Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Казахское национальное свадебное платье фото


Казахское свадебное платье. : selyanka1 — LiveJournal

История костюма, значение и современные варианты

У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье.

Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.

К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.


Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.

«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж ( я так подозреваю от арабского слова "тадж" - в переводе "корона") пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом. По краям пришивался "жактау", обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки».  (Айжан Хамит)

Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что  длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.


Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил "короной" правящей элиты».

Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:


Косетек - лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части - отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.

Обязательным дополнением саукеле служит накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству, и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.


selyanka1.livejournal.com

для девочки и девушек, детские, свадебные и современные

Казахский национальный костюм начал формироваться около 5-6 веков назад. Именно в это время самобытность казахов можно назвать сформированной. Она и отразилась в национальной одежде этого народа.

Немного истории

Современный вариант казахского национального костюма не только долго формировался, но и постоянно изменялся. Соседствующие с казахами народы сильно влияли на местную моду. Свою лепту внесли татары, русские, среднеазиатские народности. Но во все времена казахская одежда отличалась большим разнообразием декоративных элементов и украшений, запахом справа на лево, каёмкой. Украшением служили вышивка и национальные узоры, кроме того казахи верили, что они оберегают от злых сил.

Особенности

Можно выделить следующие отличительные черты в казахском костюме:

  • верхняя одежда имеет характер распашной и всегда запахивается на левую сторону. Это присуще мужским и женским костюмам;
  • приталенный крой;
  • женские костюмы богато украшены оборками, роскошной бахромой и каймой;
  • присутствие высоких шапок, которые украшаются драгоценными камнями, а также перьями или вышивкой;
  • вышивка отражает национальный орнамент, выполняется в виде люрекса, узорчатого тканья;
  • распространенны материалы – кожа, мех, шерстяное сукно, войлок.

Для пошива лёгкой одежды и нижнего белья использовались хлопчатобумажные ткани. Их доставляли торговцы по шелковому пути, вместе с ними казахам поставлялась парча, шёлк, бархат и другие дорогие ткани. Верхняя одежда шилась из козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур, были популярны изделия из овчины.

Цвета и оттенки

Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды. В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.

Ткани

Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.

Крой

И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами. Головные уборы имеют конусообразную форму.

Аксессуары и украшения

Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.

В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.

Особенно выделяются перстни. Они носят разные названия, которое зависит от формы. Например, существует кольцо «птичий клюв». Браслеты, подвески и серьги, могут быть кованными и очень массивными.

Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.

Обувь

Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.

  • Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
  • У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
  • Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.

Красота свадебного наряда

Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.

Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями. Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.

К убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.

Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.

Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.

Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного нам белого цвета казахи препочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте. Если дата свадьбы выпадает на теплое время года тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки.

Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.

Разновидности

Женский

От тюркских племен казахским женщинам передался – жаулык, убор для головы. Он был пошит из шёлковой ткани, мог быт оторочен мехом. Женщины носили юбки белдемше. С ними надевались халаты или камзолы.

Другой вариант – это платье, юбка которого была расклешённой. Оно носило название кулиш койлек. Российский костюм повлиял на создание другого фасона платья, жах койлек. В нём использовался отложной воротничок и популярная тогда плиссированная кокетка.

Женская верхняя одежда был представлена в виде шалана, халата с тёплой подкладкой из шерсти для зимнего времени года.

Мужской

Мужской национальный костюм включает шапку, шаравары и камзол. Он предполагает наличие особенного головного убора. Этот убор напоминает шапки древних скифов и носит название мурак или ай-ыркалпак.

Шаровары или шалбар-сым пошиты со вставками из овечьей шкуры. Она защищает кожу при трении и делает более удобной верховую езду. Края штанов заправляются в сапоги.

Бешмет, то есть камзол по-казахски может быть самых разных цветов, шьется утеплённым для холодного времени года и стягивается поясом. Под верхней одеждой казахи носят жейде – белье, пошитое из хлопчатобумажной ткани. Реже используется шёлк. Поверх костюма мужчины надевают шубу или длиннополый халат, чтобы защищаться от холода.

Мужчины носили два вида обуви: либо сапоги (допускался невысокий каблук), либо кожаные чешки ичиги. Обувь тоже украшалась вышивкой.

Особенной частью и женского, и мужского костюма казахов всегда были пояса. Их шили из разных тканей. Существовали специальные праздничные модели, искуссно расшитые и украшенные подвесками, полудрагоценными камнями.

Детский

Национальные казахские наряды для детей – это уменьшенные модели взрослых костюмов. Они такие же яркие, красивые и богаты украшениями.

Современные модели

Сегодня национальная одежда казахского народа сохранилась в аулах. Её продолжают носить люди старших поколений. А также она является источником вдохновения для современных дизайнеров и модельеров.

Современные казахские костюмы отличаются изяществом, тонко подчеркивающим красоту и гордость казахского народа. Главная их особенность в национальных орнаментах, которые выделяют казахский стиль в любом фасоне одежды.

wlooks.ru

Казахские национальные платья в современном стиле

Не секрет, что сейчас казахстанцы, по сравнению с европейцами, выглядят более стильно. Это происходит благодаря сознательному выбору в пользу строгости и классики в одежде, ведь мода на такую одежду никогда не пропадает. Казахстанская молодежь владеет чувством стиля и следит за тенденциями модной индустрии. Национальный колорит и современный стиль легко сочетаются в любой одежде, будь то футболка и штаны, праздничный костюм или вечернее платье.

