Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Коронационное платье александры федоровны


Журнал ROYALS - журнал о королевском образе жизни

Главная » Статьи » Как выглядело платье для коронации последней русской императрицы

Парадные платья королев и императриц - это свадебные и коронационные. И если свадебное платье допускает вольность фасона и отделки, то коронационное подвержено строгому регламенту.

Сегодня расскажем о коронационном платье последней русской императрицы, супруги Николая Второго, Александры Федоровны. Оно сохранилось лучше всех остальных.

Николай Второй и Александра Федоровна. Фото anahnu.ucoz.ru

Фасон русского коронационного платья был подробно регламентирован еще Николаем 1, я расскажу об этом отдельно.

3 последние императрицы - Мария Александровна (супруга Александра Второго), Мария Федоровна (супруга Александра Третьего) и Александра Федоровна (супруга Николая Второго) - имели платья одинакового фасона.

Платье состояло из 3 частей - лифа, юбки и шлейфа.

Лиф имел неглубокое декольте в форме сердца, пышные длинные рукава со складками по окату и у запястья. Не очень широкая юбка, длинный шлейф - вот церемониальное платье в русском стиле.

Если фасон известен - остается только вышивка. Эскизы представляли четыре варианта рисунка, один из которых выполнил предположительно Врубель. Победил анонимный эскиз, выполненный, как говорят историки, фрейлиной Александры Федоровны.

Коронационное платье Александры Федоровны. Фото spletnik.ru

Для императорского двора шили несколько официальных портных. Платье к церемонии коронации изготавливала мастерская Ольги Бульбенковой. “Мадам ОльгА” - так ее назвали на французский манер.

С самого начала с платьем хлопот было много. Тонкая парча, которую выбрали изначально, под тяжелыми серебряными нитями перекосилась. Ткань решили заменить.

Официальный поставщик императорского двора - шелкоткацкая фирма Сапожниковых - присоединилась к процессу создания шедевра.

Коронация Николая Второго и Александры Федоровны, 1896 г. Фото wikiwand.com

Плотную парчу ткали в Москве, затем отсылали в Петербург. У Бульбенковой кроили, детали отправляли обратно в Москву, в Ивановский монастырь, для вышивки. Затем снова возвращали в Петербург для окончательной сборки.

Представляете себе, сколько километров проделало платье еще в процессе изготовления?

Если в процессе участвует слишком много человек, получается неразбериха.

Бедным монахиням пришлось ушивать и расставлять некоторые детали - швы проходили не там, где нужно, искажая рисунок вышивки.

Работа над платьем длилась год. Но результат оказался великолепным!

Коронационное платье Александры Федоровны. Фото ru-royalty.livejournal.com

Обратная сторона красоты серебряной вышивки - это ее вес. Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 (!) кг. А ведь была еще и 7-метровая мантия… Золотой глазет на шелковой подкладке, горностаевый воротник и отделка горностаем по всему краю.

Мантия Александры Федоровны. Коронация 1896 г. Фото commons.wikimedia.org

Глазет - вышивка золотыми или серебряными нитями “вприкреп”. Нить накладывалась на ткань и закреплялась мелкими стежками.

Итоговый вес всего коронационного наряда составил (только вдумайтесь) 23 кг!

Мантию и шлейф несли не мальчики камер-пажи, а юноши. Основная тяжесть приходилась на шлейф и мантию, поэтому камер-пажами были не мальчики, а юноши. Ребенок просто не смог бы поднять такую тяжесть.

Коронационный наряд Александры Федоровны. 1896 г.

Фото: armoury-chamber.kreml.ru

Специально для этого у мантии и шлейфа были сделаны ручки, за которые и держали всю эту красоту, чтобы она не выскользнула из рук.

По давней традиции платья после коронации передаются на хранение в Оружейные палаты. Вот и в России, в Оружейной палате московского Кремля хранятся платья императриц, в которых их короновали на царство.

Вся информация взята из открытых источников.

Источник: Модная канитель

 

royals-mag.ru

Коронационные платья российских императриц. Часть 4

Мария Федоровна, Супруга императора Александра III (1847-1928 г.г.)

С 1917 г. в России «гражданка Романова», в эмиграции сохраняла титул вдовствующей императрицы до кончины.

Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская

Была невестой цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II. После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем.

Александр Александрович записал в дневнике: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни [так в семье Романовых звали Дагмару], тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье».

Решившись, наконец, Александр получил ее согласие.

