Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Молдавские национальные платья


традиционный женский наряд народа Молдавии, история народной одежды молдаван

Национальные костюмы

Национальный молдавский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия молдавского этноса с соседними народами.

Не так давно каждая мастерица обязана была самостоятельно изготовить себе наряд. Причем копирования хитросплетений и узоров не допускалось. По характеру узора, цветовой гамме, особенностям покрова можно было судить о социальном статусе девушки, склонностям ее характера. Обязательным условием была гармония костюма с общим внешним обликом – цветом глаз, волос, головного убора.

Материалом для изготовления плотен традиционно служили натуральные ткани: шерсть, лен, конопля, хлопок.

Материал костюма отражал благосостояние семьи. Молдаване скромного достатка использовали конопляную ткань, а более зажиточные – льняную или хлопковую, которая была значительнее более нежной, чем конопляная. Причем сами полотна зачастую изготавливались в домашних условиях. Также использовали шелк для изготовления полотенец, которые служили женщинам для покрытия головы.

Украшения молдавского костюма напрямую были связаны с местностью, в которой проживал этот народ. Плодородие почвы, мягкий климат, богатые урожаи – все находило отражение в вышивке и узорах на ткани. Узор в виде листьев, цветов, гроздей винограда сочетающийся с геометрическим узором вышивки создавал неповторимый колорит молдавского национального костюма.

Женский национальный костюм

В состав женского национального костюма традиционно входят следующие компоненты: головной убор, верхняя одежда, обувь, украшения и аксессуары, которые меняются в зависимости от условий.

Различные детали костюма: характер украшения, покрой верхней одежды, орнамент и цветовая гамма свидетельствуют не только о социальном положении и виде занятий, но даже и о возрасте.

Так, замужние женщины предпочитали более спокойные расцветки, простой покрой и скромные материалы. Девушки, напротив, носили яркие и обращающие на себя внимание наряды. Их костюм часто не подразумевал ношение головного убора и фартука.

В то же время необходимо отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и в области костюма, несут на себе отпечаток демографической структуры конкретной этнографической области.

В северной части Молдавии проживает большое число украинцев, а на юге вместе с молдаванами живут гагаузы, болгары. В результате взаимного обмена традициями, в национальный костюм этих географических областей включаются элементы, характерные для других этносов.

Рубашка

Одним из главных элементов молдавского костюма является рубашка. Изготавливалась из белой ткани. Имела простой покрой, напоминала тунику с квадратным или круглым разрезом для головы.

Рубашка зачастую украшалась простым геометрическим или растительным рисунком. Цветовая гамма обычно представлена 2-3 цветами, но и нередки были монохромные узоры и орнаменты.

Рубашка выкраивалась из трех прямоугольных частей: спинки, переда и рукавов. Для пошива верхней части использовалась мягкая ткань, а нижняя часть – плотная.

Юбка

В комплект национальный одежды женщины в обязательном порядке входила юбка. На первом месте по популярности стояла разновидность «катрина». Особенно характерна она была для севера Молдовы. Полотно для этого типа юбки не сшивают, а запахивают одну полу за другую. Крепилось такое полотно к поясу. Девушки дополнительно украшали такую юбку ярким платком. Для нее использовали только самую качественную шерсть peri-or de lîna.

«Катрина» встречалась двух видов. В первом случае отличались по цвету верх и низ юбки, а во втором – бока и центральная часть. В целом повседневные юбки не отличались яркими цветами или узорами и были в основном черными или коричневыми. Праздничный вариант юбки расписывался и расшивался цветочным узором и цветными нитками.

На юге страны женщины надевали только юбку «фота». Основой для нее были два фартука из шерсти. Юбка «фуста» сшивалась из нескольких клиновидных полотен, которые украшали разноцветными ленточками. Холщовый передник молдавские женщины стали использовать только в конце XIX века. По внешнему виду передника можно было узнать статус женщины. Его могли надевать девушки только после свадьбы.

Верхняя одежда

Жилет был характерен для лета, безрукавка из шерсти, отделанная мехом – для зимы. Также теплые безрукавки шили из меха, из овчины из плотной суконной ткани. Фасоны верхней одежды могли быть очень разнообразными.