Современный казахский национальный костюм

Во все времена казахский национальный костюм отображал особенности жизни народа и его традиции. Именно с помощью одежды можно определить принадлежность к тому или иному народу, а в современном мире это еще и дополнение к созданию совершенного этнообраза.

Казахстанский национальный костюм невозможно перепутать с другими этническими костюмами:

  • Мужской и женский вариант костюма шили с запàхом на левый край, прямого кроя.
  • Женский наряд обильно украшали бахромой и вышивкой гладью.
  • На голову надевали большие шапки, которые декорировали перьями, мехом, вышивкой, драгоценными камнями.
  • Повседневную одежду, в отличие от праздничной, украшали скромнее и шили из более практичных тканей.
  • Женский казахский костюм отличался от мужского наличием юбки с распахом на две стороны. Мужской вариант включал объемные шаровары.
  • Предпочтение отдавали всем оттенкам красного, синего, зеленого и золотого.

Современные платья с казахским орнаментом

Известно более 230 видов казахского орнамента. Именно с помощью рисунка предки современных казахов передавали информацию о животном или растительном мире, о своем видении природы. Существуют орнаменты, предназначенные только для повседневной одежды, ковров или посуды. Конечно, современный национальный костюм отличается от изначального вида платья. Оригинальный вариант был не таким ярким и имел меньшее количество украшений. Только зажиточные люди могли позволить себе разнообразные ткани и украшения из драгоценных металлов или камней. Существует предположение, что длинные рукава чапана демонстрировали богатство семьи девушки и указывали на ее свободный статус.Казахские национальные узоры становятся все более популярными. Для того чтобы быть в тренде, не обязательно надевать национальный костюм. Тем более что дизайнеры делают все  необходимое с целью удовлетворить запросы отечественных модниц.

Казахские свадебные платья в современном стиле

Для пошива национального казахского свадебного платья использовали дорогие ткани, такие как органза, шелк, атлас или тафта. Платье оформляли золотыми лентами, вышивкой из бисера и национальным орнаментом. Традиционно свадебное платье шили из ткани синего или красного цвета, допускалось использование белого, бежевого или розового.

Обязательный атрибут свадебного наряда  саукеле  один из древних головных уборов. На его создание уходил не один месяц. Украшали саукеле драгоценными камнями, бисером, кораллами, использовали золотые вставки и жемчуг. Как и все украшения девичьей жизни, саукеле носили только в течение первого года после замужества. Поверх платья невеста надевала красивый камзол. Нынешние невесты все чаще выбирают для свадебного обряда казахские национальные платья в современном стиле. Таким платьем можно не только подчеркнуть свою индивидуальность, но и выразить дань уважения предкам.

Вечерние платья с казахским орнаментом

Этнические мотивы находятся на пике популярности и широко используются на свадьбах, днях рождения или вечеринках. Наденьте платье с национальным казахским орнаментом и вы будете в центре внимания. Разве можно не заметить такую красоту?!

Казахские платья в современном стиле

Казахские национальные современные платья это симбиоз старины и современной моды. За популярность этнической одежды можно сказать спасибо движению хиппи. Благодаря им мы имеем четкое представление о том, какой должна быть этническая одежда. Даже те, кто равнодушен к стилю хиппи, стали обогащать внешний облик национальными атрибутами: расписными платками, украшениями или цветастыми юбками. Некоторые известные в мире дизайнеры для создания своих коллекций не раз искали вдохновение в культурных традициях Казахстана.

Если вы тоже любите вещи с национальной тематикой  выбирайте современные футболки, плащи или платья с национальными мотивами и украшениями, как это делают казахстанские звезды.

www.nur.kz

Hациональные казахские свадебные платья | Журнал Ярмарки Мастеров

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, которые характеризует только его национальные особенности и черты, раскрывает его сущность и историю. Одежда является важнейшим культурным наследием.

Хочу вам показать национальные казахские свадебные платья. Свадебные наряды — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа и является уникальным проявлением кочевой культуры!!!

В свадебный комплект входит длинное платье, кажекей и саукеле. Самым заметным элементом костюма это САУКЕЛЕ (САУ- прекрасный, красивый* КЕЛЕ-голова). и дополняет костюм невесты ожерелья, кольца.