17 июня 1866 года состоялась помолвка, спустя три месяца нареченная невеста прибыла в Россию. 13 октября приняла православие, получив новое имя и титул — великая княгиня Мария Фёдоровна.

Браковенчание было совершено в Большой церкви Зимнего дворца 28 октября (9 ноября) 1866 года.

Брак их продлился около 30 лет, и на протяжении всего этого времени супруги были счастливы и любили друг друга.

До наших дней дошло много прекрасных платьев Марии Федоровны. Большинство из них были заказаны в известнейшем модном доме Чарльза Ворта.

Начавший практически с нуля, Ворт создал известнейший Дом мод, стал родоначальником самого понятия "кутюрье", создал существующий и по сей день Синдикат высокой моды и шил платья почти для всех королевских домов.

Коронация состоялась в мае 1883 года.

В отличии от многих предыдущих коронационных платьев — это было выполненно в России. Серебряный глазет в Москве, на фабрике Сапожниковых, а вся остальная работа над платьем, крой, вышивка — в Санкт-Петербурге. Такая вышивка серебряными нитями по серебряному глазету в технике золотного шитья очень трудоемка, и при длине шлейфа в 4 метра выполнялась целый год.

В данный момент это платье тщательно отреставрировано и находится в коллекции Эрмитажа. Рассмотреть его во всех подробностях, а так же узнать детали процесса реставрации можно на видео записи.

www.livemaster.ru

Коронационный наряд последней Российской Императрицы Александры Федоровны


Коронационное платье последней российской императрицы по покрою представляло собой традиционное «русское» придворное платье, утвержденное Николаем I в 1834 году, или, как язвили еще его современники, «офранцуженный сарафан».

Его изготовление началось примерно за год до коронации. Поскольку фасон был известен заранее — стандартен, будем называть вещи своими именами, уникальность наряда заключалась в его отделке. Члены комиссии обратились к одной из фрейлин двора, Марии Ермоловой, которая слыла знатоком искусства вышивки, с просьбами подобрать мастеров, которые представят эскизы вышивки, и найти мастериц, которые выполнят работу после высочайшего утверждения рисунков.

На выбор Николаю и Александре было предложено четыре варианта — работы в стиле Людовика XIV и Людовика XV от Николая Козлова, узор в русско-византийском стиле, создателем которого предположительно был Михаил Врубель, и рисунок, «составленный по мотиву, взятому в древней ризнице Новоспасского московского монастыря”, от пожелавшего остаться неизвестным автора, который и вызвал наибольшее восхищение императора и императрицы. Как утверждает Светлана Амелехина, старший научный сотрудник и хранитель сектора тканей музеев московского Кремля, архивные документы говорят, что анонимом была… сама Мария Ермолова.

Мария Федоровна, в памяти которой были еще свежи воспоминания от собственной коронации, уговаривала Александру пойти на любые возможные меры по уменьшению веса платья, поскольку с лишними килограммами на плечах длинная церемония обещала и вовсе стать бесконечно неприятной.

Именно поэтому изначально основным материалом была выбрана легчайшая серебряная парча. Однако в процессе вышивания монахинями Ивановского монастыря, которым была поручена эта ювелирная работа, выяснилось, что на полупрозрачную ткань вышивка серебряными нитями и жемчугом ложится неровно и некрасиво. Настоятельница монастыря игуменья Сергия писала, что лучше выбрать другую ткань, более плотную, которую в итоге заказали московской шелкоткацкой фирме А. и В.Сапожниковых.

Процесс изготовления платья, который организовывала Мария Ермолова, был очень кропотлив: у Сапожниковых делали парчу, отсылали ее в Петербург, где в фирме «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», принадлежащей официальной портнихе императорского двора Ольге Бульбенковой, кроили, затем части пересылали обратно в Москву для вышивания, а потом увозили обратно в столицу для общей «сборки» наряда.

Монахини ругали качество кроя, говоря, что, несмотря на то, что у Бульбенковой есть образцы вышивки, показывающие, как нити ложатся на ткань, раскрой сделан «сикось-накось», поэтому крайне сложно стыковать друг с другом отдельные части, а кое-где даже приходится надставлять и ушивать детали.

Впрочем, обо всем этом владелица наряда и не узнала: результат многочасовой работы был настолько красив, что великая княгиня Елизавета Федоровна, первой из Романовых увидевшая наряд, назвала вышивку «шедевром рукоделия».

