Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Фасоны узбекских платьев со штанами


Традиционная одежда узбечек, и почему узбечки носят штаны под платьем

В современном Узбекистане многие женщины одеваются либо полностью в европейском стиле, либо смешивая его с традиционной одеждой. Примерно одна треть всех женщин Узбекистана носит чисто национальные наряды. Так как же выглядит традиционное одеяние узбечек? Постараемся это выяснить.

Национальный наряд в прошлом

Сначала надевается всё нательное – штаны, лёгкие и удобные, с небольшими разрезами по бокам. Они должны доставать до щиколоток, но не больше. Дальше идёт нательное платье (в некоторых случаях рубашка до колена или по щиколотку), которое обязательно имеет боковые вырезы и длинные, иногда короткие, рукава.

Следующие вещи – халат, женская тюбетейка и полусапожки на ножки обязательно с носками и летом, и зимой. Если совсем укорениться в религиозные традиции, то можно узнать, что на голову, ко всему прочему, надевается платок, а то и два, чтобы прикрыть волосы.

Национальный наряд в настоящем

В 21 веке некоторые элементы одежды были отброшены или заменены. Обувь с сапожек поменялась на шлепанцы без носок, многие стали носить безрукавки вместо халатов. Но традиция носить штаны под платьем или халатом так и осталась: это связано с религиозными обычаями. Одежда женщины-мусульманки должна закрывать всё тело и быть не похожей на мужскую: поэтому они носят широкие штаны или брюки, скрывающие формы тела.

Интересные факты про узбекскую одежду

  • По цвету женской одежды можно узнать о социальном положении мужа. Например, преобладание фиолетового цвета говорило о высоком положении мужчины, а зелёного – о низком.
  • Женщины не подпоясывали одежду, если только на похороны или в торжественных случаях. Это связано с тем, что женщине нельзя показывать очертания своего тела чужим.
  • Штаны делались из двух видов ткани: верхняя – дешёвая, под платьем всё равно не видна, зато удобна, нижняя – дорогая и роскошная, что свидетельствовало о высоком социальном статусе.
  • В двадцатые годы прошлого столетия отменили паранджу, на её место пришёл обычный платок.
  • Женщины всегда дополняли свой образ золотыми или серебряными украшениями, независимо от возраста. Это и кольца, и браслеты из натуральных драгоценных камней, и ожерелья из монет или кораллов, все они были произведениями национального искусства Узбекистана.

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

kstrip.ru

Основной чертеж выкройки узбекского платья - Узбекистан - Национальная одежда


 Для построения основного чертежа выкройки узбекского платья даны следующие мерки (в см): 
  • длина изделия - 115 
  • окружность шеи - 18 
  • окружность груди - 48 
  • глубина проймы - 19 
  • ширина спинки - 18 
  • длина спинки до талии - 40 
  • длина полочки до талии - 44 
  • длина рукава - 60 
  • ширина рукава - 42 
  • высота оката рукава - 15

 Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается

 Построить прямой угол с вершиной в точке А. 

 Длина изделия. От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354). 

 Глубина проймы. От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г. 

 Ширина плана чертежа выкройки. Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой. 
 


 Спинка. Ширина спинки. От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой. 

 Ширина проймы. Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48 : 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией. 

 Росток спинки. От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18 : 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6 : 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки. 

 Скос плеча спинки. Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см. 

 От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1. 

 Пройма спинки. Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2. 

 Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354). 

 Перед. Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане. 

 Глубина проймы полочки. От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой. 

 Горловина полочки. От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18 : 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18 : 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией. 

 Плечо полочки. От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3. 

 Вспомогательные точки для построения проймы полочки. От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки. 

Построение чертежа выкройки рукава платья 
 


 Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см): 
  • длина рукава - 60 
  • ширина рукава - 42 
  • высота оката рукава - 15 

 Примечание. Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48 : 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48 : 4 = 12 + 3 = 15 см

 Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н. 

 От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2. 

 По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава. 

