Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Какую обувь императрица разрешала одевать к парадному платью


Какую обувь императрица Анна Иоанновна разрешала надевать придворным ...?

1

. дамам к парадному платью?

10 ответов:

1

Читала про это очень давно и конечно же сразу знала ответ на этот вопрос.

Во времена правления Анны Иоановны, во дворцах было ужасно холодно. Комнаты были огромные и камины просто не справлялись.

Поэтому Анна Иоановна поняв прелесть теплоты валенок, из них практически не вылезала. Но чтобы не казаться странной своим поданным и придворным, она разрешила и им носить ВАЛЕНКИ.

Ответ отмечен как лучший!

5

Сейчас может показаться удивительным, но императрица Анна Иоанновна разрешала придворным дамам к парадному бальному платью надевать ВАЛЕНКИ.

Валенки уважали на Руси во все времена. Это сейчас они считаются самой простой и самой дешёвой обувью (хотя сейчас валенки снова стоят не так уж дёшево), а раньше были доступны только зажиточным крестьянам.

0

Никогда бы не подумала, что этот вид обуви сочетается с бальным платьем! очень уж простой и незамысловатый, его носили простые люди, но никак не занть.

Тем не менее именно русские валенки императрица Анна Иоанновна разрешала носить дамам к парадному платью.

Считалось, что это удобная теплая обувь, которая способна лечить разные болезни. А болеют все: и простолюдины, и знать.

ВАЛЕНКИ - верный ответ на этот вопрос.

0

Да уж - это вам не хрустальные туфельки, такую обувь точно не потеряешь, а если и соскочит, то вряд ли найдется та ножка, который бы этот "туфель" не подошел. Умели раньше ценить то, что народ "ваял", не зря говорили, голова на морозе, а ноги в сухости и тепле, так что валенки - самая подходящая обувь под бальный наряд-).

Ответ - валенки

0

Вот уж никогда бы не подумала о какой обуви идет речь в этом вопросе и что именно ее можно было с разрешения императрицы надеть к бальному платью. Конечно эта обувь удобная и теплая, тут спору нет и кто знает может и танцевать в ней гораздо удобнее чем в тесных туфельках, а обувь эта очень известная и знаменитая на Руси- Валенки.

0

Имея доступ к сети, ответить на этот вопрос можно очень быстро - в этом вопросе подразумевается обувь, которая практически во все времена, с момента своего появления, пользовалась популярностью на Руси (подробный и интересный материал есть здесь) - вот что удалось найти по теме вопроса:

Ответ: "Валенки".

0

Наверное, пребывая в замужестве вне Российской империи, Анна Иоановна намучилась, поэтому став императрицей, разрешала знатным дамам носить на балы простые валенки. А что - тепло и удобно. А то, что не весьма красиво - тогдашняя длина платья и не такое могла спрятать.

0

Достаточно посетить с данным вопросом любой поисковик, как вам этот поисковик выдаст ответ прямо на тарелочке с голубой каемочкой. Правильным ответом на вопрос о обуви, которую разрешала одевать к придворным платьям российская императрица Анна Иоанновна - ВАЛЕНКИ.

0

Как ни странно, это всем известные валенки, хотя и совсем не вписывающиеся в комплект с бальным платьем. Императрица и сама их надевала. При этом обязывала всех придворных дам следовать последней моде и одеваться только в соответствии с ней.

0

Это обувь и ныне пользуется большой популярностью у жителей нашей страны и за рубежом. Носится она в зимний период времени, так как ногам в них очень тепло. Это конечно же ВАЛЕНКИ, хотя они и не очень сочетаются с парадной одеждой фрейлин.

otvet.ws

Коронационные платья российских императриц. Часть 1

Я не так давно делала эту подборку. И захотелось собрать всё в одном месте. Где была возможность — прилагаю к фотографиям платья портрет в нем же, где не нашла — просто парадный портрет владелицы.

Начнем с самодержиц.
Екатерина I Алексеевна
Начало правления 28 января (8 февраля) 1725
Конец правления 6 (17) мая 1727
Коронация состоялась 7 (18) мая 1724
(как императрица-супруга Петра I)
Платье из красного шелка, украшено серебряным шитьем и вытканными узорами.
Остов короны.
Первая российская императорская корона, созданная к коронации Екатерины I. Не сохранила своего первоначального облика. В 1730 г. украшавшие ее алмазы были перенесены на корону императрицы Анны Иоанновны. По повелению императора Александра I, корона как историческая реликвия была передана в Оружейную палату.

На этом фото видны туфли:

Анна I Иоанновна
Начало правления 15 февраля (26 февраля) 1730
Конец правления 17 (28) октября 1740
Коронация 28 апреля (9 мая) 1730
Платье Екатерины I заказали в Берлине и привезли в Россию «патрон», то есть выкройку с вышивкой, скреплённую швами лишь в нескольких местах. И здесь только собирали. Причем собирали в большой спешке, за тра дня, если верить музейным записям. А вот платье Анны Иоанновны полностью сшито в России из из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Есть утверждение, что первоначально платье было розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Утверждение кажется мне спорным, потому как на портрете оно какое угодно, но не розовое.
Шлейф необычный, треугольной формы. Отделка платья на портрете и на музейных фото отличается, скорее всего это связано с тем, что его дополнительно отделывали после, в соответствии с меняющейся модой.
Корона и цепь андреевского ордена.

Елизавета Петровна.

Начало правления 25 ноября (6 декабря) 1741

Конец правления 25 декабря 1761 (5 января 1762)

Коронация 25 апреля (6 мая) 1742
Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть нарядней императрицы.
Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного цвета) с украшением из золотого позумента.
На портрете в этот раз опять другое платье. Зато нашлось фото, на котором хорошо виден шлейф, и фото макета коронационного облачения Елизаветы из портретного зала Екатерининского дворца. Макет, кстати, бумажный. :)

Платье Екатерины Великой.
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)
Последняя из императриц самодержиц.
Начало правления 28 июня (9 июля) 1762
Конец правления 6 (17) ноября 1796
Коронация 22 сентября (3 октября) 1762
Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы.
Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см.
К 1775 году относится появление при российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле, моду на которые ввела Екатерина II . Эти костюмы являлись подражанием как длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана – в виде сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном», сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением российских императриц. (сайт Музеи Московского Кремля)
О придворных платьях мы с вами непременно поговорим, само же коронационное платье Екатерины было изготовлено из серебряной парчи с отделкой кружевом и вышитыми аппликациями.
Императорская корона, была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин.
Ну и в комплект, для полноты образа — туфли.
С портретами в этот раз у меня не возникло никаких проблем.

На этом первая часть, посвященная российским самодержицам, закончена. Завтра я напишу о платьях супруг императоров России.

Со второй частью вы можете ознакомиться здесь>>, с третьей частью можете ознакомиться здесь>>.

www.livemaster.ru

Наряды Дома Романовых | Блогер Encore на сайте SPLETNIK.RU 22 марта 2014

Коронационное платье императрицы Екатерины I. Оружейная палата.

Камзол императора Петра II

Коронационный камзол императора Петра II

Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны

Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны

Платье императрицы Елизаветы Петровны

Перчатка императрицы Елизаветы Петровны

Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны

Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны.
(Талия - 43 сантиметра)

Коронационное платье императрица Екатерины II

Мундирное платье императрицы Екатерины II

Мундирное платье императрицы Екатерины II

Офицерское платье Екатерины II (по форме Кирасирского полка)

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1820 г

Мундир императора Павла I

Прусский мундир императора Павла

Платье императрицы Марии Федоровны

Мундир Александра I. Первая четверть XIX века

Коронационное платье императрицы Александры Федоровны

Коронационный мундир императора Николая I

Мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежал ЕИВ Государю Николаю Павловичу

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, ок. 1830 г.

Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I

Мундир общегенеральский императора Александра II. Россия, до 1872 г

Коронационное платье императрицы Марии Александровны

Придворное платье в.кн. Марии Федоровны, 1860-е гг.

Визитное платье в.кн. Марии Федоровны. Ч-Ф. Ворт, 1880 г

Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны

Визитное платье Великой княгини Марии Федоровны, 1880 г.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Платье императрицы Марии Федоровны, 1880-е гг. 

Платье императрицы Марии Федоровны, модельер Ч. Ворт

Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, Morin Blassier

Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е. Мастерская Ч. Ворта.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны

Вечерние платья от Ворта императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.

Дорожное платье императрицы Марии Федоровны. Чарльз Ворт,1880-е.

Платье императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Бризака.

Мундирное платье императрицы Марии Фёдоровны, шефа Лейб-Гвардии Кирасирского полка.

Туфли императрицы Марии Федоровны

Платье императрицы Марии Федоровны. Мастерская Чарльза Ворта, Франция, 1892 г.

Платье императрицы Марии Федоровны

Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, дом Fromont

Платье парадное придворное Великой княгини Ксении Александровны. 
Россия, С-Петербург, мастерская О. Бульбенковой. 1894 год.

Придворные платья Великой княгини Ксении Александровны

Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1880-е гг.

Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1890-е гг.

Мундир императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка.

Мундир полковника лейб-гвардии Гусарского полка, в котором венчался император Николай II.

Парадная форма полковника Лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II

Парадная форма полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II

Подвенечное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О.Н. Бульбенковой, 1894 г

Коронационная мантия императрицы Александры Федоровны, 1896 г

Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, 1896 г

Туфли императрицы Александры Федоровны к коронационному платью, 1896 г

Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны 
Мастерская О.Н. Бульбенковой

Маскарадный костюм императора Николая II, 1903 г

Костюм маскарадный императрицы Александры Федоровны (парадная одежда русской царицы XVII в.), 1903 г

Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны, 1903 г

Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская Н. Ламановой

Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой

Платье парадное придворное из розового муара императрицы Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой

Парадное платье императрицы Александры Федоровны

Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А.Т. Ивановой, Санкт-Петербург, середина 1890-х гг.

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны. Франция.

Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.

Визитное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.

Платья императрицы Александры Федоровны

Платья дочерей императора Николая II

Ночная рубашка одной из дочерей императора Николая II

Придворные платья Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Придворное платье одной из дочерей императора Николая II

Придворные платье Великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны

Платье, принадлежавшее одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II, мастерская А. Бризак, 1910-е гг. 

Мундирное платье шефское офицерское 3-го гусарского Елизаветградского полка Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны

 

Мягкие туфельки, принадлежавшие дочерям императора Николая II. Изготовлены в Польше в 1896-1902 гг.

Туфли, принадлежавшие одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II

Мундирное платье Великой княжны Татьяны Николаевны, шефа 8-го Вознесенского Уланского полка

 мундир 9-ого Казанского драгунского Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны полка 

Халат цесаревича Алексея Николаевича

Костюм цесаревича Алексея Николаевича, 1909 г

Комплект обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка: мундир, эполеты, погоны, рубашка-косоворотка, пояс, шаровары, шапка, сапоги. Россия, 1911. Принадлежал наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу

Мундирный комплект подпоручика 12-го Восточно-Сибирскаго стрелковаго Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка.

Шинель цесаревича Алексея Николаевича

по материалам группы ДОМ РОМАНОВЫХ

www.spletnik.ru

Екатерина II: Встречайте по одёжке!

Императрица Екатерина II (1729-1796), правительница мудрая и дальновидная, умело влияла на общественное мнение - не только словом, но и модой. Самодержица создала особый костюмный язык военно-политической пропаганды.

Платье патриотическое

Силу этого изысканного оружия она впервые осознала в 1763 году, во время коронационных празднеств. В Москве был устроен маскарад "Торжествующая Минерва". Три дня на улицах первопрестольной разыгрывали аллегорические картины в жанре народных комедий и балаганов. Шуты, скоморохи, зазывалы, чумаки с балалайками... Екатерина наблюдала за происходящим из окон дома Бецкого. Многие ее видели. И отметили особый костюм - ало-бархатное платье в народном вкусе.

В тот год обращение к национальному стилю было важно царице, прекрасно понимавшей: и аристократы, и простые русские солдаты не одобряли нововведения Петра III. Могли невзлюбить и ее за германское происхождение. Потому и русское празднество после коронации, и стилизованный русский костюм, который не мог не понравиться публике.

С началом Русско-турецкой войны Екатерина вновь примерила патриотический наряд. 4 апреля 1770 года, в день Пасхи, она "соизволила быть в славянском платье". К тому моменту война длилась уже больше года, императрица ожидала от войск новых "славных викторий": следовало очистить Молдавию и Валахию от османских войск, взять Бендеры, большие надежды возлагались на русский флот. И поскольку бои шли большей частью на территории, занимаемой славянскими народами, императрица сделала свой пасхальный выбор.

В этом платье она как бы становилась "матерью" славянских народов, их покровительницей и заступницей.

Как выглядело оно? Описания не обнаружены. Но ответ, возможно, следует искать на аверсе медали "Портретной серии" с чеканным портретом княгини Ольги. Округлое лицо, мягкие черты, двойной подбородок, чуть заметная улыбка - все напоминает Екатерину II. Если же принять во внимание, что славянское платье появилось практически одновременно с медалью, то не исключено, что оно было скопировано с портрета княгини.


Платье русское

В сентябре 1770 года Екатерина II впервые надела русский наряд. Он состоял из глухого неширокого в юбке платья с длинными рукавами и "молдавана", то есть верхнего распашного платья без рукавов. Фасон был также обусловлен военными событиями. Летом русские войска одержали серию блистательных побед - 17 июня при Рябой могиле, 8 июля - при Ларге, 21 июля - при Кагуле. 19 августа корпус князя Репнина взял крепость Килию, 16 сентября граф Панин овладел Бендерами.

Екатерине было чем гордиться. И она продемонстрировала это нарядом.

Новое платье государыне явно нравилось. В нем она часто появлялась - в дни торжества высочайшего коронования, орденских праздников, Нового года. В нем с удовольствием позировала художникам - Иоганну Лампи, Федору Рокотову, Александру Рослину, Дмитрию Левицкому. За основу наряда был взят боярский костюм эпохи царя Алексея Михайловича - этим Екатерина выказывала уважение народным традициям, русской истории, подчеркивала свою близость допетровским Романовым.

Последнее особенно важно: императрица пыталась всеми способами доказать легитимность своего пребывания на троне и оправдать совершенный "во благо" государственный переворот.

Русско-турецкая кампания подсказала некоторые элементы платья. Заметна его близость восточным костюмам, в особенности османскому женскому кафтану XVII века, который богатые дамы отделывали мехом. Не случаен и выбор названия для верхнего распашного платья - "молдаван". В 1768-1774 годах на территории Молдавии и соседней Валахии развернулись главные военные действия, словечко было, что говорится, на слуху - государыня носила турецко-славянский "молдаван", пока войска Румянцева и Суворова били турок в Молдавии и Валахии.


Кокошник-заступник

В головном уборе, напоминавшем кокошник, и русском платье с элементами восточно-европейского стиля Екатерина Великая становилась гарантом покровительства всех славян, их заступницей, "Матерью Отечества" - ее так и именовали. Более того, мастер Карл Леберехт в 1779 году создал медаль "В честь Екатерины II", где на аверсе поместил погрудный портрет государыни в русском платье и кокошнике, а сверху - титул: "Мать Отечества".