Туфли Александры, магазин обуви «И.Егоров»: из серебряной гладкой парчи, с овальным носком, мелкие, на среднем каблуке, на подкладке из белой лайки и хлопчатобумажного полотна, с лайковыми стельками, на кожаной подошве. Каблук широкий, фигурный. Туфли спереди украшены узким бантиком и стилизованным цветочно-растительным узором, шитым серебряной канителью и мелким жемчугом; по краю — обшиты узкой белой тесьмой. На стельках — тисненая золотая надпись.


Вес платья из трех частей составил около 10 килограммов. Вес коронационной мантии — порфиры — был и того больше: примерно 13 кг. Длина ее составляла 7 метров.

Мантия коронационная императрицы Александры Федоровны из золотного глазета, с большим горностаевым воротником, с двумя кистями на длинных шнурах, с широкой каймой из горностаев по краю, на шелковой подкладке. Украшена затканными цветным шелком и расположенными в шахматном порядке двуглавыми орлами с державой и скипетром в лапах, с гербами на крыльях, под тремя коронами.

Каждую из трех одинаковых мантий, созданных для императора, действующей и вдовствующей императриц, несло по 7 камергеров, для чего на подкладке пришиты специальные ручки. Мантии дам было нести неудобно вдвойне, поскольку нужно было одновременно держать не только их, но и шлейф.

Источники: liveinternet.ru

e-gerontidy.livejournal.com

 

ioannpredtecha.ru

Царский гардероб Александры Фёдоровны — PORUSSKI.me

Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Супруга российского императора Николая II и любимая внучка королевы Виктории.

Императрица не была женщиной, слепо гонящейся за модой, не имела страсти к роскоши. Немецкая кровь и строгое, чопорное воспитание при английском дворе сформировали её как сдержанную и цельную личность.

Многие наряды она отвергала, окрестив «бесполезными».

(Детские фото: с семьей, с бабушкой королевой Викторией и сестрами. Фото в юности)

Александра Федоровна обладала прекрасным чувством вкуса и стиля. Любила спокойные, приглушенные оттенки, соответствующие её статусу и в то же время отражающие природную скромность и сдержанность монаршей особы. Голубой, лиловый, фиалковый, розовый, серый, фисташковый – цвета, которым отдавала предпочтение императрица.

Любимой обувью её были туфли с длинным узким носом, а атласу она предпочитала замшу или бархат золотистого или белого цвета.

К своему туалету Александра Федоровна подходила с немецким педантизмом и аккуратностью. Предпочитала формировать гардероб заранее, подбирая наряды на неделю вперед. А платья, выбранные на день, должны были оказываться в гардеробной четко по расписанию.

Императрица меняла наряды несколько раз на дню, как и было заведено в то время. Утром просто и скромно, днем более официально, а вечером наряжалась к ужину в нарядное платье.

Александра Федоровна всегда надевала вечером роскошное платье и драгоценности, даже если ужинала вдвоем с супругом-императором.

( Визитное платье – ателье Ламановой ; вечернее платье – Модный дом «Бризак»)

Кто же шил наряды для императорского дома?

Основным поставщиком русского двора был Модный дом «Бризак». Придворные платья и наряды на выход императрица предпочитала от «Госпожи Ольги», модной мастерской Ольги Бульбенковой. Как повседневные, так и бальные платья для Её Величества выполняла Надежда Ламанова. Также вечерние и бальные туалеты приобретались у широко известного Модного дома Чарльза Ворта.

(траурный костюм, визитное платье и вечернее платье. Модный дом «Бризак»)

Детей императорская чета воспитывала тоже в скромности и строгости, без излишеств и роскоши. Девочки донашивали одежду друг за другом. Старое платье могли лишь подогнать и перешить под новую обладательницу. А на день рождения княжны получали по крупной жемчужине, и со временем у каждой из них было по бусам.

(Александра Федоровна с дочерьми; император Николай II с императрицей и детьми)

Трудно сказать, имела ли Александра Федоровна влияние на модные тенденции, ведь к моде она была довольно равнодушна. И по правде сказать, многие недолюбливали императрицу, воспринимая ее эмоциональную сдержанность и природную скромность как неприветливость и холодность.

«Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят другие люди».

Александра Федоровна.

(1912-1916 годы)

Автор: Юлия Кэммер.

Дизайнер.
Творческая душа, стремящаяся к прекрасному.
Фанат искусства во всех его проявлениях.
Ведет блог об истории моды в инстаграм 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


porusski.me

Стиль последней российской императрицы - Елена Хорватова — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

eho-2013.livejournal.com

Придворное русское платье - Смутная улыбка — LiveJournal

Русское придворное платье роскошно и великолепно. Этакая униформа для императриц, принцесс, фрейлин.