 Окат рукава. Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой. 

 От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15 : 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава. 

 От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15 : 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава. 

 Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355. 

 Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6. 

 Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией. 

shei-sama.ru

Исмат Юсупов. Национальное узбекское платье: от стародавних времен до наших дней

Исмат Юсупов, известный знаток узбекских национальных стилей одежды и увлеченный коллекционер. Много лет он собирает по Узбекистану, пылящиеся в старых сундуках с приданым старинные одежды, изучает и реставрирует их. Исмат Юсупов организовал местных ташкентских мастериц в общее дело по шитью и вышивке эксклюзивного национального костюма. И сегодня, благодаря им, каждая  ташкентская красавица может позволить себе одеться в хорезмском, бухарском, ферганском, сурхандарьинском или любом другом региональном стиле.
В этом году, в ташкентском музее декоративно-прикладного искусства с успехом прошла персональная выставка предметов из коллекции Исмата. Одежда, сюзане, ковры, старинные образцы тканей - все это переливалось в выставочном зале музея, словно сокровища в древнем ларце.Мужской бухарский халат из бекасаба

Женский халат. золотое шитье по бархату. Бухара

Паранджа бухарской женщины. бархат, шелковые нити.

Бухарский чапан из бекасаба

Женский халат. Бухара. Бекасаб

Женский хорезмский халат из адраса

Женский хорезмский халат из адраса

Паранджа сурхандарьинской женщины. Бекасаб

Женский халат из бекасаба. Хорезм.

Детали одежды каракалпакской женщины

Верхняя часть женского костюма - кемишек. Шелк, вышивка. Каракалпакия.

Мужской шелковый халат. Нурата

Расшитый мужской халат "Гиссарский"

Непременно, рядом с работами старых мастеров, Исмат Юсупов демонстрирует модели одежды, выполненные руками современных мастериц

В каждой вещи использованы рисунки, ткани, детали и техники традиционного узбекского костюма

Работы изумительного качества и очень трудоемкие

Как и положено, к одежде прилагается стильная обувь: золотошвейные бархатные туфли, расшитые, словно сюзане стильные полусапожки.

Современных работ великое множество:

Деловой жакет  с воротником-стойкой, расшитый шелковыми нитями по бархату и легкая летящая шелковая юбка с абровым рисунком.

Платье в форме традиционной длинной туники из стилизованного абра:

Классический узбекский женский приталенный халат актуален и сегодня. И 500 лет не прошло, а все смотрится современно.

Все современные модели можно рассмотреть, примерить и купить.
Исмат демонстрирует великолепный мужской двусторонний халат. Каждый элемент узора на нем имеет свое значение.


Часть коллекции Исмата Юсупова можно увидеть в ташкентском Музее декоративно-прикладного искусства, а выбрать и купить современные работы, там же, во дворике музея в специализированных магазинах. Цены очень лояльны и приемлимы. Так что будете в Ташкенте, непременно загляните в старую махаллю, недалеко от станции метро Космонавтов. Глядишь, выйдете оттуда краше бухарского хана.

iqmena.livejournal.com

Главное, что бы костюмчик сидел. Узбекистан. / Флешмобы / Бусинка

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии — можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины
Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века

И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца — «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка!

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги — мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице «Девичий узбекский национальный костюм» Клацнув на ссылку убедитесь сами

Ну, и заодно уж покажу узбекское кафе. Конечно, они не все такие, есть совершенно современные. Но есть и такие, чесслово!

businka.org

Узбекский национальный костюм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Узбекский традиционный костюм (1845—1847)

Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане ещё до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одежда[править | править код]

  • Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы[править | править код]

  • Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  • Папаха — головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
  • Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувь[править | править код]

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галерея[править | править код]

Танцевальная одежда Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Верхняя одежда[править | править код]

  • Женский халат — ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой.
  • Камзол — во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Головные уборы[править | править код]

  • Платок — голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В XIX столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол.
  • Паранджа — представляет собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван. В двадцатые годы XX столетия, когда советская власть повела борьбу с «пережитками», паранджа постепенно вышла из употребления в большинстве регионов.
  • Тюбетейка — костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой.