Есть, впрочем, и чисто бытовая причина привязанности императрицы к русскому платью. В 1770-е годы она располнела, наряды с утягивающими лифами ей не шли. Пришлось изменить фасон мундирных платьев, сделать их свободнее. Теперь верхнее и нижнее платья не слишком сковывали движения, длинный распашной "молдаван" скрадывал недостатки фигуры и даже сообщал царице живописную монументальность.

Первые несколько лет этот эффектный патриотичный наряд носила только государыня. В 1773 году его примерили некоторые великие княжны. А в 1782 году императрица решила регламентировать "русские платья" и 6 ноября издала постановление "О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору". Впрочем, в нем не было детального описания костюмов, и знатные дамы выбирали на свой вкус и отделку, и цвета материалов.

В придворную форму русские платья превратил много позже император Николай I.


Платье "a la Czarine"

Примерно через 15 лет после своего появления русское придворное платье проникло в отечественную светскую моду. В периодике 1790-х годов, частных письмах и заказах портным можно найти множество упоминаний о нем. Журнал "Магазин" писал: "Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья".

В 1790-е годы русские платья - царственные и красивые, дорогие и немного экстравагантные - стали известны в Европе. Одна из самых именитых французских портних, министр моды Роза Бертен наловчилась шить их специально для великой княгини Марии Федоровны. В заказах на ее имя перечислено более двадцати разнообразных вариантов. Русский стиль, в том числе и платья, стали частью светской моды европейских государств. Можно было заказать маскарадные "robe a la russe" ("платья в русском стиле"). Некоторые портные предлагали нарядные повседневные платья "a la Czarine" ("в стиле царицы").

Французский "Журнал новых французских и английских мод" сообщал: "На улице Салль о Конт открывается магазин женской одежды под началом госпожи кутюрье. В нем можно будет найти одежду разнообразных жанров. Среди прочего, платья a la Czarine и амазонки a la Moscovite ("в стиле москвички". - Авт.)". В марте 1788 года в том же издании поместили изображение этого платья с его описанием: "Россия - это последняя страна, которую посещает мода. И там она непременно носит платье a la Czarine. Это платье делается из светло-зеленого сатина и украшено стоячим воротничком из двухслойного разрезного газа, как и манжеты. На голове - бонне a la Czarine из белого газа с мушками из золота. Он представляет собой обыкновенный ток[*]".


Кафтан-намек

В 1787 году Екатерина II совершила свой знаменательный пропагандистский тур на юг России и в Крым. Она пригласила в поездку европейских дипломатов, а также императора Священной римской империи Иосифа II, желая обрести в его лице надежного союзника в будущей схватке с османами.

В дороге Екатерина множество раз меняла платья. Попутчики видели императрицу и в самом простом капоте, и в чепце, и в златопарчовом парадном облачении. Но, конечно, у современников и потомков путешественница ассоциируется с известным портретом Михаила Шибанова 1787 года. Екатерина одета в суконный красного цвета кафтан на меху, расшитый застежками-"бранденбургами" с кистями, украшенный золотой вышивкой, двумя рядами пуговиц по борту и по рукавам. На голове - высокая шапка из соболя с красным шлыком и кистью.

Сложно не заметить, что у этого своеобразного яркого кафтана много общего с польскими и венгерскими костюмами - красный цвет, застежки-"бранденбурги", широко скроенный верх рукавов. Он напоминает красные эффектные жупаны польской шляхты XVII века. Восточно-европейский колорит усиливает меховая шапка - светская версия высокого мехового колпака со шлыком, который был популярным головным убором у различных восточно-европейских народностей в XVII-XVIII веках. Похожие колпаки носили и запорожские казаки.

Разумеется, мудрая государыня не случайно выбрала этот дорожный ансамбль. Он стал ее декларацией о политических и военных намерениях. Соболий колпак со шлыком напоминал казачьи головные уборы и как бы говорил о дружественном отношении Екатерины II к запорожцам. Именно во время путешествия она официально объявила о намерении восстановить казачество, создать из запорожцев Сечи новое формирование. "Войско верных запорожцев" хорошо себя проявило во время Русско-турецкой войны, начавшейся сразу после окончания путешествия.

Кафтан, похожий на польский жупан, тоже был "с намеком". Екатерина еще не говорила напрямую о новом разделе Польши. Но стилизованный кафтан словно бы демонстрировал: Россия с такой же легкостью овладеет и Речью Посполитой.


Мундир-угроза

19 июня 1783 года состоялась весьма прохладная встреча императрицы с королем Густавом III. Шведский монарх мечтал отвоевать у России Финляндию. За несколько месяцев до свидания с Екатериной II отправил шесть полков в Тавастгус, прямиком к русской границе, где они разбили лагерь. Но на этот дерзкий демарш последовал гениальный костюмный ответ императрицы!

На встречу с воинственным королем она надела свое любимое платье по форме Лейб-гвардии Преображенского полка.

Это был отличный ход - по-женски осторожный, без агрессии и одновременно жесткий. Императрица будто бы говорила королю: "Против ваших шести полков я выставлю всю русскую гвардию, преданную мне, как и я ей". А еще в этом жесте Екатерины II крылась изощренная издевка. Она проведала, что монарх не терпит военной формы и даже своим офицерам приказал являться ко двору не иначе "как в черном и пунцовом платье". Потому и нарядилась точно по гвардейской форме, ибо, как писала позже Потемкину: "Нет платья почетнее и дороже мундира".

Густав III, прекрасно владевший эзоповым языком Просвещения, понял намек.

Впрочем, от столкновения это уже не могло защитить. В 1788 году между Швецией и Россией вспыхнула война, в которой принял участие и Лейб-гвардии Преображенский полк.

Екатерина II была не только хитроумным политиком. Она первой среди российских самодержцев осознала политическую силу костюма. Императрица превратила моду в особый язык, которым не только сообщала о победах русской армии, но даже угрожала правителям европейских государств.

rg.ru

Платья императрицы Марии Федоровны | Журнал Ярмарки Мастеров

Мария Федоровна (получившая при рождении имя Мария София Фредерика Дагмара) родилась в 1847 году в семье Кристиана, принца Глюксбургского, который позднее стал королем Дании. Несмотря на свое положение, семья вела достаточно скромный для монархов образ жизни европейских буржуа. И, попав в Российскую Империю, Дагмара была поражена роскошью придворной жизни и ее устоями.

Дагмар. 1864 г.

Первоначально ее собирались выдать за цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II. Состоялась помолвка. Но вскоре цесаревич заболел и умер. Дагмару выдали за младшего брата Николая - Александа (будущего императора Александра III). Она приехала в Россию, приняла православие, сменила имя на Марию Федоровну и в 1866 году стала супругой наследника Российского престола.

Дагмар с цесаревичем Александром.

Вопреки печальным обстоятельствам, при которых началась их семейная жизнь, брак этот был счастливым. Мария Федоровна постепенно приняла обычаи русского двора и обзавелась роскошным гардеробом. Благодаря своем легкому характеру, цесаревна снискала любовь и уважении при дворе. Она любила балы и с удовольствием танцевала, даже ожидая своего первенца - будущего Николая II. Всего у Марии Федоровны и Александра III было пятеро детей.

Впрочем, императрица в повседневной жизни все равно одевалась достаточно скромно - сказывалось воспитание. Этому способствовало и то, что ее супруг вел достаточно аскетичный образ жизни и не любил роскошь.

1870 г. С сыном Николаем.

Познакомившийся с императрицей на выставке в 1892 году (Мария Федоровна, как и муж, увлекалась живописью) художник А.Н. Бенуа писал: "Одета государыня всегда была очень скромно, без какой-либо модной вычурности, и лишь то, что ее лицо было сильно нарумянено (чего не могла скрыть и черная вуалька), выдавало известное кокетство… Отношения супругов между собой, их взаимное внимание также не содержали в себе ничего царственного".