Длина, цвет, местоположение разрезов, количество пряжек и застежек сильно различалось в разных частях Молдавии. Но общим для верхней одежды во всех регионах была богатая роспись и вышивка одежды. Разноцветные шнурки, атласные и шелковые ленты, тонкие кружева, аппликации, вышивка крестом и гладью – все это можно было встретить в народном костюме.

Головные уборы

Головными уборами пользовались только замужние женщины. На свадьбе с невесты снимали фату и дарили ей первый головной убор.

До этого момента девушки украшали косы только венками из цветов либо вообще распускали волосы.

Существовало два вида уборов: для торжественных случаев «neframa» и повседневный cîrpa:

  • Cîrpa – сложная конструкция с основой из деревянного ободка с концами в виде рогов, обмотанного платком. Концы платка покрывали плечи и грудь.
  • Neframa – это шелковый или хлопчатобумажный платок, повязанный разными способами, но таким образом, чтобы хорошо были видны вышитые и украшенные концы.

Зимой женщины носили те же уборы, только ткали их из более плотной пряжи либо пользовались шапками, похожими на мужские, с опушкой из меха животных.

Обувь

Древней молдавской обувью были сыромятные opinci. Просто стянутый по краю шнурком отрезок кожи. Их носили повсеместно.

В зиму надевали сапоги или ботинки только богатые молдаване. Туфли для девушек были большой редкостью. Сшитые только по торжественному случаю, они бережно хранились несколькими поколениями и передавались по женской линии.

Мужской национальный костюм

Рубашка

Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.

Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.

Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.

Штаны

Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районных Молдавии использовали разные ткани и фасоны:

  • Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны.
  • Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии.
  • Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором.
  • Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.

Верхняя одежда

Верхняя одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.

Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.

Разновидности поясов

В молдавском национальном костюме, и у мужчин, и у женщин, большое значение придавали поясам. Их заговаривали, дарили на свадьбы, считая, что правильный пояс принесет счастье, благосостояние или хороший урожай. У женщин они символизировали возраст, у мужчин достаток. Девушки подпоясывали юбку шелковыми или сатиновыми поясами, а крестьянки в возрасте – шерстяными.

Мужчины из богатых семей изготовляли пояса на заказ. Использовали кожу с металлическими вставками, а бедняки пользовались обычной веревкой.

Глядя на молдавский костюм, не перестаешь удивляться тому, сколько радости и позитивной энергии сумели древние мастера вложить в свои изделия. Конечно, в современном мире ему находится место только на праздниках, мероприятиях, посвященных народному творчеству и в музеях. Сложный узор, яркие краски, разнообразные элементы делают национальный костюм молдаван произведением искусства.

vplate.ru

женские и мужские для молдован, история

Немного истории

Традиционный этнический костюм складывается веками, и каждая деталь в нем имеет особое значение. В народном костюме Молдавии отразились, как в зеркале, особенности жизни народа на этой щедрой на богатые урожаи земле. Одежда с национальным узором из листьев, цветов и плодов, украшенная искусной вышивкой, отличает молдавский старинный костюм.

На сегодняшний день элементы и традиции костюма проявляются и в повседневной одежде, которую носят в сельской и иногда даже в городской местности. Все богатство и красота традиционного убранства особенно заметны во время праздников, свадеб и фестивалей этнической музыки и танца Молдавии.

Молдавский костюм зародился во времена, когда ткани для одежды крестьянки изготавливали сами, в условиях изолированного от городов натурального хозяйства. В селах ткали и пряли, девушки вышивали рубашки, готовили приданое к свадьбе.

Начиная с 14 века, на территории Молдавии были построены прядильные, ткацкие мастерские и ремесленные цеха. Знатные местные бояре постепенно развили ткацкую промышленность. Изысканные материалы фабричного производства, такие, как шелк, сатин и кашемир, начали появляться и использоваться для пошива национальных костюмов только в 19 веке. Тогда же в моду вошли и тонкие передники из полотна, шелковые полотенца с бахромой, которые надевали на голову замужние женщины.