Обувь[править | править код]

Главной женской обувью были туфли без задников.

Галерея[править | править код]

Узбекские национальные костюмы. Ташкент (1911) Пожилой узбек (центральный Узбекистан) Фестиваль шелка и специй (Бухара) Национальная Хорезмская одежда мужчины

ru.wikipedia.org

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.


Золотая вышивка

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив... Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

Больше красок!

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Музей Узбекистана в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В июне 2018 года в павильоне «Вокруг света» на Улице Мира в ЭТНОМИРе был открыт Музей Узбекистана. Экспонаты заняли помещение Дома Центральной Азии. Председатель Калужского регионального отделения Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев Акбар Абдужалилович Нурудинов и Барчиной Аманбаевна Нурудинова лично занимались наполнением музея. Они привезли из Узбекистана предметы быта, национальную одежду, фарфоровую посуду и ковры, ткацкий станок, старинную колыбель – бешик.

Двери всех домов на Улице Мира открыты для посетителей. Познакомиться с тем, что представлено в Музее Узбекистана, можно самостоятельно или в ходе обзорной экскурсии по парку.

ethnomir.ru

женские, мужские и для девочек-узбечек, современные костюмы Узбекистана, история

Традиционный костюм рассказывает об истории и особенностях нации. Он формируется веками, а значит, внимательно изучая его, можно проследить целую жизнь народа.

Немного истории

Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями. Находясь в гостях у узбеков, вас обязательно напоят чаем и поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. А наливая очередную чашку, спросят: с уважением или без? Не удивляйтесь, что ответив утвердительно, чаем покроется лишь дно чашки. Таковы традиции гостеприимства и хозяин будет с радостью подливать чай самому дорогому гостю.

Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере. Их же исповедание предписывает ежедневный намаз, к которому необходимо облачаться в закрытую и удобную одежду. Так, под воздействием веры создавался узбекский национальный костюм.

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

  • Первым важным элементом для мужчин является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

  • Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

  • Детский национальный костюм схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Аксессуары и обувь

Если костюм по канонам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью.

Говоря же о головных уборах, изначально на женщину была надета паранджа. Повседневным вариантом был черный цвет. Интересно, но надевать ее предпочитали исключительно выходя за ворота собственного дома, боясь притянуть черным цветом невзгоды в семью. Позднее паранджу вытеснили платки и тюбетейки-дуппи.

В качестве обуви узбечки использовали мягкие сапоги без задника и каблука, а также модели из грубой кожи или резины. Последние, стоит сказать, и по сей день пользуются успехом благодаря прекрасным тепловым свойствам и удобству.

Мужчины в качестве головного убора изначально носили тюбетейку. В качестве обуви надевали мягкие сапоги. Узбеки высших слоев общества имели и парадные сапоги с небольшим скосом к середине подошвы. Эта деталь предназначалась для всадников, помогая им увереннее держаться в седле.

Современные модели

Красота Востока всегда покоряла европейцев. Неудивительно, что и сегодня создаются современные модели одежды, навеянные настроением манящего, закрытого и то же время очень гостеприимного Узбекистана.

  1. Костюм с коротким широким халатом и тюбетейкой, расшитые символами и цветочными мотивами поражают буйством красок и их гармоничностью. Дополняется колоритный костюм крупным кулоном-оберегом.
  2. Яркое платье с резинкой на талии, выполненное в характерной узбекской цветовой гамме, усовершенствовано разрезами на плечах и широкими рукавами.
  3. Туникообразное платье и штаны смотрятся весьма современно, ведь последние имеют зауженный крой, очерчивая женственную фигуру.

wlooks.ru

Узбекский костюм для девочки своими руками. Как называются узбекские платья? Узбекские национальные платья: фото


Главное, что бы костюмчик сидел. Узбекистан. / Флешмобы / Бусинка

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии — можете смело делать замечания и даже ругать.ЖенщиныЖенский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского Конец XIX века

И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче. Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

gepur-shop.ru

Узбекская национальная женская одежда - Узбекистан - Национальная одежда

 Узбекская  национальная одежда состоит из платья и жилета. Платье благодаря строгой красоте линий всегда выглядит очень элегантно. 