www.livemaster.ru

ᐈ Свадебное платье казахское фото, фотографии казахские ювелирные украшения

ᐈ Свадебное платье казахское фото, фотографии казахские ювелирные украшения | скачать на Depositphotos®Красивые иллюстрации, Казахская женщина, жена, край платья, красивые глаза, восточную красоту, этнические девушка, серьги, браслеты, ювелирные изделия, платье девушки, длинные волосы, косы плетеные, милые лица, Восточная девушка, азиатских, казашка, Кыргызской, узбекской, татарский, бурят, АруКрасивые иллюстрации, Казахская женщина, жена, край платья, красивые глаза, восточную красоту, этнические девушка, серьги, браслеты, ювелирные изделия, платье девушки, длинные волосы, косы плетеные, милые лица, Восточная девушка, азиатских, казашка, Кыргызской, узбекской, татарский, бурят, АруИллюстрации, живопись, графический карандаш, любовь к loshsyam, лучшие чувства, лояльность, дружбы людей и животных, маленькая девочка, казашка, эпоса, Казахстан, казашка, Наурыз, доброта, вета, Qazaq, любимая лошадь, Казак, 1june, маленькая девочка, казашкаЖивопись, Азии мотив, шалфея иллюстрации, Казахский жизни, традиций Востока, юрта, аул, казахском ауле, кыргызского жилища, овцы, кереге, torsoak, бит народов Азии, Евразии, орнамент, культура, этнос, эпос, традиционных домашних хозяйств, восточныеЖивопись, Азии мотив, шалфея иллюстрации, Казахский певец, музыкальный инструмент, домбра, кобыз, акына, поэт, музыкант казахского, Казахской жизни, традиций Востока, юрта, аул, казахском ауле, кыргызского жилища, овцы, кереге, torsoak, бит народовФотография, Азии мотив, Иллюстрация на тему мудрецов, Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, живопись, Азии мотив, шалфея иллюстрации, Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, просветитель, Казахский рисунок, восточный мудрец, история истории, истории Казахстана,

ru.depositphotos.com

Путешествие в Казахстан - Традиционный казахский наряд невесты

В день вступления в законный брак казахская невеста обязана носить «сукеле». Эта шляпа с большой высотой и конической формой является самой дорогой статьей любой свадебной церемонии. Верхняя часть свадебной шляпы, украшенная совой пера и помещенная по обеим сторонам разных драгоценных камней:

  • Сапфиры;
  • Серебряный;
  • Золото;
  • кораллы;
  • Жемчуг и так далее.

В украшении головной убор активно используются разные маленькие бусины, которые висели по обе стороны лица невесты, подчеркивая ее красоту. Верхняя часть кепки была также украшена кружевной белой вуалью, которую называли «желеком». Он покрывает невесту, используемую для прикрытия лица во время различных свадебных церемоний.

 

Чтобы лучше понять значение шапки свадебной невесты, нужно представить себе простой факт. Средняя «сакеле» в те дни стоила больше, чем целое стадо лучших лошадей. Столь же ценный головной убор замужняя женщина имела право носить только до рождения первого ребенка. Он представил «кимешек». После этого, невесту матери ее мужа. Новый головной убор в сопровождении женщины до конца ее дней.

 

Новая кепка была сделана из белой ткани, покрывающей женщину от головы до груди. Как правило, передняя часть головного убора была украшена с использованием различных вышивок, тонких бусинок, серебряных украшений и т. Д. По обеим сторонам национальной кепки была вышита картина. Завершился специальный тюрбанный головной убор, который был создан из длинной белой ткани.

 

«Кимесек» выполняет важную социальную функцию, будучи определенным паспортом, который может многое рассказать о женщине:

  • Социальный статус;
  • Область, в которой она живет;
  • Клан, который он представляет;
  • Возраст и так далее.

Беззаботная судьба ждала женщин, которые не смогли создать семью. До конца своих дней они должны были носить шапку девушки. Благодаря этому каждый прохожий увидел перед собой несчастную даму, которой не повезло найти его одно и единственное.

 

Особенности головной убор казахской невесты

 

Самым выдающимся казахским головным убором является «сакеле» — традиционная женская свадебная шапка. Несмотря на то, что «сакеле» производится на традиционных канонах, сегодня невозможно найти две одинаковые шляпы невесты. Основной принцип «сакеле» — высота, достигающая в некоторых случаях почти семидесяти сантиметров. Высота головного убора напрямую зависит от почитания предков традиций невесты.

 

Кроме того, «сакеле» потребовала от молодой невесты глубоко поклониться, войдя в дом будущего супруга, проявив тем самым уважение к новому дому. С традиционным головным убором казахской невесты связано и еще одна очень интересная традиция. Существует убеждение, что, прикоснувшись к домашнему очагу луковой шапки «saukele», молодая невеста станет источником многих преимуществ и долгой гармоничной жизни в семье.

 

Главой платья невесты, выполненной из самого высокого качества и дорогих тканей, была самая большая статья расходов на любой свадебной церемонии. Украшенный «сакеле» драгоценными металлами и драгоценными пряностями. Если невеста была представлена ​​богатой семьей, то это всегда головной убор, украшенный рубинами, изумрудами и так далее. Если девушка была из бедной семьи, в этом случае она дала последнее, чтобы она могла украсить свою свадебную шляпу. Например, не используется богатая невеста бирюза или сердолик.

 

Создайте «saukele» вручную. Профессиональная швея использовалась для производства дорогих меха и тканей, а ювелиры занимались изготовлением мелких декоративных изделий из драгоценных металлов. Кроме того, ювелиры, основанные на заказе, могут создать разнообразную художественную композицию из золотых или серебряных украшений.

 

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в конце девятнадцатого века стоимость отдельных «сакуле» догнала цену всего стада лучших гонщиков. Стоимость этого в наши дни может показаться неоправданно высокой, это был лучший признак годами. Люди тогда не жалели денег, когда вещь была действительно высокого качества. Еще более удивительным для его современников кажется, что купленные головные уборы казахи никогда не носили во второй раз.

 

Не давали шапки казахов и не брали упреков других людей. Все это является прямым следствием особенностей национальной культуры. Считалось, что колпачок накапливает не только счастье его владельца, но и его проблемы. В Казахстане не было принято разделять эти концепции.