Тулупы и шапки из барашка, войлочные шляпы и обувь, а также безрукавки для мужчин и женщин поставляли селянам ремесленники. Таким образом, сложился характерный по внешнему виду для всех районов Молдавии оригинальный национальный костюм.

Особенности

Цвета и оттенки

  • В наряде женщины из молдавского села, за исключением праздников, доминировали два-три основных цвета – черный, белый и красный. Для вышивки использовались эти оттенки, а также синего и зеленого.
  • Для повседневных и нарядных женских юбок использовали хлопковые и шерстяные ткани. На темном фоне располагалось несколько ярких вертикальных полос. Часто встречались бело-синие или красно-зеленые юбки.

Ткани и крой

К самодельным тканям, которые до сих пор производят молдавские мастера на старинных горизонтальных станках, относятся льняное и конопляное полотно и холст, а также шерстяной плотный материал.

  • Из холста шились рубахи и летние мужские штаны. Шерсть использовалась для верхней одежды, юбок и передников, а также широких поясов, характерных как для женского, так и для мужского национального костюма Молдавии.
  • В зависимости от местности, приталенная юбка могла иметь особенности кроя, быть более прямой или расклешенной. Орнамент стиля, присущего именно этой части страны. располагался на груди, воротнике и подоле.
  • Рукава рубашек делали свободными, изделия шились подобными туникам, рукава были скроены из цельного куска материала. Носили более сложные фасоны со вставками на плечах, на кокетке. Заметная часть рубашки была кроилась из тонкого полотна, а нижняя, если она была не видна – из более грубого.
  • Вышивали национальные рубашки крестиком и гладью в три-четыре полоски, декорировали красивыми мережками.

Виды

Общенациональный костюм для мужчины-молдаванина, который встречается в любом уголке этой страны - это удлиненная белая рубашка-туника, светлые штаны, островерхая шапка из барашка или шляпа.

Косоворотка - самый старинный вид рубахи для мужчин. Ее носят навыпуск, украшая одним или несколькими поясами из шерсти или кожи.

Мужской костюм не так пестрит красками, как женский. Жители горных селений издавна носили рубашки из плотного полотна с расширенными рукавами и длинными полами. На равнине мужской национальный костюм включал рубаху недлинную, с облегающими рукавами.

Штаны мужчины надевали летом из конопли или льна, зимой – из шерсти. Пастухи в горах носили одежду из шкур. В качестве верхней одежды им служили жилетки с кожаными аппликациями, длиннополые плащи из сукна светлых тонов – белые и серые. Крестьяне зимой надевали меховые шубы и свитки. Также мужчины не выходили из дому без шапки или летней соломенной шляпы.

Женщинам полагалось носить нарядную белую длинную рубаху с орнаментом, шерстяную юбку с поясом. Самой популярной была юбка под названием «катринцэ». Кусок материала, обернутый вокруг бедер, поддерживался поясом. При этом не имело значения, с какой стороны начинать закладывать полы юбки. Поясок демонстрировал возраст замужней женщины, молодые девушки зачастую повязывали талию платком.

Аксессуары и обувь

  • Молдаванки носили летом и осенью платки, а зимой – шапки наподобие мужских, с верхом из ткани и меховой опушкой, шапки из меха плоской формы с наушниками.
  • Обувались крестьяне в самодельные постолы из сыромятной кожи. Обработанный кусок шкуры животного, надетый на ногу, стягивался у верха. Туфли, сшитые на заказ, высоко ценились и передавались от матери к дочери.
  • Мужчины и женщины в селах плели обувь из камыша и липовой коры, связывая растения веревочками наподобие лаптя. Позднее появились кожаные ботинки и сапоги. Пожилым людям и детям валяли обувь из войлока или шерсти или вязали.

Роскошь свадебного наряда

Незамужние молдавские девушки ходили с распущенными или заплетенными в косы волосами, плели и носили венки из растений и цветов. Во время венчального обряда голова невесты была накрыта прозрачным покрывалом. На свадебном торжестве ее облачали прилюдно в убор для замужней женщины - платок.

Праздничный платок из шелковой или тонкой хлопчатобумажной пряжи, сложенный треугольником, надевался так, что оба его конца, красиво вышитые узорами, спадали на грудь. Украшали наряд бусы и ожерелья, красивые серьги.