Эталон придворного дамского платья утвердил император Николай Павлович указом от 27 февраля 1834 г. Вплоть до 1917 г. Этот наряд практически не менялся. Придворное дамское платье состояло из  бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, имевшего «разрез спереди, к низу от талии», который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки». Николай I был государем последовательным и строгим и во всем любил порядок.

Согласно императорскому указу, по цвету платья можно было определить должность женщины при дворе. Зеленое платье с белой юбкой носили статс-дамы и камер-фрейлины. Воспитательницы великих княжон должны были носить бархатное платье синего цвета с белой юбкой. Царская дочь Ольга Николаевна в своих мемуарах вспоминает одну из любимых своих любимых наставниц: «Она получила русское платье синего цвета с золотом, собственный выезд и ложу в театре…» Фрейлины ее Величества – пунцовое платье с белой юбкой. Фрейлины великой княгини тоже носили пунцовые бархатные платья, но шитье должно было быть серебряным. Фрейлины великих княжон – светло синие платья с золотым шитьем и белой юбкой. Гофместрина при фрейлинах носила бархатное платье малинового цвета, с золотым шитьем, а так же украшенное портретом императрицы с бриллиантами.  Вот такой строгий дресс-код.

Головной убор тоже был строго регламентирован. Замужним дамам предписывалось носить «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку произвольного цвета с вуалем». Высота кокошника со временем уменьшалась.

Кстати, историки пишут, что шитье на платьях соответствовало шитью на мужских мундирах. Это широко критиковалось.

Вот что я нашла в интернете: современники Николая пишут о его нововведении:
Пушкин в дневнике пишет: "Дамы представлялись в русском платье" (Дневник Пушкина. 1833-1835. М.:Три века,1997. 648 с./ В комментариях /с.66-67/) читаем: "Говоря об утреннем выходе во дворце 6-го декабря и о вечернем бале, П.Г.Дивов пишет в Дневнике своем, что "видел новый костюм, данный придворным дамам: это вроде Русского платья, которое очень идет полным особам"...
К.Я.Булгаков сообщал брату ...: "Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девуше повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто ... Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!"


Даже дети носили придворное платье. Дочь Николая I Ольга записала в своем дневнике: «По обычаю в одиннадцать лет я получила русское придворное платье из розового бархата..».

Императрица Александра Федоровна любила светлые тона и носила не  придворные платья серебряного цвета.

Придворное платье имеет множество отсылок к национальному народному костюму.

В зависимости от моды немного менялась форма рукавов, поднималась или опускалась талия, регулировалась ширина юбки. Фасоны могли меняться, но цветовая иерархия оставалась неизменной. В целом «русское платье», как его стали называть в официальных документах, легко узнаваемо.

Я попробовала собрать разные варианты придворного платья.

В 1820 придворное платье еще не так строго регламентировалось.


Портрет императрицы Алексндры Федоровны. А. Малюков. 1836 г.


Фрейлины,  в придворном платье по моде 1830ых годов.


картинка из журнала 1850г.


портрет детей Волконских. Карл Брюлов. 1843 г.

Самое, наверное известное "придворное платье" из музея Метрополитан:

Еще одно придворное платье из Метрополитан:

Коронационное платье Александры Федоровны, 1896 г.:

Еще одно платье Александры Федоровны и портрет. Уверенна, что это одно и тоже платье.

Фоторгафии Александры Федоровны (1906г.) и старшей дочери Ольги (1911г.):

"Детское" платье и кокошник

А вот эта фотография показалась мне интересна тем, что на ней королева Греции Ольга в русском придворном платье:

Портрет императрицы Марии Федоровны:

Еще не устали?

А вот это - потрясающая работа Чарльза Ворта, русское придворное платье 1888г. -


lavande-la.livejournal.com

Церемониальные облачения российских императоров и императриц

Церемониальные облачения российских императоров и императриц

Несмотря на заголовок большая часть этой статьи посвящена императрицам. Ну не совсем им, а их великолепным платьям из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов «Haute couture», не говоря уж о «Casual».

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты.
Всего в мире существует пять подобных собраний, московская коллекция – не самая большая среди них. Самая представительная подборка императорских костюмов представлена в Швеции. Такие же собрания есть в Лондоне, в замке Тауэр. В Вене, во дворце Хофбург можно увидеть коронационные костюмы императоров Священной Римской империи. Ещё одна коллекция существует в Дании.
В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.
На выставке, кроме коронационных платьев, представлен гардероб Петра II, одно свадебное платье и два маскарадных костюма. Кроме того, много одежд российских императоров хранится в фондах Оружейной палаты.

  • КОРОНАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ I

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина , а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.
Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ I. (Коронация в 1724 году)

Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» — это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду. Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.
Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», — писал он в отчёте.
Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» — их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.
Планшет –это передняя, треугольная пластина — накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется «панье» – по французски буквально «корзина». Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.
Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.
Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. В коллекции Оружейной палаты представлена поздняя горностаевая мантия императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.

Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин, предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

  • МАСКАРАДНЫЙ КОСТЮМ ЕКАТЕРИНЫ I.

В 1723 году в Москве устроили публичный маскарад в честь годовщины Ништадтского мира. Проходил он на Масленицу, длился несколько дней. Многие придворные одевались в русские костюмы, среди масок встречались даже персонажи Всешутейшего и Всепьянейшего собора.
Екатерина оделась в костюм амазонки. Сопровождая Петра во многих военных компаниях, она, несомненно, имела на это право. Её травести с точки зрения моды XVIII века – это мужской костюм, даже несмотря на юбку. Образ довершала шляпа и шпага на боку. Камзолы, аналогичные верхней части наряда носили мужчины по всей Европе. Этот маскарадный костюм сшит в Москве. Говорят, что его перешили из скатерти, потому что хорошие ткани были очень дороги. Костюм украшало страусиное перо, которое позаимствовали у голштинского посла, но назад не вернули. Сохранилась дипломатическая переписка, в которой посланник настойчиво просит вернуть ему перо.
В 1728 году состоялась коронация 12-ти летнего императора, вошедшего в историю России под именем Петра II.

  • КОРОНАЦИОННЫЙ КОСТЮМ ПЕТРА II.

Его коронационный костюм сшили из глазета: дорогой и тяжёлой парчовой ткани. Этот камзол НЕ представлен в основной экспозиции, он находится в фондах. Малолетний государь умер в январе 1730 года, не дожив даже до 15 лет. Подозревают. что Пётр II скончался от чёрной оспы.
В Оружейной палате хранится весь его гардероб. Отрок очень быстро рос и вырастал из одежды, едва успев надеть её.

В витрине представлен практически весь гардероб русского дворянина первой половины XVIII века. Наиболее интересен мужской халат. Он называется шлафрок, его сшили из узорного французского шёлка.

Гардероб императора Петра II

В ту пору существовала особая мода пить по утрам кофе в шлафроке.
Здесь же представлены парадные мужские камзолы, сшитые для Петра II. Франция, где шили эти наряды, формировала эталон мужской моды для всей Европы. Мода на подобные камзолы продержалась почти 100 лет до конца XVIII столетия. Мужские камзолы шили из ярких тканей, своим цветом они даже соперничали с дамскими платьями.

В XVIII веке существовал особый язык жестов и аксессуаров. Например с помощью веера можно было объясниться, не говоря ни слова. Существовал особенный язык жестов и благородных девиц обязательно ему обучали. Раскрывая и закрывая веер можно было вести диалог с кавалером. Раскрытый веер с маской в коллекции Оружейной палаты означает: «Сердце дамы занято», кавалеру стоит рассчитывать лишь на дружеские отношения.

Причём все жесты должны быть очень быстрыми, чтобы окружающие не заметили, какие знаки дама подаёт кавалеру.
Коронация Анны Иоанновны состоялась в апреле 1730 года, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии. (Фрагмент веера можно увидеть на снимке ниже).

  • ПЛАТЬЕ АННЫ ИОАННОВНЫ

сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы. Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

  • Рядом выставлено КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.

Это платье — единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.
После коронации платье можно было посмотреть в Грановитой палате. За время, пока императорская роба была там представлена, её посмотрели 37 тысяч человек. На просмотр допускались люди всех сословий, кроме самого подлого, то есть крепостных крестьян.
Платье сшито из парчовой ткани, именуемой «глазет». Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.
Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.
Официально Елизавета Петровна не была замужем и уже в 1744 году пригласила ко двору своего племянника, сына сестры Анны. Вскоре в Санкт- Петербург приехала и невеста наследника, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В 1745 году в Зимнем дворце состоялась их свадьба.

  • СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ БУДУЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками. Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.

Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь.
В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ II

также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье — единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот более плоским.