А в 1894 году Александр III скончался. Мария Федоровна пережила его на 34 года, похоронила троих детей (один сын умер совсем маленьким, второй - подростком, а Николай II при всем известных трагических обстоятельствах) и чудом покинула революционную Россию. Переговоры о ее выезде долго вели дипломаты, пока она два года (с1917 по 1919 г.) оставалась в Крыму фактически под домашним арестом. И наконец королю Британии Георгу V удалось прислать за ней крейсер. До конца своих дней она жила в родной Дании и, несмотря на попытки русской диаспоры, политикой никогда не занималась. Датский король (ее племянник) Марию Федоровну недолюбливал. Поэтому она вела уединенный образ жизни, единственной радостью в которой было семейство ее дочери Ольги.

Императрица скончалась в 1928 году. Многие говорили, что с ней ушла целая эпоха. Но прежде всего, умерла красивая и сильная жинщина, на долю которой выпало немало тяжелых испытания.

1870-1880 г. Парадное платье. Бархат, тюль, кружево, вышивка серебром. Находится в Эрмитаже.

1879 г. Мария Федоровна с детьми (слева направо): Георгий, Ксения, Николай.

1880-е г. Fromont, Париж.

1880-е г.

1883 г. Парадное платье в русском стиле.

15 мая 1883 года. Коронационное платье. Цесаревна стала Государыней Императрицей.

1880-е г. Дом Уорта, Париж. Атлас, тюль, кружево, шифон, стеклярус.

1886 г. Веер складной с портретами Александра III и его детей. Принадлежал императрице Марии Федоровне.
Художник И.Н. Крамской. Дерево, золото; чеканка, резьба, роспись маслом.

1880-1890 г. Находится в Эрмитаже.

1885 г. Императрица Мария Фёдоровна со своей сестрой Александрой, принцессой Уэльской, и своим супругом российским императором Александром III.

1890-е г. Дом Уорта. Париж. Находится в Эрмитаже.

1890-е г. Императрица Мария Федоровна в мундирном платье лейб-гвардии Кирасирского Е. И. В. собственного имени полка. Фотограф И. М. Пономарев.

1894 г. Дом Уорта. Париж. Находится в Эрмитаже. Муар, шелк, кружево, искусственный жемчуг,вышивка бисером и серебряной нитью.

1889 г. Франция. Находится в Эрмитаже. Шифон, тафта, атлас, кружево, набивной узор

1890-е г. Франция. Находится в Эрмитаже.

1890-е г. Дом Уорта, Париж.

Это же платье на фото.

Конец 19 века. Франция. Находится в Эрмитаже.

1882 г. Веер с карикатурой на костюмированный бал. Художник И.А.Всеволжский. Дерево, шелковый репс, перламутр, шнур серебристого шелка; гуашь.

Конец 19 века. Morin Blassier, Париж.

Начало 20 века. Мастерская Auguste Brisac, Санкт-Петербург. Находится в Эрмитаже. Атлас, тюль, шелк.

1900-е г. Франция. Находится в Эрмитаже.

1912 г. Маковский В.Е. Портрет императрицы Марии Федоровны.

С сыном, Николем II.

Вензель (шифр) императрицы Марии Федоровны. Особый знак фрейлин и статс-дам императрицы; носился на плече.

www.livemaster.ru

Эрмитаж откроет музей костюма. Что кроме царских нарядов там можно будет увидеть и почему из платьев Елизаветы Петровны шили облачения священников

В декабре в фондохранилище Эрмитажа на «Старой Деревне» впервые открылась галерея костюма. В ней представлена часть масштабной коллекции музея из более 24 000 экспонатов.

В новом здании хранилища, которое пока еще строится, планируют открыть посвященный костюмам музей. В нем разместится постоянная экспозиция и временные выставки, там же будут хранить и изучать раритетную одежду и даже проводить показы.

Как в XX веке распродавали исторические костюмы, почему из тысяч платьев Елизаветы Петровны и Екатерины I ничего не сохранилось и зачем Эрмитаж пополняет коллекцию современными западными платьями от-кутюр и работами петербургских дизайнеров? Хранительница коллекции костюма Эрмитажа Нина Тарасова рассказала «Бумаге», как в музее изучают наряды прошлых веков и для чего собирают образцы современной одежды.

Заведующая сектором прикладного искусства отдела
истории русской культуры Эрмитажа

— В Эрмитаже колоссальная текстильная коллекция — тканей, вышивки, гобеленов, кружева. Разброс ее тоже очень значительный — от античных образцов до современных. Так исторически сложилось, что абсолютное большинство костюмов хранится в отделе истории русской культуры. Невзирая на то, что мы специализируемся на русской культуре, у нас есть и костюмы западных мастеров или вещи, сделанные из западных и восточных тканей.

После Октябрьской революции всё текстильное убранство и костюмы из национализированных особняков петербургской знати, Зимнего дворца и других императорских резиденций поступают в историко-бытовой отдел при государственном Русском музее. Они частично выставлялись на каких-то экспозициях об ужасах царского быта, [чтобы продемонстрировать], как всё это было безвкусно и по-мещански, сколько на это тратилось денег.

Туфли дамские. 1770–1780-е годы. Фото: Государственный Эрмитаж

Текстильные коллекции перемещаются из одного музея в другой. Вначале они находятся в Русском музее, а это значит — в разных дворцах: особняке Румянцевых, дворцах Бобринских, Шереметевых. Потом передаются в Музей Революции, то есть документально оказываются в Зимнем дворце. Неизвестно, переезжали ли они на самом деле — скорее всего, некоторые ящики даже не перемещали, а передавали только по документам. После Музея Революции в 1937 году коллекции попадают в Музей этнографии народов СССР. Эта практика признается неправильной, потому что там вещи негде хранить и выставлять, условий для размещения просто нет. Поэтому в 1941 году, когда организовали отдел истории русской культуры в Эрмитаже, решением правительства их передают сюда.

Но идет война, блокада — и часть вещей эвакуируют на Урал. Настоящая работа с ними начинается только после реэвакуации [коллекций] из Свердловска в 1946 году.

Было время, когда текстиль не считали произведением декоративно-прикладного искусства. Так было достаточно долго, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Хотя в таких странах, как Италия или Франция, традиция обращения с текстилем немного иная: они довольно быстро поняли, что это произведение искусства, начали собирать, хранить и преумножать коллекции. У нас же долгое время отношение к этому было как к какому-то второстепенному материалу.

Во второй половине 1920-х годов шли распродажи тех вещей, которые казались лишними и ненужными. У Комендантского подъезда Зимнего дворца были организованы смотровые комнаты, где выставлялись дворцовые ковры, шпалеры, медвежьи и волчьи шкуры, а также, судя по документам, и костюмы последней императрицы. Всё это продавалось за копейки, но такие распродажи очень быстро закончились.

Потом, когда начинаются передачи в разные музеи, тоже происходят утраты. Например, я смотрела документы, где сказано, что образцы тканей, в том числе византийских VI века, передаются в музей «Ткач» в Орехово-Зуево (сейчас Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей — прим. «Бумаги»). Через некоторое время там произошел пожар, и сгорело всё, что было передано.

Другие потери были в 1950-х и 1970-х годах, когда Эрмитаж, по решению тогдашнего министерства культуры, должен был делиться своими коллекциями с другими музеями. Например, в Музей Азова (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — прим. «Бумаги») передают костюмы камергеров — придворных кавалеров — с роскошным золотым шитьем, костюмы казаков, придворных арапов. Зачем они в краеведческом музее? Какое отношение эти придворные кавалеры имели к региональному музею? Никакого. Тем не менее вещи были переданы и уже ничего не вернуть. (Костюмы передавали в том числе и в музеи Иркутска и Омска — прим. «Бумаги»).