С древности молдаване верили, что особый пояс может излечить от болезней, сделать счастливым и удачливым. Молодому на свадьбу дарили особенный пояс, над которым читался заговор. Этот ритуал сохранился в молдавских селениях до современности. Пояса из кожи с металлическими вставками сменили широкие шерстяные, длина которых порой составляла до двух метров.

Молодые парни и девушки носили свадебную одежду с богатой вышивкой на вороте, полах и манжетах, к которым пришивались кружева. Для свадебных нарядов использовали специальную ткань, изготовленную методом переплетения узоров. Свадебные штаны для парней делали из хлопкового белоснежного полотна с вышитым национальным молдавским орнаментом. Жених надевал красивую шляпу с ленточками, украшенную цветами и павлиньим пером.

wlooks.ru

Молдаванка — моя новая кукла, особенности молдавского народного костюма

Это новый костюм в моей коллекции народных костюмов у кукол.

Костюм моей молдаванки состоит из длинной белой рубахи, по низу окантованной широкой тесьмой с цветами, а у рукавови горловины - тонкой тесьмой с розами. Прямые рукава, грудь рубахи украшенны красными розами, ворот завязан на тесемку у шеи.

Юбка из плотного материала - «катринцэ» - состоит из двух полотен. Пояс , поддерживающий полотнища юбки, указывает на то, что наша молдаванка - замужняя дама. На темном фоне юбки несколько вертикальных полос, а по низу полотнищ - широкая тесьма сгеометрическим рисунком. Основной тон юбки - черный, отделка желтыми, зелеными, красными и бордовым лентами и тесьмой.

Безрукавка (жилет) бледно-желтого цвета, с украшением из красных цветов, по краю окантована черной тесьмой, имитирующей тонкую черную полоску меха.

Голова с распущенными волосамипокрыта белым покрывалом и украшена двумя красными розами.

На ногах черные туфли.

Прототипом послужили молдавские костюмы:

Немного истории

Традиционный этнический костюм складывается веками, и каждая деталь в нем имеет особое значение. В народном костюме Молдавии отразились, как в зеркале, особенности жизни народа на этой щедрой на богатые урожаи земле. Одежда с национальным узором из листьев, цветов и плодов, украшенная искусной вышивкой, отличает молдавский старинный костюм.

На сегодняшний день элементы и традиции костюма проявляются и в повседневной одежде, которую носят в сельской и иногда даже в городской местности. Все богатство и красота традиционного убранства особенно заметны во время праздников, свадеб и фестивалей этнической музыки и танца Молдавии.

Молдавский костюм зародился во времена, когда ткани для одежды крестьянки изготавливали сами, в условиях изолированного от городов натурального хозяйства. В селах ткали и пряли, девушки вышивали рубашки, готовили приданое к свадьбе.

Начиная с 14 века, на территории Молдавии были построены прядильные, ткацкие мастерские и ремесленные цеха. Знатные местные бояре постепенно развили ткацкую промышленность. Изысканные материалы фабричного производства, такие, как шелк, сатин и кашемир, начали появляться и использоваться для пошива национальных костюмов только в 19 веке. Тогда же в моду вошли и тонкие передники из полотна, шелковые полотенца с бахромой, которые надевали на голову замужние женщины.

Тулупы и шапки из барашка, войлочные шляпы и обувь, а также безрукавки для мужчин и женщин поставляли селянам ремесленники. Таким образом, сложился характерный по внешнему виду для всех районов Молдавии оригинальный национальный костюм.

Особенности

Цвета и оттенки

  • В наряде женщины из молдавского села, за исключением праздников, доминировали два-три основных цвета – черный, белый и красный. Для вышивки использовались эти оттенки, а также синего и зеленого.
  • Для повседневных и нарядных женских юбок использовали хлопковые и шерстяные ткани. На темном фоне располагалось несколько ярких вертикальных полос. Часто встречались бело-синие или красно-зеленые юбки.

Ткани и крой

К самодельным тканям, которые до сих пор производят молдавские мастера на старинных горизонтальных станках, относятся льняное и конопляное полотно и холст, а также шерстяной плотный материал.