 

Была определенная традиция, связанная с женскими шляпами. Сразу после замужества жена изменила традиционную «сакулу» на менее пышную «Касабу». Новый головной убор в сопровождении женщины до рождения первого ребенка, а затем дал жене мать дочери головного убора «кимешек», которая оставалась с ней на всю жизнь. Головной убор полностью закрыл шею, волосы и голову женщины.

 

Невеста свадебного платья

 

Национальные этнографы потратили много времени на изучение особенностей казахского невесты. Следует понимать, что любая восточная нация вложила в традиционный костюм много смысла, отражая в нем особенности своей культуры. И костюм казахской невесты не был исключением в этом смысле. Каждый элемент этого костюма имеет особое значение, поэтому мастера всегда старались приблизиться ко всем, даже к небольшому элементу украшения.

 

Казахская этнография смогла установить, что каждый свадебный костюм можно сравнить с письмом из ушедшей эпохи. Его стенограмма помогает собирать много ценной информации. Каждый костюм включает в себя несколько обязательных компонентов:

  • Покров, выполненный в виде длинного вышитого покрывала;
  • Вершина;
  • Рубашка;
  • Достаточно высокий головной убор.

Дальнейшее изучение свадебных платьев помогло установить, какая казахская культура имеет наибольшее разнообразие костюмов и т. Д. Это полностью верно не только для формы, но и для цвета платьев.

 

Свадебная вуаль, рассказанная притчей

 

Совсем недавно группе русских этнографов удалось расшифровать значение одной из свадьбы, которая известна под названием «желек». Здесь опытная швея не могла зашифровать, просто пожелать молодоженов, но эту притчу. В центральной части композиции находится дом, в котором горит камин, а за ним светит яркое солнце. Рядом с домом ходят черно-белые гуси. Рамки всей композиции яркой радуги.

 

Ученые обнаружили, что квалифицированный работник решил дать молодому значение живого обучения. Невеста, сделав этот день только первыми шагами в новой жизни, чтобы стать защитником дома. Несмотря на то, что на длинном пути жизни ее семья будет рада не только ярким, но и темным дням, вы всегда должны верить, что с семьей она сможет справиться со всеми невзгодами. И однажды в их доме будет сиять радуга.

 

Традиция и современность

 

Несмотря на все усилия местных жителей по сохранению традиционного свадебного костюма, казахская невеста начинает все чаще выбирать европейское белое свадебное платье. Считается, что он приехал в страну только в середине двадцатого века. Важно отметить, что белый цвет никогда не цитируется на Востоке. Считалось, что это символизирует скорбь и скорбь для мертвых. Именно поэтому восточная невеста предпочла:

  • Синего цвета;
  • Зеленый цвет;
  • Красный;
  • Черный цвет.

Этот черный цвет чаще всего на Востоке пытался использовать невесту. Причиной этого была его ценность, связанная с властью и властью. У каждого клана были свои особенности традиционного свадебного костюма, который позволял точно отличить его от десятка других. Родителям жениха даже не нужно было спрашивать девушку о ее социальном происхождении, достаточно было просто обратить внимание на ее стиль одежды:

  • Жители южных регионов Казахстана предпочли большое количество национальных и роскошных моделей вышивки;
  • Жители севера обычно выбирают различные декоративные ожерелья, которые также вышивают подол ее платья;
  • Жители Запада помогли открыть традиционные шляпы, яркие узоры, а также длинные клинья, пришедшие к его плечам;
  • Невеста с Урала носила платье, которое во многом напоминало классический русский сарафан.

eastroute.com

Самые красивые свадебные платья казахстанских звезд

Наряд невесты – едва ли не самая обсуждаемая тема во время самого торжества и после свадьбы. Поэтому каждая девушка уделяет максимум внимания выбору свадебного платья. Посмотрим, на каких дизайнеров и наряды сделали ставку известные казахстанские невесты.

25 сентября прошла самая обсуждаемая свадьба года Аши Матай и Армана Конырбаева. Невеста была восхитительна в пышном платье из свадебного салона Ivory и украшениях от Brosh. Напомним, что на қыз ұзату Аша надела платье от дизайнера Малики Юсуповой, расшитое жемчужинами и кристаллами Swarovski, а головной убор и жилет был изготовлен Асем Нурсеитовой.

Избранником певицы Дильназ Ахмадиевой стал бизнесмен Ахмад. Они поженились в 2011 году в Астане, на закрытом торжестве присутствовали только родные и близкие друзья. Для самого важного дня Дильназ выбрала роскошное платье от лучшего свадебного дизайнера Vera Wang, дополнив его длинной фатой и букетом из красных роз.

Мадина Садвакасова подготовила для свадьбы с режиссером Олжасом Смагулом сразу два наряда. Первое платье показалось жениху слишком экстравагантным  и откровенным, поэтому Мадине пришлось покупать другое в одном из свадебных салонов. Ну а платье, которое ей сшила подруга и дизайнер Айман, она надела вечером в ресторан.

Предложение руки актриса Алия Телебарисова услышала в вертолете, на высоте 5 км. Қыз ұзату было организовано в стиле церемонии вручения премии «Оскар» – с красной дорожкой и назойливыми папарацци. Во время празднования Алия исполнила песню «Я люблю», которую посвятила своему жениху. Свадьба была оформлена в цвете Тиффани, этот цвет был в букете невесты, в платьях подруг невесты, в бабочках смокингов гостей мужского пола. Алия выбрала для торжества кружевное платье в одном из свадебных салонов Алматы.