После смерти Екатерины II впервые в истории Российской империи короновалась императорская чета, император и императрица, Павел I с супругою. В этой церемонии многое было заимствовано из церемонии 1724 года. Вначале корону возложили на императора, затем, обратившись к коленопреклонённой императрице (также как Екатерина I перед Петром) Павел коснулся её своей короной и затем возложил на голову супруги малую императорскую корону. В отличие от большой императорской короны, бывшей собственностью государства, малая корона становилась собственностью императрицы. Её Величество могла распоряжаться малой короной по своему желанию, даже переделать в другие драгоценности.

C начала XIX века императоры стали короноваться в военном мундире. Это была или гвардейская генеральская форма или форма генерала Преображенского полка. В фондах Оружейной палаты сохранились 7 комплектов коронационных военных мундиров.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ, супруги НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА I,

выполнено в переходном стиле от ампира к историзму.

По низу платья пропущена специальная рула, чтобы утяжелить низ платья и сохранить форму колокола. Платье вышито цветными стеклянным пластинками, чтобы оно сияло и переливалось.
В середине века стали носить так называемый офранцуженный сарафан. Это был приказ императора Николая I придворным дамам носить русское платье.
Непременным дополнением к костюму были перчатки. Их очень часто меняли, у каждого придворного было много перчаток. Служили они недолго, быстро растягивались, теряли форму. А за формой перчаток тщательно следили, они должны были облегать руку, как вторая кожа, поэтому выражение «менять, как перчатки» вполне уместно. Шили перчатки из лосиной кожи или шёлка.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, супруги АЛЕКСАНДРА II

представляет собой вышеназванный офранцуженный сарафан. Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или «русскому стилю». Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Горностаевая мантия, представленная в Оружейной палате принадлежала Александре Фёдоровне, супруге Николая II. В фондах музеев Кремля сохранились все 14 коронационных мантий. Мантия Александры Фёдоровн сшита из 800 шкурок горностая, их закупали у сибирских купцов.
Последняя коронация состоялась в мае 1896 года. Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной. Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» — так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.
Карнавальный костюм Николая II. Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.
Костюм Николая II сшили в театральных мастерских Санкт-Петербурга. Травести императора передали в Оружейную палату, потому что оно украшено подлинными запонами и пряжками XVII века. Для украшения карнавального костюма из Оружейной палаты в Петербург передали старинные ювелирные украшения, числом 25 штук. В костюме использовали 16 деталей и, после карнавала, их не стали спарывать, а просто прислали назад часть костюма.

Другая его часть, также, как и карнавальное платье Александры Фёдоровны хранится в Эрмитаже.

Статья написана по материалам кремлёвского лектория.

www.livemaster.ru

Блог о шитье: История моды: коронационное платье Александры Федоровны

Традиционно коронации российских императоров были масштабными и величественными. Восхождение на престол последнего императора Николая II не было исключением. Сегодняшний пост из серии "История моды" посвящен коронационному платью императрицы Александры Федоровны.

Подготовка дизайна платья и пошив наряда начались за год до знаменательного события. Фасон был выбран самый обычный - классическое русское придворное платье. Поскольку силуэт наряда сложно назвать уникальным, было принято решение сделать акцент на декорировании ткани. Прежде чем приступить к отделке наряда, императорской семье были предоставлены варианты вышивки. 

Среди них: узор в русско-византийском стиле, выполненный Михаилом Врубелем, эскизы в стиле Людовика XIV и Людовика XV, а также набросок, "составленный по мотиву, взятому в древней ризнице Новоспасского московского монастыря”. Именно последний вариант и был одобрен Николаем II и Александрой Федоровной. По слухам, автором самого выдающегося рисунка была фрейлина императрицы Мария Ермолова.

Первоначально платье планировали шить из легкой серебряной парчи. С таким материалом платье было бы очень легким, и коронация была бы менее утомительной для императрицы. К сожалению, выбор ткани пришлось изменить в пользу плотного шелка, т.к. вышивка на тяжелой ткани смотрелась гораздо лучше.

Несмотря на то, что ткань выбиралась крайне тщательно, а к пошиву отнеслись с особой кропотливостью, монахини Ивановского монастыря, выполнявшие вышивку, не оценили наряд. По их словам, платье было сшито криво, а некоторые детали даже пришлось ушить или надставить.

Но результат стоил того. Наряд, в общей сложности весивший около 10 килограммов, поразил не только императорскую семью, но и их современников.

annathedressmaker.blogspot.com


Смотрите также