 Характерный фасон платья - кокетки и прямые полотнища стана (низа) - делают его пригодным для женщины любого телосложения, роста и возраста. Кроме того, прямо скроенные полотнища стана сохраняют полностью рисунок ткани, что делает платье нарядным. 

 Узбекские женские платья можно разнообразить формой рукавов, кокеток и воротников, сохраняя, однако, их основной национальный силуэт. 

 В настоящей главе дается несколько фасонов платья с учетом их пригодности для всех времен года и их назначения - для работы, дома, прогулки, театра. Дается несколько новых фасонов - платье кимоно, платье со складочками, заменяющими кокетку. 

 Кроме того, при пошиве платьев можно широко использовать отделку из кружев, лент, бейку, плиссеровку. Особенно же следует использовать для отделки платьев национальный орнамент. Надо сказать, что вышивка узбекских платьев как-то мало распространена, а если и встречается, то это чаще всего узоры, ничего общего не имеющие с национальными мотивами. Как нарядно выглядело бы платье, повторившее по низу стана, по кокетке и рукавам узор тюбетейки и другие узоры, несложные по исполнению, но оригинальные и нарядные по характеру. 

 Платья, представленные в настоящей главе, могут быть исполнены из различных тканей - от бархата до ситца. 

 Назначение  каждого платья и ткань, которая рекомендуется для его пошива, указаны в объяснениях фасонов - но надо помнить, что не обязательно шить платье только из той ткани, которая рекомендуется автором. Платья, которые шьются из пестрых тканей, нужно делать пестрыми независимо от сорта ткани, а гладкокрашеные - такими же гладкими. Так, набивной крепдешин можно заменить пестрым штапелем и наоборот. Не следует платье из пестрой ткани перегружать отделкой - оборочками, пестрыми бие, вышивками - такая отделка не будет заметна на ткани и будет мешать общему впечатлению. Для отделки пестрых платьев надо использовать однотонную ткань, подбирая ее в тон фона ткани платья, или, если отделки немного (например, кантик, пуговицы),- в тон самого яркого рисунка ткани платья. 

 При выборе ткани надо строго учитывать назначение платья, пригодность к сезону и соответствие ткани выбранному фасону. Так, платья для работы на производстве должны быть закрытыми, сшитыми из плотной ткани неярких тонов (ситец, сатин), для дома и улицы: летом - легкие, пестрые ткани (штапель, майя, шифон), шить их следует с открытым воротом и короткими рукавами. Для театра, гостей и других торжественных случаев используются такие ткани, как пан-бархат, хан-атлас, всевозможные шелковые крепы, шелковый шифон, капрон. 

 Если к платью делается жилет, то для него берут плотную однотонную ткань, преимущественно темных цветов, черного, синего, лилового, вишневого, коричневого и др. Качество ткани зависит от назначения жилета - к простым платьям жилет, шьется из вельвета, ластика и других простых плотных тканей, а к платьям, предназначенным для торжественных случаев,- из бархата, сукна, плюша, плотной шерсти. Жилет может быть отделан вышивкой, бейкой, пуговицами. 

 Для разработки фасонов платья автор настоящего раздела использовал основной чертеж платья и рукава В. А. Полтава. 

shei-sama.ru

Зимнее платье - Узбекистан - Национальная одежда

 На рис. 356 представлено  зимнее платье из гладкокрашеной ткани - шерсти, фланели, креп-сатина и др. 

 Платье отделано бейками из креп-сатина на блестящую сторону или из ткани, гармонирующей с тканью платья.