В 1953 году восемь предметов из гардероба Петра I — из величайшей текстильной коллекции — были переданы в музей Полтавской битвы в город Полтава. Но если в Советском Союзе всё вроде как было в одних руках, то теперь это другое государство. И, к сожалению, насколько знаю, хранятся вещи неподобающим образом. Костюмы были опубликованы 8–10 лет назад в альбоме на украинском и английском языках. Как они когда-то поступили — несчастные, поеденные молью, деформированные, — так и были сфотографированы.

Не стоит думать, что коллекция костюмов императорской фамилии огромна. Из гардероба Петра I в ней примерно 280 предметов. Это лучшая коллекция мужского платья первой четверти XVIII века, в которой есть всё: от парадных костюмов до нижнего белья, от рабочих курток до маскарадных плащей. Даже такая национальная реликвия, как костюм Петра, сшитый по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка, в котором он был во время Полтавской баталии в 1709 году.

Если говорить о гардеробах, например, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, их нет. Есть только образцы коронационных костюмов, которые традиционно хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Так было издавна: все вещи после коронации — от чулок, панталон и подвязок до мантии — попадали туда.

Почему нет этих тысяч платьев Елизаветы Петровны, о которых говорят мемуаристы? Материалы дороги, платья стоят сумасшедших денег, а императрица по своему статусу не может надеть платье несколько раз. Она его один раз надела — потом платье нужно куда-то деть. Хорошо, если есть место в казенной кладовой. А если там всё переполнено или платье императрице, допустим, не нравится? Надо расставаться.

Поскольку платья из драгоценных материалов, их можно было подарить в церковь, где наряды распарывали и перешивали, делая из них облачение для священника или диакона. В XVIII веке тканей с церковной символикой не производилось, поэтому можно увидеть облачение священников этого времени из парчи в цветочек или даже, например, из китайских тканей с драконами. Всё дорогое, из чего можно было сшить достойное облачение для священнослужителя, использовалось. Так, большая часть этих нарядов в церкви и ушла. Например, в коллекции Эрмитажа есть облачение, сшитое из подвенечного платья Александры Федоровны — жены Николая I.

Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны.1894 год

От Екатерины II у нас осталась только приличная коллекция мундирных платьев — нарядов, которые императрица надевала в дни полковых праздников, приветствуя офицеров того или иного гвардейского или армейского полка. Они выглядели достаточно интересно и, на первый взгляд, странно.

Во-первых, в платьях обязательно присутствуют полковые цвета. Если это Семеновский полк — зеленый цвет с золотым галуном. Если конная гвардия — сочетание ярко-синего с ярко-красным. Во флотских мундирах превалировал белый цвет. Во-вторых, это были платья с мужским покроем для дамы — например, на них были декоративные клапаны, которые есть на кафтане офицера. Пуговицы тоже должны были соответствовать пуговицам мундиров тех полков, которые приветствовала Екатерина.

Это интересная коллекция, хотя тоже не очень полная: когда ее делили между разными музеями Петербурга и дворцами пригородов, то от одного костюма кому-то досталась юбка, кому-то — верхняя блуза, кому-то — нижнее платье, а кому-то — верхнее. Так что некоторые комплекты просто не собираются.

Есть, на первый взгляд, ничем не примечательные бархаты, но когда понимаешь, каким образом они обработаны и сколько стоили, — это уму непостижимо. Очень ценилась также парча. Были ткани сложного производства, которые могли себе позволить очень немногие высокопоставленные петербуржцы — такого уровня, как Юсуповы. Есть платье — в царской коллекции такого не сохранилось — из дворца Юсуповых работы Чарльза Фредерика Ворта (французского модельера, основателя дома моды House of Worth — прим. «Бумаги»). Для него даже ткань выполнялась на заказ. То есть Юсуповы платили за то, чтобы только для них делали этот кусок ткани, который бы нигде не повторялся.

Каждая вещь [эрмитажной коллекции] по-своему уникальна. Даже в силу своей истории: не знаю, в какой стране можно найти такие вещи, которые прошли через то, что пережили наши костюмы. Если только королевские костюмы, чудом уцелевшие в Великую французскую революцию.

Совсем недавно мы начали проект современного костюма. Так случилось, что долгое время коллекцию не пополняли и ограничивали ее 1914 годом. Это было совершенно неправильно. В результате, когда мы спохватились и поняли, что это надо собирать, XX век ушел весь, мы его потеряли. В 1920-е или 1930-е годы еще можно было что-то найти, но потом была война, блокада, тяжелые послевоенные годы — вряд ли у людей что-то сохранилось.

Тем не менее мы рискнули продолжить, и какие-то отдельные вещи сейчас к нам поступают. Во-первых, это дары авторов, во-вторых, граждан России и зарубежных государств, а в-третьих, работа экспертно-закупочной комиссии, то есть то, что мы приобретаем. Но, конечно, покупаем не современные костюмы, а исторические (современные костюмы в Эрмитаж в основном передают в дар — прим. «Бумаги»).

Например, совсем недавно, перед Новым годом, графиня Шади-Брешар подарила нам французское платье чарльстон в стиле ар-деко 1925 года, чего у нас практически не было. Одно из платьев передала в дар сотрудница Музея театрального и музыкального искусства Галина Погодина — из простого хлопка со скромной вышивкой, очень трогательное и милое, 1937 года. Носила его какая-то девушка, надевая к нему беретик и туфельки без каблука с перемычкой.

Есть несколько вещей 1950–60 годов, которые нам подарили петербуржцы. Например, замечательное подиумное платье от Dior 1957 года — подарок петербургского коллекционера Павла Абрамова. Хотя XX век [зарубежной моды] Эрмитаж потерял: все лучшие образцы Chanel, Madeleine Vionnet, Yves Saint Laurent, Givenchy, Balenciaga уже давным давно осели либо в других музеях, либо в частных коллекциях.

Очень рада, что на наш призыв помочь с пополнением коллекции современными вещами откликнулись петербургские модельеры. Мы получили прекрасные дары. Нам удалось даже закрыть такую лакуну, как работы Ленинградского дома моделей одежды. Его бывшая сотрудница Анастасия Морозова преподнесла нам в дар 24 предмета — это платья переломного, тяжелого времени середины 1980-х годов. Это очень интересно и здорово сделано. Знаю, что еще живы многие художники Ленинградского дома моделей одежды, который, кстати, был открыт в годы войны. До победы оставался почти год, но люди верили, что она наступит и хотели быть красиво одетыми. Но пока [владельцы костюмов] неохотно идут на контакт и не хотят расставаться со своими раритетами.

Сейчас [из современных петербургских модельеров] у нас есть Татьяна Парфенова, Татьяна Котегова, Лилия Киселенко, Янис Чамалиди, Стас Лопаткин, Александр Арнгольдт, Владимир Бухиник, Лариса Погорецкая, Светлана Воробьева. Коллекция пополнилась также благодаря дару Елены Макаровой — дочери Елены Образцовой, нашей великой оперной певицы. Она подарила 34 предмета, в том числе пять пар обуви очень хороших марок — Louboutin, Zegna. Есть у нас работы Вячеслава Зайцева: 61 предмет он подарил Эрмитажу после выставки в 2016 году.

Конечно, критерий должен быть один — это высокий уровень исполнения. Предпочтительнее вещи от-кутюр или прет-а-порте де люкс. Но и вещи не люксовые могут быть интересны: и с точки зрения своей истории, и с точки зрения конструкции. Музей костюма призван не только показывать и хранить, но и работать со студентами, конструкторами, будущими дизайнерами. Поэтому, конечно, нужно собирать и другого рода вещи.

