lakbi – это шик, эпатаж, сексуальность, оригинальность решений, стиль и качество. Это касается любой модели, как платья, так и строгого офисного наряда. Обновление моделей происходит 4 раза в год. Новогодняя коллекция Lakbi представлена яркими красками, смелым сочетанием цветов, шикарными тканями в сочетании с минималистическим кроем.

Nelva

Торговая марка существует на рынке более 19 лет. Специализируется на классических нарядах. Женщины смогут найти подходящий костюм для работы и торжественного случая. Основная миссия марки Nelva – создание одежды для успешной леди. Впечатляющее качество изделий, многогранность облика, самореализация – основные идеи торгового дома. Nelva представляет 200 новинок белорусской одежды каждый сезон. Бренд имеет более 100 магазинов, в том числе и в России.

Devita

Торговая марка специализируется в 2-х направлениях:

  • Спортивная одежда;
  • Элегантные деловые наряды.

Devita выпускает наряды для женщин любой комплекции, стройных и полных дам. Для пошива используется текстиль от зарубежных производителей.

Panda

Компания выпускает женскую одежду с 2000 года, при этом использует качественные ткани из Индонезии, Польши, Турции и от местных производителей. Это традиционная одежда, отличающаяся особой элегантностью и идеальной посадкой. Многие родители оценили удобство и приемлемые цены белорусской одежды для детей бренда Panda Kids. Кроме повседневных и нарядных моделей, торговая марка занимается выпуском школьной формы. Panda также предлагает трикотажные изделия, рассчитанные на фигуру любой комплекции.

Ачоса

Производство нарядов компанией «Ачоса» налажено с 1997 года. Философия бренда – творческий подход, выверенная технология. Одежда предназначена для уверенных женщин, которые ценят лаконичность, благородство, ведут активную жизнь. Здесь вы не найдете неразумной экстравагантности, нелепых деталей. Одежда покроена безупречно, скрывает некоторые недостатки фигуры. Коллекции на лето-весну, осень-зиму составляются дважды в год.

Многие фирмы, помимо детской и женской одежды, занимаются разработкой моделей для мужчин. Перечислим наиболее известные бренды.

Westerly

Мужская одежда из Беларуси от Westerly выпускается в стиле casual, сочетает в себе модные веяния и практичность. Компания предлагает текстильные, трикотажные и вязаные модели преимущественно из натуральных тканей. Комфорт, стиль, функциональность – основные направления марки. Модели производятся небольшими партиями, регулярно обновляются.

T&A

Молодое предприятие, специализирующееся на выпуске трикотажа для мужчин. В ассортименте – свитшоты, толстовки, поло. Дизайнеры T&A креативно подходят к созданию моделей, стараются внести изюминку в каждую из них.

Полесье

Предприятие занимается выпуском трикотажных изделий, в том числе и для мужчин. Марка Polesie получила признание благодаря умеренной ценовой политике и актуальным модным тенденциям. Выпускает джемперы, свитера, жилеты, выполненные из собственного сырья.

Lubawa

Качественные экологически безопасные материалы, отменная европейская фурнитура, интересные детали сделали популярность бренду. Это еще и производители детской одежды, в каталоге можно найти модели для ребят любого возраста.

Хорошие родители желают дать своему ребенку самое лучшее, красивое и качественное. Детская одежда из Беларуси знаменита еще гипоаллергенными свойствами, поскольку шьется из натуральных материалов. Платья, джемперы, футболки, штаны имеют высокую гигроскопичность, износостойкость, прекрасно впитывают влагу, не нуждаются в сложном уходе. Самым известным производителем считается торговый дом «Маруся», его фирменный знак – веселая лошадка. Под маркой выпускается одежда для новорожденных, дошкольников и школьников. Модели создаются совместными усилиями итальянских и белорусских дизайнеров. BurvinLakbiNelvaDevitaPandaАчосаWesterlyT&AПолесьеLubawaМаруся

Видео

Фото

odezhda.guru


Смотрите также