«Мисс Казахстан-2013» Айдай Исаева вышла замуж за бизнесмена Максата в сексуальном платье от казахстанского дизайнера Наиля Байкучукова. Церемония бракосочетания состоялась в ресторане "Бахчисарай" в кругу родных, друзей и коллег. Подружкой невесты была "Мисс Россия-2014" Юлия Алипова, с которой Айдай подружилась на конкурсе "Мисс Вселенная-2015".

Свадьба актрисы Аружан Джазильбековой и режиссера Ахата Ибраева состоялась 6 сентября 2013 года и была максимально закрыта от журналистов. Аружан выглядела потрясающе в облегающем фигуру свадебном платье без бретелей. По слухам, романтические отношения пары начались во время съемок рекламного квеста «Семья Нуркеновых» компании Samsung.

Певица Динара Кырыкбаева на своей свадьбе появилась в платье с открытыми плечами и пышной юбкой. Динара тщательно скрывает своего избранника от прессы, поэтому известно лишь его имя – Олжас. Певица заявила, что после свадьбы покинет сцену и намерена открыть собственное дело, а также посвятить себя целиком семье.

Мария Зубенко

Свадьба радиоведущей Марии Зубенко и ее жениха Ильи Таранова прошла в узком семейном кругу. Невеста была в элегантном закрытом платье с кружевными вставками на рукавах и зоне декольте, а талию выгодно подчеркивал пояс. Наряд невеста сшила на заказ у портного Ляззат по рекомендации подруги Кати Красновой. У Ильи сложились трогательные отношения с сыном Марии от первого брака Ратмиром, недавно телеведущая стала мамой во второй раз.

На пышном торжестве по случаю бракосочетания Беркута и Аиши присутствовало не менее 300 гостей. Аиша чудесно выглядела в декольтированном белом платье с пышной юбкой. Певец решил не скупиться и потратил на праздник 60 тыс. долларов, так как женитьба бывает только раз в жизни. Свадьба была похожа на концерт из-за большого количества выступающих коллег звезд. Супруги не сомневаются в том, что отметят золотую свадьбу.

26 июля 2015 года в одном из алматинских ресторанов поженились бывшая участница группы FM Анастасия Клещенко и телеведущий Алан Черкасов. Поздравить молодоженов пришли близкие и друзья. Беременная певица была восхитительна в свадебном платье со сложной юбкой. Анастасия сделала подарок любимому и исполнила песню «Если спросишь, я скажу: «Да»!  

Экс-солистка группы "КешYou" Айдана Меденова вышла замуж за продюсера групп "Индиго" и FM Алишера Нуржанова. Певица предстала перед гостями в классическом белом платье собственного пошива. Кстати, Айдана решила поменять свою деятельность, теперь она хочет попробовать себя в роли дизайнера.

Айгерим Мырзагереева

22 июня 2014 года поженились певец и актер Арстан Мырзагереев и обладательница титула "первая вице-мисс Алматы", участница конкурса "Мисс Казахстан-2013" Айгерим Узембаева. Пара объездила кучу свадебных салонов в поиске идеального платья, в итоге остановила свой выбор на платье Justin Alexander, оно сразу понравилось им своим фасоном, цветом и кружевом на ткани. Свадьбу сыграли в кругу 110 самых близких друзей и родных. В день церемонии была жаркая погода, но Арстан и Айгерим рады этому, так как на следующий день после свадьбы был ливень (конечно же, лучше жара в день свадьбы, чем проливной дождь).

Лана

Когда Константин Саркисян, будущий муж скрипачки Ланы, впервые приехал в Алматы, то сразу влюбился в город и решил, что их свадьба состоится именно здесь на открытом воздухе. Так и случилось – церемония прошла в алматинском гольф-курорте, куда молодожены приехали на карете. Лана была обворожительна в нежном платье в греческом стиле. Это была шумная казахско-армянская свадьба на сто человек.

Автор: Жанат Каюкова

comode.kz

Казахские национальные свадебные наряды и комплекс украшений невесты: история и современность

Оекенева А.К.

Школа-гимназия № 30

Казахские национальные свадебные наряды и комплекс украшений невесты: история и современность

Начиная с далекого прошлого, одежда неизменно сопутствовала человеку. По материалу, форме и покрою одежды можно было судить об образе жизни человека, о климатических условиях, в которых он живет, о его классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и уровне его материального благосостояния. Особенно, люди стремились наряжаться, когда происходили важные моменты в жизни, среди которых особое место занимает свадьба.

У казахского народа всегда были свои устоявшиеся из века в век традиции и обычаи проведения свадебных церемоний, которые имели свой глубокий смысл. Важно отметить, что все данные обряды направлены были на обеспечение дальнейшего благополучия, рождение детей и процветание семьи.

Однако, особое место в свадебной церемонии занимает свадебный наряд невесты и жениха. Если сравнивать свадебную одежду прошлых веков и современности, то можно найти определенные отличия. Но в тоже время, наблюдается, что в современном обществе никто не желает, нарушать обычаи своего народа, даже наоборот все стремятся соблюдать традиции при сотворение молодой, счастливой семьи.