Я убеждена, что не надо бояться скатиться в какой-то бытовизм. Костюмы уходят — уходит целая эпоха. И мы так полностью потеряем представление о том, как одевались жители Советского Союза и Ленинграда. Мы будем видеть это только на экранах телевизора, в хронике, книжках и на старых фотографиях.

Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Конец XIX — начало XX веков

Поэтому надо собирать и бытовые вещи, которые отражают нашу историю — трагическую и одновременно героическую. Очень хочу, чтобы в коллекции была какая-то вещь, связанная с годами после революции или военным временем.

Уходят сумочки, уходит обувь — это то, чего всегда будет не хватать. В нашей коллекции обуви совсем мало. Мало мужских костюмов. Они считаются достаточно консервативными по своему крою и по комплектности, поэтому их единицы. Так происходит во всех музеях.

В нашей коллекции есть, например, пальто из характерного для начала 60-х годов материала — ратина. Воротник в виде шальки, несколько пуговиц спереди, к пальто — меховая шапка пирожком и бурки — ботинки с войлочными голенищами. И перед вами сразу образ Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Андреевича Суслова.

Аналогов музея — в том формате, который предложил Эрмитаж, — нет не только в России, но и в мире. Первое, что сделал Эрмитаж, — открыл галерею костюма (галерею открыли в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» в декабре 2017 года; в ней представлено около 140 манекенов — прим. «Бумаги»). После того как у нас на сайте опубликовали информацию о галерее, я получила много писем с поздравлениями и словами о том, что это, пожалуй, лучший на сегодняшний день способ экспонирования и хранения костюмов. Потому что здесь совмещены сразу две функции: хранение и экспозиция.

Теперь надо дождаться, когда будет достроена третья очередь «Старой Деревни» (площадь помещений составит более 3 тыс. кв. м — прим. «Бумаги»). Не знаю, как всё назовут: музей костюма или центр изучения костюма, а может быть, просто отдел костюма, потому что всё равно он относится к Эрмитажу. Там будут большие площади для хранения и открытой экспозиции, выставочные помещения для временных проектов, зал с трансформирующимися стенами и оборудованием. И Михаил Борисович [Пиотровский] сказал, что разрешит нам в третьей очереди даже делать модные показы.

Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка. 1770–1780-е годы (верхнее платье), 1779 год (нижнее платье)

Конечно, нужно, чтобы коллекции были доступны публике, чтобы о них знали, их видели. Но костюм — вещь хрупкая. Необходимы определенный световой режим, температура, влажность. Один из главных врагов костюма — пыль. Поэтому витрина должна герметично закрываться. Свет — второй враг тканей. Но сейчас музейное оборудование позволяет выбрать освещение, которое вообще не имеет ультрафиолета.

Летом и весной также опасно выставлять костюмы, потому что это время активности моли, кожеедов. Причем насекомые приспосабливаются: моль теперь ест не только натуральные ткани, но и синтетические. А не все репелленты можно применять к костюму. Например, когда в Манеже была выставка Зайцева, мы не могли использовать обычный репеллент, потому что непонятно, как он поведет себя в условиях, где нет витрин, ходит публика, жара, меняется влажность. И наша служба предложила специальные ловушки с феромонами: они уничтожают способность насекомых к воспроизведению.

Мы работаем в тесной связи с реставраторами, которые нам советуют, какой костюм можно надеть на манекен или лучше положить, какой стоит повесить на объемные плечики, а какой лучше вообще не доставать. Они оценивают степень сохранности и выносят свой вердикт.

paperpaper.ru

Платья Екатерины II Великой - мода и стиль эпохи

Свадебное платьеСвадебное платье — другой ракурс

Личные вещи Екатерины II Великой

Прически екатерининской эпохи

Как водится у великих реформаторов, изменения в эпоху Екатерины II коснулись не только политики, экономики, науки, но и моды. Стиль Екатерины II можно считать демократичным, по сравнению с «тиранией моды» Елизаветы или насильственным насаждением западных костюмов Петром I. В отличие от модницы Елизаветы, предпочитавшей французскую пышность, платья Екатерины Великой имели выраженный русский колорит и заметную народную «изюминку».

За почти полвека радикальных нововведений Петра I и «модной тирании» Елизаветы, дворянство и бояре привыкли заказывать костюмы на французский или немецкий манер, а также привозить их непосредственно из Европы, подбирая модный фасон и цвет. Мужские и женские платья при Екатерине II в 60-е годы ХХ-го века стали отшиваться только в России и содержать традиционные русские элементы.

Вошедшая на престол российская императрица с немецкой кровью, считала необходимым воспитание в подданных национальной гордости и ощущения самодостаточности, в том числе с помощью моды, потому и вывела из опалы запрещённые ранее национальные мотивы костюма.

Платья Екатерины великой – мода на службе государства

Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно. С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания. Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.

Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791

Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.

Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II

Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка. Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия. Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами. Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.

Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.

Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Мужская мода

Мужские наряды, в отличие от женских платьев времён Екатерины Великой, претерпели незначительные изменения – стали изящнее и легче. Простота фасона, тем временем, с лихвой компенсировалась блеском драгоценностей. Тут «приложили руку» фавориты императрицы, склонные к расточительству и помпезной демонстрации украшений и орденов. Русский посол во Франции Куракин носил прозвище «бриллиантовый князь» в европейском обществе, прозван так был за блеск драгоценностей на платье.

К.Л.Христинек. Портрет Алексея Григорьевича Бобринского ребенком, 1769

В екатерининскую эпоху мужчины по-прежнему носили кафтаны (несколько суженного силуэта с воротником-стойкой и скошенными полами) и камзолы. К основным элементам гардероба придворного также относилась рубаха с оборками на груди, сшитая из льняной ткани или батиста, имеющая прямой разрез, жемчужные или золотые пуговицы с инкрустацией. Поверх рубахи полагался камзол, схожий по крою с кафтаном. Кюлоты (штаны) или панталоны шили из той же ткани, что и кафтан, по обыкновению, парча, шёлк или бархат. Иногда кафтан имел меховой подбой или украшался золотым шитьём, и всегда застёгивался на 2 пуговицы.

Для примера парадного мужского платья дворянина эпохи Екатерины Великой, можно рассмотреть фото портрета первого директора Академии Художеств Александра Филипповича Кокоринова. Парадный наряд был заказан по случаю вступления Кокоринова в должность и стоил годового жалования архитектора. Атласный камзол с золотым шитьём проглядывает под богатым гродетуровым кафтаном длиной до колена с соболиным подбоем.

Д.Г.Левицкий. Портрет Александра Филипповича Кокоринова, 1769

К концу века парадный мужской костюм, в угоду тогдашней французской моде, сменился фраком. Первоначально фрак имел полы разной длины, так как изначально предназначался для верховой езды. Однако в дальнейшем наряд был демилитаризован и стал предметом гардероба для торжеств и балов, потому отшивали его из бархата, шёлка или сукна, преимущественно чёрного, голубого, зелёного или фиолетового цвета.

Обувной стиль Екатерины II почти не изменился. Колодка башмака имела абсолютно прямую форму, без дифференциации для правой и левой ноги, потому разнашивать обувь приходилось самостоятельно. Толстая подошва башмака и высокий каблук затрудняли передвижение, для исправления походки многие мужчины при дворе брали уроки танцев и правильной ходьбы у иностранных преподавателей. Остальные прибегали к помощи декоративной тросточки.

Мужские платья времён Екатерины Великой пополнились и модной одеждой для дома. Заведённая Петром I мода на шлафроки (вариация домашнего халата) при императрице получила широкое распространение. Прокофий Демидов – один из самых знатных и богатых промышленников Урала, подтверждая свою славу чудака, заказал портрет в «неглиже», как говорили при российском дворе на французский манер, проще говоря – в домашнем костюме.  На Демидове шлафрок сочно-терракотового цвета, жилетка и мягкие домашние туфли. «Гвоздём» образа стал зелёный ночной колпак.