 По центру кокетки переда небольшой мысик, кокетка спинки платья - прямая. Клинья по центру переда и спинки слегка расклешены и заложены в складку по линии швов, а боковые клинья спинки и переда присборены. Платье может быть исполнено без бокового шва - в этом случае на развернутую по ширине ткань накладываются выкройки боковой части спинки и переда и выкраиваются вместе. 

 Боковые срезы стана платьев обычно не расклешиваются, но если надо сделать платье внизу более широким, то можно раскосить их на 5 - 7 см, причем надо обе стороны (спинку и полочку) раскашивать одинаково. 

 Рукав - длинный, расширенный книзу, на манжете. Воротник - фигурный, цельнокроенный. 

Построение чертежа выкройки платья 

 Построить основной чертеж выкройки платья согласно мерке (любого размера). 

 Примечание. Основной чертеж построен па 48 размер и все фасоны платьев рассчитываются на этот размер. Если чертеж выкройки будет делаться на другой размер, изменяется только мерка. Все дополнительные расчеты, взятые при построении основного чертежа платья и рукава на 48 размер, остаются постоянными для всех размеров. 
 При построении чертежа выкройки можно менять расчеты деталей платья, например, кокетку делать длиннее или короче, клинья уже или шире, прибавлять ткани на сборку больше или меньше. Можно также изменять по желанию длину и ширину рукава

 


 Кокетка спинки (рис. 357). На плане чертежа выкройки спинки платья, согласно фасону, надо построить кокетку для чего от точки А вниз отложить 16 см и поставить точку К. Затем от точки С также вниз отложить 16 см и поставить точку К1. Точки К и К1 соединить прямой. 

 Клин спинки. От точки К по линии кокетки отложить 10 см и поставить точку К2. По линии низа от точки Н вправо отложить 17 см и поставить точку Н3. Точки К2 и Н3 соединить прямой. Затем от точек К2 и Н3 вправо отложить по 5 см, отметить точки К3 и Н4 и соединить их пунктирной линией - это будет припуск на складку. (В дальнейшем все припуски на складки, сборки и т.п. будем отмечать пунктирной линией). 

 Кокетка переда. От точки Е вниз отложить 16 см и поставить точку К4, от точки Г1 вниз отложить 3 см, поставить точку К5. Точки К4 и К5 соединить прямой. 

 Клин переда. От точки К5 по линии среза кокетки отложить 11 см и поставить точку К6; по линии низа от точки Н1 влево отложить 18 см, поставить точку Н5. Соединить точку Н5 с точкой К6 прямой - получим клин переда платья. 

 От точек К6 и Н5 влево отложить по 5 см, отметить точки К7 и Н6 и соединить их пунктиром - получим припуск на складку. 

 Боковая часть спинки и переда. От точки Н вправо отложить 2 см (рис. 358) и поставить точку Н3, которую соединить с точкой К2 - получим косой срез боковой части платья. От точек К2 и Н3 влево отложить по 7 см и соединить их пунктирной линией, как показано на рис. 358,- получим прибавку ткани на сборку. 

 От точки Н1 влево отложить 5 см, поставить точку Н4, затем соединить ее с точкой К3 прямой линией - это будет срез бока переда. Отложить на прямой ВГ1 от точки К3 - 9 см, обозначить точку К5 - получим прибавку на сборку. От точки Н4 вправо отложить также 9 см и поставить точку Н5, затем соединить пунктиром точки К4, К5 и Н5. 
 


 Воротник (чертеж выкройки воротника дан на основном чертеже). От точки Б1 отложить влево по линии плеча 4 см, затем от точки 4 см вверх отложить одну треть окружности шеи - 6 см. От точки Б1 через точку 6 см провести прямую, равную одной трети окружности шеи плюс 2 см (2 см прибавляем на случай, если воротник окажется короче горловины спинки ростка), в данном примере: 6 + 2 = 8 см. 

