Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Национальное адыгейское свадебное платье


Черкесская мода от Мадины Саральп

Черкешенка
Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый,
И нравы тихой простоты!
Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал, —
Взор девы сердце приковал;
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальных скал...
Так, дух раскаяния, звуки
Послышав райские, летит
Узреть еще небесный вид: —
Так стон любви, страстей и муки
До гроба в памяти звучит.
М.Ю. Лермонтов

Наверное, не все меня поймут, но я очень люблю культуру Кавказа и хочу поделиться с вами фото прекрасных работ художника-модельера Мадины Саральп.

Мадина Саральп — дизайнер одежды из г. Нальчик. Она изящно соединяет европейскую эстетику с национальным духом, именно это сочетание роскоши и сдержанности, традиций и современности создает ее индивидуальный стиль и художественный почерк. Платья, изготовленные в арт-центре Мадины Саральп, дважды были выставлены на индивидуальных выставках в Российском Этнографическом музее (Санкт-Петербург). Впервые она была приглашена туда с экспозицией «…в реке времени» в 2009 году.

www.livemaster.ru

Адыгейская свадьба - Свадебный портал Wewed.ru

Адыгские юноши и девушки все чаще выбирают традиционные костюмы в качестве наряда на свадьбу. А соблюдение многих древних обрядов – это как само собой разумеющееся. Свадебное торжество, организованное в формате древних традиций, словно погружает в большую историю этого славного народа, дает возможность прикоснуться к прошлому. И конечно, такая свадьба навсегда останется в памяти ее участников, а также на фотографиях. Это интересно и очень красиво, словно перенесся на несколько веков назад.

Современное торжество – это во многом дань традициям, уважение обычаев, стариков, которые, на любой свадьбе здесь занимают самые почетные места. Многие парни и девушки даже не думают долго, в каком стиле провести свадьбу. Ответ только один – согласно древним традициям.

Содержание статьи

Сватовство

Это слово, «псэлъыхъо», очень красиво переводится и означает «поиск души». В старинные времена молодому парню порою приходилось проехать с друзьями много дорог, посетить множество аулов, чтобы найти свою «зазнобу». Сейчас это уже не актуально, молодые знакомятся на улицах, в Сети или их «сводят» родственники.

«Пшъэшъэ унэ» – эта особая комната для девушки, которая достигла брачного возраста. Здесь можно в присутствии подружки или родственницы беседовать с женихами, шутить, «испытывать» парня на характер.

Нередко бывает так, что острые на язык девушки заставляют женихов смущаться и краснеть, но чаще девушка скромничает, и беседа течет тихо и мирно.

Ухаживания жениха

Сейчас не все парни поддерживают эту традицию, не каждый решится войти на половину невесты. Но ухаживать за девушкой, причем очень активно, адыгеец умеет. 101 или 1001 роза – это обычное дело для многих молодых людей. Постоянные подарки, шикарные букеты, игрушки, сладости, приятные сюрпризы – невесту атакуют. Но главная стратегия – уговоры друзей жениха, которые рассказывают ей о том, какой он хороший, что нужно идти за него.

Наконец, девушка соглашается. В этом случае необходимо обменяться Iэуж, т.е. залогами верности.

Родственники по этим вещам понимают, что свадьбе быть и постепенно начинают готовиться, оповещая родных и друзей.

Свадебные костюмы

Особое значение отводится выбору свадебного наряда. Это последние несколько десятков лет невесте покупают платье. Раньше же девушка должна была сама сшить себе наряд, тем самым показывая свое мастерство. Чем красивее было платье – тем больше восхищения и почета ее умению. Каждый наряд был уникален, не один месяц уходил на его создание – ручная работа все-таки.

В последние годы все больше молодых людей отдают предпочтение национальной одежде, пусть сшитой не своими руками, а чужими, но качественно и с соблюдением технологии.

«Сае» – традиционный костюм невесты, «цый» – жениха. Нередко бывает так, что жених облачен в европейский классический костюм, а невеста одета в национальное платье. Тоже красиво, хотя гармоничнее, когда оба в национальных нарядах.

Как забирают невесту

Раньше свадьба игралась не один день, а обычаи, связанные со свадьбой, и последующим рождением ребенка растягивались на месяцы и годы. Сейчас, конечно, все гораздо проще. Празднуют два-три дня, за это время выполняют формально все обряды.

Нысащэ – в этот день забирают невесту и привозят ее в дом жениха. Раньше адыги ехали за девушкой вечером, а праздник шел всю ночь. Сейчас за невестой едут в обед. В старину за ней ехали друзья жениха. Обязательно присутствовал среди друзей парня хороший гармонист. Была здесь и девушка, роль которой состояла в том, что она вместо подруги сопровождала невесту в дом жениха, чтобы той не было неловко.

Но сейчас молодежь едет за невестой дружной компанией. Это и девушки, и парни – все желающие, которые присутствуют на торжестве.

Раньше за девушкой ехали на лошадях, для невесты подавалась украшенная повозка. Сейчас транспорт для невесты – дорогой автомобиль. Машины в кортеже обязательно украшаются флагами.