Д.Г.Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, 1773

Женская мода

Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево.  Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.

К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796

Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.


К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.

Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века

Гардероб императрицы

Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.

Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам. Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске.

Мундирные платья

Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.

Портрет в мундирном платьеМундирное платьеЕще одно мундирное платье

Коронационное платье

Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.

Портрет Екатерины II в коронационном платьеЦеремониальное платье Екатерины II

Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:

Выходное платьеПарадное платье

xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai

Как одевалась последняя русская императрица

Последняя русская императрица Александра Фёдоровна считалась настоящей красавицей и одевалась, хотя и по моде, но весьма умеренно. Фотографии царской семьи дают нам понять – супруга Николая II была, скорее, равнодушна к роскошеству. Многие новые фасоны она отвергала как «бесполезные». Так, узнав о повальном увлечении очень узкими в области щиколоток, юбками императрица сказала: «Но их же нельзя носить!».

Возможно это связано с её английским воспитанием, ведь она жила после смерти матери у своей бабушки английской королевы Виктории . Пуританские взгляды тех времен наложили отпечаток и на её характер и интимные привычки.

Царица предпочитала одеваться не только у братьев Ворт (сыновей знаменитого французского кутюрье Чарльза Ворта) или, скажем, у сестёр Калло, но и у русской «портнихи» Надежды Ламановой.

Несколько платьев, принадлежащих ей, сохранились в музее Эрмитажа. В основном это бальные платья и туалеты для торжественных выходов, но есть и платья для чая и для визитов.

Посмотрите, какие великолепные вышивки и гармонично подобранные по цвету ткани. Все цвета не кричащие, пудровые, как бы припыленные.

Мы видим бледно-сиреневые платья эпохи Ар Нуво, которая в России зовётся Серебряным Веком. Тончайшая цветовая гамма, изысканные оттенки. Как писал Александр Блок: «Какие бледные платья! Какая странная тишь!». Цвет печальных ирисов, которые так любила эпоха. «Неврастеническая гамма» - как называл эти цвета модельер Поль Пуаре.

www.livemaster.ru

Коронационные платья русских императриц - Дневник одной фарфоровой куклы — LiveJournal

Екатерина I

Шелк, тафта, золотные нити; ткачество, шитье, аппликация

Платье было передано в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе коронационного облачения императрицы Екатерины I. В комплект входили также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой. На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны. Как отметил присутствовавший на коронации Ф.В. Берхгольц, платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Судя по всему, подобное стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.


Анна Иоанновна

Парча, шелк, кружево золотное; шитье.

Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская и родная племянница Петра I, вступила на российский престол в 1730 году, после смерти Петра II. Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона - ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.

Елизавета Петровна

Серебряный глазет, шелк, золотный позумент, ткачество, шитье

Екатерина II

Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.

Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.

Мария Федоровна

Само платье Марии Федоровны не сохранилось, есть только корсаж со вставками коронационного платья. Зато сохранились ее туфельки.

Елизавета Алексеевна

Платье выполнено из серебряного глазета, вышито серебряными нитями и блестками. Декольте и рукава обшиты кружевом, верхняя распашная часть платья напоминает жилет, складки на талии расходятся к подолу и образуют небольшой шлейф фигурной формы. К плечевым швам распашной части платья пришиты двухслойные фигурные ленты (рудиментарные откидные рукава), которые, перекрещиваясь сзади, охватывают талию с боков и спереди завязываются как кушак.

Александра Федоровна

Парча, шелк, тафта, кружево, шелковые ленты, серебряные нити; ткачество, вышивка.

Императрица Александра Федоровна присутствовала на коронации в платье из серебряной парчи, украшенном высокорельефной вышивкой серебряными нитями. Нижняя его часть представляет собой платье с укороченным лифом и расклешенной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Короткие рукава с буфами, имитирующие разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI столетия, свидетельствуют о романтической ностальгии, характерной для европейского костюма первой половины XIX в. Передняя часть лифа украшена драпировкой с перехватом, под ним пришит крючок, служивший для крепления креста ордена Святого Андрея Первозванного, в результате чего бриллиантовая цепь, на которой был подвешен крест, образовывала две провисающие гирлянды. Верхняя распашная часть коронационного платья представляет собой род жилета со шлейфом, края которого, как и подол нижнего платья, обшиты рулом. Рукава-ленты, вшитые под углом в плечевые швы, свидетельствуют о том, что это «русское» придворное платье в его новой модификации. Декольте обшито блондами, а к плечам пришиты петли из белой тафты, предназначавшиеся, вероятнее всего, для крепления коронационной мантии.


Мария Александровна

Глазет, серебряные нити, вышивка

Мария Федоровна


Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».

Александра Федоровна


Коронационное платье последней российской императрицы Александры Федоровны, было изготовлено фирмой «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора. Рисунок для вышивки заказывали нескольким московским художникам, в том числе и Михаилу Врубелю, однако императрица выбрала анонимный эскиз, автором которого в действительности являлась её фрейлина. Работа над вышивкой платья серебром и жемчугом продолжалась около года и была признана шедевром рукоделия.

Источник: Каталог «Церемониальный костюм Российского Императорского двора в собрании Музеев Московского Кремля»

duchesselisa.livejournal.com

Коронационные платья российских императриц. Часть 3

Мария Александровна, супруга Александра II

1824 - 1880 год, скончалась при жизни мужа.

Имела довольно скандальное происхождение, несмотря на то, что была признана своим отцом, герцогом Гессенским, все биографы ее матери, Вильгельмины Баденской, убеждены, что её младшие дети были рождены от связи с бароном Августом Сенарклен де Гранси. Но это не смутило юного Цесаревича Александра.

Из письма наследника Цесаревича Александра, Августейшей Матери Государыне Императрице Александре Федоровне, май 1839 года. Дармштадт: "Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю ее, и я скорее откажусь от трона, чем от нее. Я женюсь только на ней, вот мое решение!»

В сентябре 1840 года принцесса вступила на Русскую землю, а в декабре того же года приняла Православие с именем Мария Александровна, став четвертой избранницей Русских Государей из Дома Романовых с именем Пресвятой Богородицы. Ей был непривычен шумный и блистательный двор и по началу светская жизнь давалась ей тяжело. Близко знавшая Государыню фрейлина Двора А.Ф.Тютчева оставила нам о принцессе Марии много подробных воспоминаний: "Выросшая в уединении и даже некотором небрежении в маленьком замке Югедгейм, где ей даже редко приходилось видеть отца, она была более испугана, чем ослеплена, когда внезапно была перенесена ко Двору, самому пышному, самому блестящему и самому светскому из всех европейских Дворов. Она мне говорила, что много раз после долгих усилий преодолеть застенчивость и смущение, она ночью в уединении своей спальни предавалалсь слезам и долго сдерживаемым рыданиям…"

В этом браке было рождено 8 детей, и до самых последних лет она любила своего супруга, даже не смотря на случившийся у него под конец их совместной жизни роман.

- Он дал мне за все эти годы столько счастья и столь часто доказывал мне свое безмерное уважение, что этого с лихвою хватило бы на десять обыкновенных женщин!

Климат Санкт Петербурга, роды и бесконечные переживания за мужа, пережившего 6 покушений подточили ее здоровье. Умерла она раньше мужа, в возрасте 56 лет

За эти годы она полюбила Россию, и в конце жизни, невзирая на прямые запреты врачей, приехала умирать в Перербург, завещав похоронить себя именно там, в простом белом платье без всяких регалий.

Слова, которые, по утверждению биографов, она сказала в диалоге со своим врачом, лейб-медиком Боткиным:

- Скажите Его Величеству, что я завещаю похоронить меня в простом белом платье, без короны на голове и прочих Царских регалий. Там, под теплыми и мягкими облаками, мы все равны перед Царем Небесным, в Вечности нет различий чина.