Целью данной работы является изучение казахского свадебного наряда жениха и невесты прошлых веков и современности, определение их различий и преемственности, а также смысловое назначение элементов одежды.

Актуальность исследования определяется тем, что казахский национальный костюм является отражением быта и деятельности казахского народа, изучение костюма помогает понять культурное наследие народа его традиций и образ жизни.

Свадебный комплект казахской национальной одежды включал мужской и женский костюм. Своим богатством и красотой отличался костюм невесты. Сложный и потрясающе красивый, где каждая деталь наполнена смыслом.

Комплект традиционного костюма казахской невесты включает в себякойлек (платье-рубаха), камзол, шапан, саукеле (головной убор) и желек (расшитое покрывало, что-то вроде фаты).

Традиция белоснежного платья невесты пришла в Казахстан не так давно. Но в прошлом прапрабабушки казахских невест выбирали для свадебного платья тот цвет, который был принят ее родом или просто почитался традиционным. Казахские невесты надевали красные, зеленые, синие и даже черные платья, потому что в отличие от западных понятий на Востоке черный цвет был цветом величия. А вот белый, напротив, чаще был символом траура. Вот почему белые платья в старину у восточных невест встречались нечасто.

Следующий элемент одежды камзол, девушка одевала на национальное свадебное платье сверху. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Хотя камзол, элемент казахского национального костюма, вообще, но красиво и празднично украшенный, в тон превращался в Той койлек.

Украшали камзол вышивкой казахским орнаментом, бисером, вышивкой золотыми нитями, монетами и драгоценными камнями..

Символом казахской национальной свадебной одежды считается головной убор саукеле. Существовало поверье, чем выше Саукеле на невесте — тем удачнее, счастливее и богаче будет жизнь молодой девушки в новой семье, в семье мужа. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи. «Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.Главный принципом создания саукеле была его высота. Она порой достигала 70 сантиметров и даже больше. И чем выше был саукеле, тем, считалось, в большем почтении к традициям воспитана невеста. Входя в юрту жениха она должна была сделать поклон. Добрым знаком считалось, если кончик ее головного убора при поклоне достанет очаг юрты. Вот и старались матери сделать для своей дочери-невесты саукеле как можно выше, чтобы приняли невесту в доме жениха мягче и добрее.[1]    

По обычаям казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукелекигизу занимала особое место. На голову невесте вместе со свадебным головным уборомодевали особое покрывало - желек, в котором она должна была приехать в аул жениха. Однако особый интерес данного покрывала представляла вышивка орнаментов с большим и глубоким смыслом. Об этом свидетельствуют зарисовкиэтнографа XIX века Самуила Мартыновича Дудина-Марцинкевича.Оказывается, на зарисованном им покрывале искусная вышивальщица написала целую притчу. В центре покрывала – солнце. Очаг. Огонь в очаге. Черные и белые лебеди. Гусиные лапки, казаяк. А над всем этим – радуга.

Мудрая художница словно хотела сказать невесте: ты еще молода, делаешь первые шаги в этой жизни. Тебе предстоит стать хранительницей очага. В жизни есть место и черным, и белым дням. Но пусть в твою жизнь придут все цвета радуги, и огонь в очаге никогда не погаснет, как не погаснет никогда солнце.[2]    

Свадебные наряды были своего рода визитной карточкой каждого рода. И люди, едва взглянув на невесту, могли без труда определить, откуда и из какого рода пришла к ним новая келин.

У каждого рода веками складывались свои особенности, свои характерные детали. Южанки – это обилие узоров, богатые вышивки на платье. Северные невесты украшали себя монистами и подол платья расшивали монетками. Невесту с запада легко было узнать по характерным деталям головного убора – богато расшитые “лопасти” до плеч. Уральские восточные красавицы отличались стилем и покроем свадебных платьев, которые больше напоминали русский сарафан, расшитый сверху донизу крупными цветами.

Наравне с костюмом невесты большой интерес представляет костюм жениха.Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его определить. По обычаю одежда жениха должна была отличается от одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор «борик» он прикреплял «укы» (перья филина), сапоги одевал на высоких каблуках, на плечи накидывалкрасный чапан.Обычно жених надвигал «борик» на глаза и вел себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо переносил их насмешки и колкости. Конь жениха превращался в объект забавы для детей – они вдоволь могли покататься на нем. [3]    

Неотъемлемой частью костюма невесты были ювелирные украшения. Они не только украшали свадебный костюм, но и несли в себе магический смысл. Считалось, что кольца и перстни обладают чудодейственной силой и защищают от злых духов. Поэтому два, три, а то и четыре кольца на руках казахской женщины были повседневной «нормой» (Тамақадал болу үшінқолыңдакүмісжүзік болу керек).

Невеста  обязательно  надевала  височные  украшения  «шекелик», крепящися  за  петли  головного  убора  саукеле  или  за  волосы  у  виска.  Височные  украшения  подвешивали  к  головному  убору  ремешками  или  вытканными  лентами.  В  ювелирных  украшениях  воплощалось  вечное  тя-готение  человека  к  прекрасному,  надежда  на  счастье,  вера  в  чудодейственные  силы  природы,  способные  защитить  от  недугов,  бед  и  зла.  [4]    Кочевой  народ  верил  в  очистительную  силу  колец  и  перстней.  Каждая  женщина  должна  была  носить  кольцо  или  перстень,  в  противном  случаепища,  приготовленная  ею  будет  не  чистой.