  • Из холста шились рубахи и летние мужские штаны. Шерсть использовалась для верхней одежды, юбок и передников, а также широких поясов, характерных как для женского, так и для мужского национального костюма Молдавии.

  • В зависимости от местности, приталенная юбка могла иметь особенности кроя, быть более прямой или расклешенной. Орнамент стиля, присущего именно этой части страны. располагался на груди, воротнике и подоле.

  • Рукава рубашек делали свободными, изделия шились подобными туникам, рукава были скроены из цельного куска материала. Носили более сложные фасоны со вставками на плечах, на кокетке. Заметная часть рубашки была кроилась из тонкого полотна, а нижняя, если она была не видна – из более грубого.

  • Вышивали национальные рубашки крестиком и гладью в три-четыре полоски, декорировали красивыми мережками.

Женщинам полагалось носить нарядную белую длинную рубаху с орнаментом, шерстяную юбку с поясом. Самой популярной была юбка под названием «катринцэ». Кусок материала, обернутый вокруг бедер, поддерживался поясом. При этом не имело значения, с какой стороны начинать закладывать полы юбки. Поясок демонстрировал возраст замужней женщины, молодые девушки зачастую повязывали талию платком. Незамужние молдавские девушки ходили с распущенными или заплетенными в косы волосами, плели и носили венки из растений и цветов. Во время венчального обряда голова невесты была накрыта прозрачным покрывалом. На свадебном торжестве ее облачали прилюдно в убор для замужней женщины - платок.

www.livemaster.ru

Народный костюм Молдавии » Перуница

Народный костюм Молдавии
В истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Ее основные черты складывались в зависимости от исторических традиций, типа хозяйства, климатических условий, в ней нашли отражение этнические особенности и культурные связи с другими народами, воплотились лучшие достижения
народных мастеров.
Национальный костюм уже не является повседневным. Он сохранился как особый вид одежды для праздничных шествий, фестивалей,
вошел составной частью в ритуалы новых советских праздников и обрядов.За ткацким станком
За ткацким станком
В условиях замкнутого натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и шапки,- мастера-ремесленники. Девушек с ранних лет учили искусству прядения, тканья, шитья, вышивания. По обычаю девушка вместе с матерью должна была готовить свое приданое, а также подарки жениху и его родне.Женщина в традиционном костюме северных районов Молдавии
Женщина в традиционном костюме северных районов Молдавии
Наиболее древними материалами для изготовления одежды были конопля, которую выращивали на специально отведенных участках, шерсть, реже - лен. Шерстяные ткани обрабатывали на сукновальнях, которые как правило строили на берегу реки или озера. С середины XIX века для тканья стали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу.Женщина в рубахе кэмашэ ку стеле (Каменский район)
Женщина в рубахе кэмашэ ку стеле (Каменский район)
Подготовка конопли и льна к прядению и тканью состояла из отработанных на протяжении веков действий: сбор конопли или льна, сушение, вымачивание, вторичное сушение, мятье, чесание, прядение, промывка пряжи, пропускание ее через мотовило, отбеливание или окрашивание нитей, перемотка пряжи на кресты, снование, установка основы на ткацкий станок.Женщина в праздничном сарафане (Каменский район)
Женщина в праздничном сарафане (Каменский район)
Ткань для одежды ткали на горизонтальном передвижном ткацком станке с двумя навоями. В каждом крестьянском доме изготовляли не только холст и полотно для рубах и летних мужских штанов (пынзэ), но и шерстяные ткани для верхней одежды (суман, аба, шияк), пояса, женские передники и юбки (шорц, катринцэ).Девушка в праздничной традиционной одежде, характерной для начала XX века (Бричанский район. Снимок 1982 г.)
Девушка в праздничной традиционной одежде, характерной для начала XX века (Бричанский район. Снимок 1982 г.)
Наряду с этим уже начиная с XIV века появляются отдельные прядильные, ткацкие, сапожные мастерские, принадлежащие боярам, монастырям, ремесленным цехам. До середины XIX века в крестьянском хозяйстве использовали самодельные ткани, и только позднее в селе появляются такие ткани фабричного производства как ситец, сатин, кашемир, шелк.Участница художественной самодеятельности в традиционной праздничной одежде северных районов Молдавии
Участница художественной самодеятельности в традиционной праздничной одежде северных районов Молдавии
Повсеместно в Молдавии был распространен комплекс одежды, который является общенациональным. Для мужчин это длинная рубаха, узкие белые штаны (измене или ицаръ), цветной шерстяной или широкий кожаный пояс (брыу), барашковая шапка (кушмэ) или шляпа (пэлэрие). Для женщин - белая орнаментированная рубаха, поверх которой надевали шерстяную юбку (катринцэ) и шерстяной пояс, головное покрывало (нэфрамэ) или платок (басма). И мужчины, и женщины в холодное время надевали безрукавки (пептар) и свиту (суман), в дождливую погоду к этому добавлялся шерстяной плащ (манта ку глугэ). Эта общераспространенная одежда имела местные особенности, которые чаще всего проявлялись в женском костюме, а также в деталях покроя, орнаментации.Женщина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Единецкий район. Снимок 1982 г.)
Женщина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Единецкий район. Снимок 1982 г.)Комплекс праздничной женской одежды центральной этнографической зоны (Государственный Краеведческий музей МССР)
Комплекс праздничной женской одежды центральной этнографической зоны (Государственный Краеведческий музей МССР)Девушка в традиционной одежде центральной этнографической зоны Молдавии
Девушка в традиционной одежде центральной этнографической зоны МолдавииЖенщина в праздничном костюме с ожерельями из бисера и бус (Каменский район)
Женщина в праздничном костюме с ожерельями из бисера и бус (Каменский район)Мужчина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)
Мужчина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Мужчина в традиционной зимней одежде (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)
Мужчина в традиционной зимней одежде (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)Участница ансамбля художественной самодеятельности в сценическом костюме (Единецкий район)
Участница ансамбля художественной самодеятельности в сценическом костюме (Единецкий район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)
Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)
Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)Обряжение невесты (Каменский район)
Обряжение невесты (Каменский район)Народный мастер прикладного искусства МССР Н. Бодю (с. Брынзены Единецкого района)
Народный мастер прикладного искусства МССР Н. Бодю (с. Брынзены Единецкого района)Народный мастер прикладного искусства МССР M. Гангурян (Кишинев)
Народный мастер прикладного искусства МССР M. Гангурян (Кишинев)

Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм [1985]

www.perunica.ru

Молдавский национальный костюм | Описание и фото

Предками современных молдаван было восточно-романское племя волохов (влахов), населявших с древности живописную плодородную землю между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.

Возникшее в XIV в. Молдавское княжество включало территорию Молдовы, Бессарабии и Буковины и просуществовало (в составе Османской империи) до XIX в., когда после победы над турками Молдова объединилась с Валахией (областью на юге Румынии) в единое Румынское княжество. В 1940 г. Молдавия вошла в состав Советского Союза, а в 1991 г. стала независимой республикой. Молдавский народный костюм во многом сходен с румынским старинным комплексом, имея при этом свои особенности.

Женский костюм

В основе костюма молдаванок лежала румынская рубаха кэмашэ. Наплечная вышивка — алтицэ, красно-коричневых, лиловых и серых тонов, с добавлением золотых или серебряных нитей, бисера и блесток, иногда густо покрывала рукава и ворот рубахи.

Поясная одежда, подобная украинской плахте, носила название «катринцэ» и представляла собой юбку с запахом из цельного куска широкой ткани. Катринцэ ткали из плотной темной шерсти с геометрическим рисунком, напоминающим ковер. По краям ткани шла широкая узорчатая тканая кайма. Эту одежду удобнее было носить, подтыкая один конец под пояс, что открывало подол рубахи, который нарядно орнаментировали. Излюбленной частью костюма молдаванок с давних времен являлись безрукавки бондицы. По проймам, вороту, низу, застежке и карманам их украшали аппликацией из цветной кожи. На севере Молдовы бондицы шили из белой шерсти. Подобные безрукавки носили и мужчины.

Головной убор молдаванок нефрама — тонкое шелковое покрывало — достигала в длину двух метров. Молдаванские женщины любили бусы, ожерелья из монет, серьги, кольца и браслеты.