 От точки 8 см под прямым углом к ней отложить ширину воротника 6 см (можно брать по желанию). Затем от точки Б2 вниз отложить 14 см. От точки Б2 вправо отложить 6 см, которые разделить пополам (по 3 см) и поставить посередине точку Б3. Затем от точки Б отложить вправо 1 см. Соединить точки 6 см, 1 см, 3 см и 14 см, как показано на рис. 358. 

 Рукав. Для построения чертежа выкройка рукава платья нужно построить чертеж выкройки основного рукава, укоротив его на ширину манжеты, то есть на 3 см (показан пунктирной линией, рис. 359), и расширить внизу на 4 см с каждой стороны. 
 


 Манжета. Ширина манжеты в данном примере 6 см, длина - 24 см. 

Раскрой и технология пошива платья 

 На вдвое сложенной ткани разложить детали платья так, чтобы все они были расположены в длину ткани (вдоль кромки) с учетом припуска на швы. Припуски на швы в боках и клиньях - 1,5 - 2 см, в рукаве - 1 - 1,5 см, по плечу - 2 см, по пройме, горловине, воротнику и окату рукава - 1 см. На кокетку, если она пристрачивается широким швом, дается припуск 2 см, а если узким швом или внутренним швом - 1 см; по стану платья вверху припуск 1 - 1,5 см, внизу - 5 - 7 см. Стан вверху выкраивается по прямой линии даже в том случае, если кокетка фигурная и подчищается только после окончательной примерки. Это делается для того, чтобы избежать ошибки в расчете верхней части стана. 

 Припуск на рукавах внизу - если он на манжете - 2 - 3 см, а для манжеты - 1 см. 

 Кокетку следует делать на подкладке, она лучше лежит и более прочна. Подкладку спинки можно делать из другой ткани в тон фона платья, а подкладку кокетки переда - из ткани платья, особенно если платье с отворотами. 

 При раскрое кокетки переда разрез горловины надо делать до точки Г1, затем по линии БГ1 подшить кусочек ткани, после этого кроить воротник, по фасону, (когда воротник будет отвернут линии шва не будет заметно). Подкладку надо кроить разрезанной до конца кокетки, иначе не получатся отвороты воротника. 

 Наложив выкройки на ткань, тщательно проверить направление рисунка, затем выкройки обвести мелом строго по краю и вторично - по припускам на швы. После, раскроя наметить центры деталей платья - кокетки, стана, клиньев, рукавов, а также контуры деталей платья по выкройке. 

 Наложить и пристрочить бейки на клинья и соединить их с боковыми частями стана. Заложить по швам клиньев мягкие складки шириной 5 см, собрать на две нитки боковые части стана с расстоянием между ними 0,5 см. Нитки стянуть по ширине кокетки и соединить стан с кокеткой, строго следя, чтобы совпали центры деталей. Кокетку переда предварительно обработать следующим образом: застрочить отвороты воротника, вывернуть их, расправить уголки, разгладить. Стан также собрать на две нитки и соединить с кокеткой. Стачать плечи платья и пришить сзади воротник. 

 Если стан делается без шва по боку, то соединить его с кокеткой следует после того, как кокетка полностью сшита. Сшить рукава, пришить манжеты, сделать посадку по окату, собрать его на две нитки (как стан) и вметать мелкими (0,5 см) стежками. 

 Бейки надо кроить по косой ткани - косые полосы лучше ложатся на платье. Пришить так: приложить лицевой стороной к платью, прострочить у края, отвернуть, подогнуть срез внутрь на 0,5 см и прострочить по краю шелковыми нитками в тон беек. На воротнике бейки лучше сделать подкройными. В процессе шитья делается несколько примерок, во время которых устраняются недостатки, возникшие при пошиве, например, если бока платья будут провисать, то их надо подчистить - поровнять со спинкой и передом платья. (Об устранении недостатков, обнаруженных при примерке, уже говорилось в предыдущих главах). Низ платья подшить потайным швом. 

shei-sama.ru


Смотрите также