Особый  интерес  представляют  перстни  в  виде  спирального  или  зернистого  конуса.  Такой  перстень,  надевали  на  палец  невесты  —  она  должна  была  продолжить  род  своего  жениха.  Форма  кольца  представляла  собой  конус,  устремленный  ввысь.  Большие  перстни  называли  «тасбака  жузик».  На  востоке  черепаха  —  символ  долголетия,  поэтому  считалось,  что  эти  перстни  удлиняют  жизнь.  В  наборе  женских  украшений  можно  встретить  перстни  типа  «кус  тумсык»  —  птичий  клюв.  Птица  —  символ  счастья,  независимости,  доброго  начала  в  жизни.  Перстень  надевали  на  палец  девушки  перед  тем,  как  отправить  ее  в  семью  будущего  мужа.  Массивные  перстни  свах  (кудаги  жузик),  рассчитанные  на  два  пальца,  символизировали,  единение  двух  начал,  двух  семей.  Такие  перстни  дарила  мать  невесты  матери  жениха  в  знак  слияния  двух  родов  и  в  надежде  на  доброе  отношение  к  своей  дочери.

Ожерелья  занимали  особое  в свадебном костюме невесты. Ювелиры  на  них  изображали  великолепный  орнамент,  выполненный  зернью  или  сканью,  преимущественно  треугольной  формы.  Подвески  инкрустировали  драгоценными  камнями.  В  последующем  ожерелье  представляло  собой  тумар  —  амулет.  Однако,  следует  постоянно  помнить  о  магико-религиозном  значении  украшений,  призванных  в  данном  случае  не  только  подчеркнуть  красоту  молодой  девушки,  но  и  обезопасить  ее  в  один  из  самых  важных  и  ответственных  моментов  ее  жизни.

В начале статьи мы попытались рассмотреть казахский свадебный костюм в прошлых веков. Сейчас уделим внимание современному казахскому свадебному костюму. Современная казахская свадьба – это чудесное переплетение древних и современных красивых традиций и обычаев. Теперь невеста нашего времени покупает два платья один на КызУзату, другой на свадьбу жениха.

На КызУзату невесты стараются одеть платье в национальном стиле, чаще всего они различаются по цвету, бывают белые и красные, шьются из дорогой красивой и яркой ткани как атлас, шелк, органза, тафта.Красные оттенки платья в казахском понимании, означают юность, жизнь стремление в будущее. Невестка является будущей хозяйкой и хранительницей домашнего очага, будущей матерью. А вот на свадьбе жениха встречаются платьяс национальными элементами, белые платья в европейском стиле, а также свадебные платья мусульманского толка, так как еще одним атрибутом создания семьи, является обряд Некекыю. Это обряд бракосочетания по религиозным канонам Ислама. Проводится служителем мечети или самым старшим в роду членов семейного клана. При проведении Неке Киюприсутствуют родственники со стороны жениха и невесты, ставится чаша с водой, в неё опускаются серебряные монеты(символ благополучия), затем читается молитва - благословление.[5]    

Покупка свадебного наряда на основную свадьбу, лежит на плечах жениха и невеста может увидеть его только в день свадьбы. 

Также как Саукеле, койлек и камзол элемент свадебного наряда желек (покрывало)дошел и до наших дней, просто он видоизменился.Если раньшежелекукрашался тамбурным швом, где вышивались орнаменты со смыслом, то теперь представляет собой белую прозрачную ткань и используется в ритуальной песне «Беташар». Сегодня мы можем наблюдать, что желек, как один из предметов традиционного казахского свадебного костюма не утратил своего функционально-знакового назначения в современной свадебной обрядности казахов, но в то же время его роль «исполняют» предметы из современной культуры (например, фата - накидка из свадебного головного убора невесты) или традиционные предметы «берут на себя» дополнительные функции (например, платок - жаулық).

Современный мужской костюм жениха, отличается от прошлого. Новоиспеченный жених чаще всего на свадьбу одевает классический европейский костюм. Однако и для него есть выбор одежды.  При желании он может заказать свадебный костюм у портных, самостоятельно придумав национальный дизайн и оформления своего наряда.

Костюм жениха делится на европейский и национальный. Национальный костюм должен сочетаться с платьем невесты, образуя общую картину свадебного комплекта.

Подводя итоги необходимо отметить:

  1. Казахи глубоко чтят свои обычаи и традиции, стараются их выполнять, возлагая на него определенный смысл;

  2. Современная молодежь наряду с элементами национальной культуры, использует и элементы европейской моды, т. е. как бы вбирая лучшие достижения двух культур образует современную стилизованную казахскую одежду;

  3. В современных свадебных платьях большое внимание, уделяется его цвету. Теперь вместе с красным, зеленым и черным платьем невесты выбирают в пользу белого;

  4. Также как и в прошлые века саукеле считается атрибутоми важным элементом свадебной одежды.

Список использованных источников

  1. https://www.liveinternet.ru/users/len/post209161495

  2. http://www.intelros.ru/pdf/Antropo_Forum_online/2011_15/prischepova2.pdf

  3. [2] Шевцова А.А. Казахский традиционный свадебный костюм (XIX - начало ХХ века) // Среднеазиатский этнографический сборник / Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука. - Вып. V / [отв. ред. С.Н. Абашеев, В.И. Бушков]. - 2006. - С. 33-46.