Пара из Бессарабской губернии: женщина в катринцэ и с плечевой котомкой; молдавский пастух в штанах ицарь.

Мужской костюм

Старинный комплекс пастушеской одежды включал туникообразную (часто на кокетке) рубаху, которую носили навыпуск, и белые штаны, сшитые из холста, они назывались «измене», из шерсти — «ицарь». Ицарь были длинными (в рост человека) и образовывали на ногах многочисленные сборки.

Головные уборы. Традиционными головными уборами молдавских крестьян были барашковые шапки. Войлочные шляпы молодые люди по праздникам украшали павлиньим пером, колосом или цветком.

Обувь

Обувь молдаван — опинчь, аналог старинных русских постолов и болгарских опанков.

Аксессуары

Пояса брыу — неотъемлемая деталь народного костюма молдавских мужчин. Их делали красного, синего или зеленого цвета, длиной до трех метров. Женские пояса были более красочными, чем мужские. Еще во второй половине XX в. в Молдавии можно было встретить пастухов в кожаных поясах кимир с украшениями в виде медных бляшек. Большие узорчатые или полосатые тканые кошели либо плечевые котомки носили и мужчины, и женщины.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Молдавский национальный костюм - Методика преподавания народного танца. — LiveJournal

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен были “opinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке – это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Самыми распространенными штанами были “izmene” – они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” – узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них – штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк – славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.

Другой тип – зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками – “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” – штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна – “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался - „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

ОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были – “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

Обязательной частью молдавского костюма был пояс – древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так , в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы – трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными – красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

pan4en.livejournal.com

Молдавский национальный костюм (стр. 1 из 3)

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cualtiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

Г) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

mirznanii.com

Молдавский народный костюм

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь.

Особенности молдавского народного костюма

Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrină”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.

 

womanadvice.ru

Где в Молдове можно найти традиционные ии и наряды с национальными мотивами

Если ещё несколько лет назад далеко не каждая из нас могла себе позволить приобрести настоящую национальную рубашку, теперь женщины Молдовы могут выбрать то, что придётся им по душе, из целого ряда разнообразных блузок, платьев и маечек с традиционными мотивами, которые не только выглядят прекрасно, но и вполне доступны по ценам.

Валентина Видрашку

Валентина Видрашку окончательно связала свою творческую жизнь с аутентичными ценностями традиционно-фольклорной румынской культуры. Пристальное внимание к гармонии и цветовой гамме традиционных мотивов превращает творения Валентины Видрашку в настоящие шедевры, которые готова надеть на себя любая интеллигентная женщина.

www.facebook.com/ValentinaVidrascuOficial

Casa Cristea

Утончённость старых орнаментов, вышитых на блузках и рубашках современного кроя, придаёт особый шарм наряду, это послание на целые столетия вперёд, но уже в обновлённой, современной форме.

www.facebook.com/CasaCristea

Алина Браду

Алина Браду создаёт стилизованную одежду с национальными мотивами. В ателье дизайнера можно найти наряды в традиционном стиле, как для женщин, так для мужчин, детей. Более того, платья с национальной вышивкой, созданные Алиной Браду, пользуются популярностью у молдавских невест.

www.facebook.com/AlinaBraduEmbroidery

Mallena

Помимо платьев, брюк, юбок, рубашек и жакетов, дизайнер данного отечественного бренда создаёт необычные платья с национальной вышивкой. В своих моделях Елена Гросу делает акцент на женственности и индивидуальности.

www.facebook.com/Mallena.md

Etnika

Бренд Etnika, недавно появившийся на рынке, стремится подчеркнуть молдавскую самобытность. Дизайнеры создают одежду и аксессуары с этническими мотивами. Клиентами Etnika являются люди, источающие энергию родного края и привлекающие внимание окружающих, посредством своих необычных нарядов высокого качества. Это те люди, которые любят прошлое своего края, родину своих предков, свой родной язык и землю.

www.facebook.com/etnikamd

Kasandruța

Наряды, созданные Оксаной Мунтяну, демонстрируют утончённость и женственность. Дизайнер вкладывает всю свою душу в то, что делает, именно поэтому её творения выглядят столь необыкновенно.

www.facebook.com/Kasandruta

Mândră chic

Трикотажные изделия с традиционными мотивами можно найти в Moldeco. В таком наряде вы будете выделяться всюду, где бы вы ни находились.