Есть очень много изображений коронационных торжеств

А вот с платьем мне пришлось довольно долго повозиться. Дело в том, что оно, в общих чертах, похоже на платье последней императрицы Александры Федоровны, и многие интернет-ресурсы путают их фотографии.

Особенно долго пришлось повозиться с фотографиями шлейфа, чтобы понять, что ни один из них не относится к нужному мне платью. Долго сверяла мотивы вышивки. В итоге я почти уверенна, что так :)

И напоследок — одно из домашних платьев Марии Александровны.

Продолжение следует :)

www.livemaster.ru

Мундирные платья императриц

По традиции, зародившейся в XVIII веке, монархи регулярно надевали военную форму. Однако большую часть того же века российский престол занимали женщины. И при императорском дворе возникло такое специфическое явление, как дамские мундиры. Екатерине II, которая их и ввела, подобные платья помогли создать образ не просто императрицы, но и командующей войсками. Вспоминаем, как женщины царской семьи носили мундирные платья в XVIII–ХХ веках.

XVIII век: мужской костюм стал женским

Виргилиус Эриксен. Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте. 1762. Большой Петергофский дворец

Неизвестный художник. Портрет княгини Екатерины Дашковой. Год неизвестен

Георг Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743. Государственная Третьяковская галерея

В то время существовало четкое разграничение между женским и мужским костюмом. Нарушение этих границ общество не одобряло. Правда, европейские дамы все чаще заимствовали элементы мужской одежды. Она была более удобной, чем женская, особенно в путешествии и на охоте. Так сформировался женский охотничий костюм, состоявший из кафтана и камзола. От мужского он отличался наличием юбки и тем, что плотнее облегал фигуру. Носили его и в России.

Иногда на маскарадах дамы появлялись в полных мужских нарядах, включая и короткие штаны-кюлоты. Особенно популярными стали такие переодевания при императрице Елизавете. Она была неравнодушна к мужскому костюму вообще и к мундирам в частности. Обладая пышными формами, Елизавета тем не менее отлично выглядела в узких обтягивающих штанах и часто демонстрировала стройные ноги. Однако любовь императрицы к мундирам объяснялась не только желанием покрасоваться. Военная форма была способом поддержать ту популярность, которой она пользовалась среди гвардейцев, выразить им свою благосклонность.

Екатерина тоже стремилась получить поддержку у армии. Во время совершения государственного переворота она была в мундире Семеновского полка. Подруга императрицы княгиня Екатерина Дашкова вспоминала: «Императрица позаимствовала мундир у капитана Талызина, а я взяла для себя у поручика Пушкина — оба эти офицера-гвардейца были приблизительно одного с нами роста». В таком виде Екатерина, возглавив войска, и отправилась в Петергоф — брать власть. В первые годы царствования императрица часто носила мужской костюм, например для прогулок верхом. Однако нужно было соблюдать приличия. Женские мундирные платья стали компромиссом между необходимостью — или желанием — надеть военную форму и не нарушить правила.

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

Мундирное платье Екатерины II. Фотография: pavlovskmuseum.ru

До наших дней сохранилось шесть экземпляров мундирных платьев Екатерины, однако, возможно, их было больше. Самый старый из них был создан по форме Преображенского полка и относится, вероятно, к 1763 году. Последний — 1796 года — по форме Морского флота. Судя по дворцовым записям, называли их просто «мундирами» или «длинными мундирами». Каждый соответствовал определенному полку. При всем разнообразии, эти наряды объединяют несколько признаков. Во-первых, цвет — такой же, как у обычного мундира соответствующего воинского подразделения. Во-вторых, крой рукавов, спинки и воротника напоминал мужской. Хотя они и представляли собой распашные платья, под которые надевались либо комбинация из лифа и юбки, либо нижнее платье. Отделка была в военном стиле — форменное шитье и пуговицы.

С годами Екатерина отказалась от кроя, который подчеркивал талию. Под верхнее платье, ставшее более свободным, она надевала нижнее, напоминающее сарафан. С одной стороны, такой фасон помогал скрыть полноту, с другой, Екатерина, немка по происхождению, пользовалась возможностью подчеркнуть свою приверженность русским традициям.

В 1783 году она писала Григорию Потемкину: «По-моему, нет одеяния почетнее и дороже мундира». Она носила мундиры в дни полковых праздников, на военных смотрах, в дни праздника Крещения Господня и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (День павших защитников Отечества), в годовщины военных побед России, при спуске на воду кораблей, иногда в дни орденских праздников. Однажды на балу у графа Петра Румянцева Екатерина появилась «не в маскарадном костюме, но в женском кирасирском мундире». Словом, поводов надеть мундирное платье у императрицы было достаточно, и она носила их на протяжении всего своего царствования. Екатерина Великая была первой, кто их надел, но не последней. Она заложила новую традицию.

XIX век: мундиры за пределами императорского дворца

Александра Федоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского Её Величества полка. Фотография: ruspekh.ru

Ольга Романова и Николай II. Фотография: e-reading.club

Мария Федоровна в одеянии с элементами мужского мундира. Фотография: ruspole.info

Следующий век был эпохой правителей-мужчин, поэтому мундирные платья носили супруги царей, их дочери и сестры. Остальные представительницы обширной императорской семьи, даже если были шефами полков, обычно обходились без них — за редчайшими исключениями.

Во времена Александра I, так называемую эпоху Наполеоновских войн, женская мода настолько подверглась влиянию военной тематики, что интерес к мундиру захватил множество дам и за пределами императорского дворца. Они носили шляпки в виде киверов, отделывали верхнюю одежду бранденбурами — двойными петлями из шнура или позумента, позаимствованных из гусарской формы, — и изобретали другие модные новинки в том же духе. В это время зарождался стиль милитари, который, видоизменяясь, сохранился и до наших дней.

Военные мундиры, а не просто дамскую вариацию на военную тему женщины семьи Романовых вновь стали носить при Николае I. Этот император высоко ценил форму — и военную, и гражданскую. При нем было утверждено Положение о гражданских мундирах. Даже придворным дамам было предписано в праздничные дни носить особенный костюм, все детали которого были четко регламентированы, вплоть до вышивки. Дамские мундиры идеально вписались в жизненный уклад императорской семьи.

Дочь Николая, Ольга, в своих мемуарах вспоминала, как императрица Александра Федоровна во время парада 1835 года вела кавалергардов «в парадной форме и с белой фуражкой на голове». Самой Ольге довелось надеть форму, когда в 1845 году она была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка: «Потом дядя Михаил провел передо мной моих гусар в их чудесной белой форме, с белым ментиком. Папа непременно хотел нарядить меня так же, включая расшитые чакчиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом, и впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец, был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась. Папа представил меня разным лицам в форме моего полка и заказал для полка мой портрет в форме елисаветградских гусар». Речь шла уже не столько о платье, как во времена Екатерины, сколько о мундире, сшитом на женскую фигуру, с юбкой вместо брюк.

Вернулась к идее мундирного платья Мария Федоровна, супруга Александра III. Она носила модные костюмы, украшенные военными элементами: галунной обшивкой, гербовыми пуговицами, высоким воротником-стойкой и манжетами — все в цветах подшефного полка.

Эта традиция была продолжена и при последнем императоре, Николае II. Его супруга, Александра Федоровна, хотя и была шефом нескольких полков, надевала мундирные платья редко. Зато подрастало новое поколение — четыре дочери. Первыми мундирные платья надели старшие великие княжны, Татьяна и Ольга. Однако шефами своих полков они стали в 1909 году, а форму надели лишь несколько лет спустя, когда повзрослели.

Автор: Марьяна Скуратовская

www.culture.ru


Смотрите также