  4. Казахская национальная одежда. - Алма-Ата: Жалын, 1976. - 112 с.

  5. Джанибеков У. Казахский костюм. Альбом. -  Алма-Ата: Онер, 1996. - 192 с

ust.kz

Казахские Национальные - Свадебные платья/костюмы

Обычные объявления

Найдено 27 объявлений

Найдено 27 объявлений

Хотите продавать быстрее? Узнать как

Продам женс национальный казахский костюм

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

15 000 тг.

Тараз, 1-мкр. Акбулак Вчера 12:51

СРОЧНО, ТОРГ Продается казахское национальное свадебное платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

40 000 тг.

Актау Вчера 12:15

Казахское национальное платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

25 000 тг.

Алматы, Алатауский район 16 март

Казахское национальное платье на узату

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

50 000 тг.

Договорная

Нур-Султан (Астана), Есильский район 16 март

Сдам/продам либо обменяю казахские свадебные национальные платья

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

15 000 тг.

Договорная

Алматы, Алатауский район 16 март

Сдам/продам казахские национальные свадебные платья от PRIMAVERA!

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

20 000 тг.

Алматы, Бостандыкский район 16 март

Национальное казахское платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

10 000 тг.

Алматы, Бостандыкский район 15 март

ШОК ЦЕНА!!! В комплекте Свадебное платье в казахском национальном ст

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

30 000 тг.

Атырау, Авангард 13 март

Продам национальное казахское платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

10 000 тг.

Караганда, Казыбекбийский район 11 март

Казахское национальное платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

7 000 тг.

Договорная

Алматы, Ауэзовский район 11 март

www.olx.kz

Национальный Казахский - Свадебные платья/костюмы

Обычные объявления

Найдено 27 объявлений

Найдено 27 объявлений

Хотите продавать быстрее? Узнать как

Продам женс национальный казахский костюм

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

15 000 тг.

Тараз, 1-мкр. Акбулак Вчера 12:51

СРОЧНО, ТОРГ Продается казахское национальное свадебное платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

40 000 тг.

Актау Вчера 12:15

Казахское национальное платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

25 000 тг.

Алматы, Алатауский район 16 март

Казахское национальное платье на узату

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

50 000 тг.

Договорная

Нур-Султан (Астана), Есильский район 16 март

Сдам/продам либо обменяю казахские свадебные национальные платья

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

15 000 тг.

Договорная

Алматы, Алатауский район 16 март

Сдам/продам казахские национальные свадебные платья от PRIMAVERA!

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

20 000 тг.

Алматы, Бостандыкский район 16 март

Национальное казахское платье

Для свадьбы » Свадебные платья/костюмы

10 000 тг.

Алматы, Бостандыкский район 15 март

www.olx.kz

женский традиционный костюм казахов, народный наряд для девочки из Казахстана

Национальные костюмы

История

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.

  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» - неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».

Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.

Разновидности

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.

Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.

Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.

На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).

Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.

Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.

Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.

Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.

Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.

Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.

Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенны женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.

Зимняя одежда

Без описания зимней одежды рассказ об одежде казахов был бы неполным. Шуба имеет немаловажное значение, если учитывать, как неприветливы и суровы Казахстанские степи.

Со временем казахи в совершенстве овладели искусством выделки мехов, кожи и пошива из них одежды. Овчинная, козья, верблюжья шубы были самые недорогие и востребованные. Мех и шкура диких зверей ценились всегда.

Обладателями дорогих шкур считались тигры, сайгаки, куланы, среди пушных зверьков выделялся мех хорька, выхухоля, лисы, енота. Изготавливались шубы из пуха гагары, лебедя и цапли. Но дороже всего ценились куница и соболь. Шубы, покрытые сукном, шелком или парчой были гордостью зажиточных казахов.

Самый простой вариант теплой одежды для бедной части населения- длинный халат, сшитый из верблюжьей шерсти или войлока, хорошо удерживающий тепло.

Пояса

При распашной и не застегивающейся верхней одежде пояс был неотъемлемым ее элементом.

Мужской пояс делали из кожи, иногда из шелка или бархата. Украшались кожаные ремни декоративным тиснением, образными металлическими вставками, вкраплением драгоценных и полудрагоценных каменьев, вычурными полосками из кости. Пряжки изготавливались в форме фигур зверей или птиц.

Женские пояса имели сходство с мужскими, но были шире и наряднее: шелковые и бархатные, расшиты золотой нитью и жемчугом, вытканные из пуха козы или шерсти верблюда.

Современные модели

Современный вид казахского традиционного костюма формировался в течение очень длительного времени.

Традиционный фасон национальной одежды сегодня носят в аулах лишь люди старшего поколения.

Но сочные живые краски, национальный неповторимый орнамент, тонкость и изящество, которые всегда были присущи сакраментальному костюму казахского народа и выделяли его среди других национальностей, пользуются все большей популярностью у сегодняшних жителей Казахстана, давая казахским модельерам и дизайнерам неисчерпаемый источник фантазии.

Очень популярным сегодня становится национальный костюм для девочек. Его надевают для выступления на сцене, и в дни государственных и национальных праздников, когда по улицам шествуют маленькие казашки в традиционных нарядах.

vplate.ru


Смотрите также