Mirabella

Бренд Mirabella шьет всё: начиная от рубашек с традиционными мотивами, до юбок, платьев и жилеток – одна вещь красивее другой.

www.facebook.com/mirabelatraditional

Iuvas

В Iuvas вы можете найти маечки с традиционными мотивами для взрослых и детей. Компания специализируется на производстве трикотажных изделий, которые соответствуют всем требованиям качества и последним мо

mamaplus.md

Знакомство с молдавским традиционным народным костюмом

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«Знакомство с молдавским традиционным народным костюмом»

(из цикла занятий на тему  «Знакомство с Молдавией»)

 

Цель:

Формировать у старших дошкольников представления о молдавском традиционном народном костюме; развивать интерес к народному творчеству; формировать положительное отношение к людям разных национальностей; расширять знания детей об окружающем их огромном мире.

 

Ход занятия

 

Дети входят в музыкальный зал и останавливаются у края ковра.

Воспитатель: «На нашей планете Земля живет очень много людей.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

-А какие вы еще знаете страны? (Ответы детей.)

- Как называется народ, который живет во Франции? (Французы.) А на каком языке они говорят? (На французском.)

Как называется народ, который живет в Японии? (Японцы.) А на каком языке они говорят? (На японском.)

- Как называется народ, который живет в Молдавии? (Молдаване.) А на каком языке они говорят? (Молдавском.)

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну…

Воспитатель показывает флаг Молдавии.

- Чей это флаг, какой страны?(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, мы сегодня отправимся в Молдавию.

Говорят волшебные слова: «Раз,два,три - повернись и в Молдавии окажись».

Звучит молдавская музыка, дети идут по залу и садятся на места.

- Ребята, а что вы можете рассказать о Молдавии, что вы уже знаете об этой стране?(там живут молдаване, они говорят на молдавском языке, что Молдавию называют солнечной страной, здесь выращивают виноград, кукурузу, подсолнечник, Молдавия мала по площади, ее можно проехать на машине за 4 часа, столица Молдавии - Кишинев и т.д.) А кто из вас покажет на карте, где находится Молдавия?

Ребенок выходит к карте и показывает указкой страну.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с молдавским костюмом. Я пригласила к нам на занятие гостей из Молдавии. Входят мальчик и девочка в национальных молдавских костюмах. Они читают стихи о Молдавии. Гости предлагают детям поиграть с ними в молдавскую игру.

Дети играют.

- Для молдавского костюма традиционным был ясный белый цвет. Белая рубаха с красивой вышивкой имела простой круглый вырез. Женщины поверх рубахи носили катринцэ-кусок ткани домашнего изготовления прямоугольной формы, который обертывался вокруг пояса, подобный несшитой юбке, или фотэ-это та же юбка, но кусок для нее делался несколько меньшего размера. На голову набрасывалось покрывало-нэфрамэ. Его делали из тонкой льняной или шелковой ткани белого или нежно кремового цвета и украшали неброской изящной вышивкой в один цвет. Для повседневной носки изготовляли другой головной убор-кырпэ, на твердой основе, как русская кика. Обязательным был в женском костюме передник-пестелкэ. В холодное время года носили безрукавку из овчины, украшенную вышивкой и шубу-свиту.

Традиционный мужской костюм у молдаван состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, барашковой шапки, самодельной обуви из кожи - опинч. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс - брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3метров.

Национальный характер молдаван трудно представить вне музыкального и хореографического творчества. Наиболее известные танцы -хорба, молдовеняска, ынвирита.

Сейчас наши ребята исполнят молдавский танец для вас.

Дети исполняют танец.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам очень красивую легенду. В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора -красно-белого талисмана символизируют ее красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашел, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы-подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Дети делают мэрцишоры и дарят их гостям.

www.xn----htbdjd0ah9an.xn--p1ai


Смотрите также