Когда девушку выводят из родительского дома, мужчины исполняют специальную песню с повторяющимся припевом. Останавливать свадебный кортеж с целью выкупа – обычное занятие.

На всем пути посторонние люди выходят прямо на дорогу и стоят, пока им не дадут выкуп. Преграждать дорогу могут также другие автомобилисты, иногда даже водители автобуса или грузовика.

Остановка свадебного кортежа

Друзья жениха раздают деньги каждому, кто остановил кортеж – это традиция, ее нужно выполнять. При этом звучат шутки-прибаутки со всех сторон. Обычай этот родился, по одной из версий, из-за того, что раньше, когда случались браки между чужими кланами, не всегда хотели родства с чужаками. Выкуп в какой-то мере компенсировал это нежелание.

Охранники невесты

Невесту обычно сопровождают молодые парни или мужчины, родственники с отцовской стороны. Их назначение – охранять и защищать честь невесты, следить, чтобы ее никто не обижал, проявлял уважение.

Духи предков

«ЛъэгукIэтын» – это шелковая ткань, дорожка, которой выстилают путь невесты, только прибывшей к дому жениха. Когда девушка идет по ней, ее осыпают крупой, конфетами, деньгами, «программируя», чтобы у молодых был достаток в доме. Через порог ее вносят в помещение. Это обязательно, какой бы сверхсовременной ни была свадьба. Есть суеверие, что если девушка остановится на пороге или сама перешагнет через него, жить молодые будут несчастливо. Все дело в том, что согласно старым верованиям, под порогом обитают души предков, которых нельзя тревожить, даже случайно.

Девушку отводят в специально для нее отведенную комнату, после чего сюда входят многочисленные родные парня. Они осыпают невесту конфетами и деньгами – это дает им право взглянуть на нее, приподняв накидку.

Жених уходит

По древнему обычаю, после того как жених привозил девушку домой, он должен быть уйти из дома и скрываться, не попадаясь на глаза старикам и взрослым мужчинам. Но сейчас многие женихи и невесты на протяжении всей свадьбы находятся вместе. В этом нет ничего плохого, но теряется национальный колорит.

Танцы и веселье

Нысэщэ джэгу – так называются танцы по случаю прибытия невесты. Обязательно на них исполнение на инструментах гармониста и трещоточника. Умение красиво и правильно танцевать в такой момент очень важно – в это время на потенциальных невест заглядываются молодые мужчины, а их родители выбирают себе невесток. Вообще, в культуре разных народов танец – это своеобразный способ выразить свое чувство и отношение. Ведь раньше юноши и девушки не могли так подолгу встречаться, как сейчас. Танцы были порою единственным способом проявить свои чувства.

Что касается одежды, девушке нельзя танцевать под национальную мелодию в брюках или короткой юбке. Платья в пол – совсем другое дело. Этого требует верность традициям, сама мелодия.

На танцевальной площадке должен находиться «хьатиякIо», по-другому «джегуако». Это человек держит в руках палочку из фундука и руководит с ее помощью танцевальными обрядами. На танцах парни и девушки соревнуются, кто лучше, обычно проводится конкурс на лучшего танцора или пару.

Веселые шутки

На свадьбах часто можно увидеть веселые традиции, которые пришли из древности.

  1. Во время танцев, когда все увлечены, женщин воруют и где-нибудь прячут, в доме или курятнике. Чтобы их «вызволить», придется заплатить выкуп.
  2. Бабушка парня берет мешок с едой и «убегает» со двора, мол, в доме появилась новая хозяйка. Невеста должна пойти за ней и, ласково разговаривая, убедить вернуться домой. Молодуха обещает, что старушку никто обижать не будет, а будут только любить и уважать, дает ей всякие вкусности, обнимает. Обе возвращаются в дом.
  3. Три девушки из семей, где есть оба родителя, бабушки и дедушки, должны поочередно продеть три раза иглу с золотой ниткой на невестином платке. От того, насколько ювелирно и быстро будет выполнена эта задача, зависит, какой будет молодая невестка.
  4. На кровле дома взрослого неженатого мужчины прикрепляется флаг, который можно снять только когда он наконец решит жениться.
  5. Когда свадебное торжество уже завершается, во двор вскакивает мужчина на коне и стреляет в небо – значит, все, торжество окончилось. Иногда всадника заменяют автомобилем, который стоит во дворе и сигналит. Мужчинам на коне или водителю дарят подарок.

Нысэищэ – обряд, когда невесту заводят в большой дом, т.е. на половину старших. Здесь с ней знакомятся взрослые женщины, мать, родственницы. На этом свадьба завершается.

Регистрация

Что касается регистрации брака, официальную бумагу в ЗАГСе можно получить как сейчас, так и потом. Гораздо важнее «оформить» брак в мечети. Чаще всего молодым выдают здесь красивую бумагу, свидетельствующую о том, что обряд совершен, стоят подписи свидетелей.

Еще один важный обычай – отсутствие на свадебном торжестве родителей невесты. Это неприлично. Когда девушку привозят в дом родителей парня, его отец вместе с братом или другим родственником отвозит сватам символическую сумму в знак уважения за то, что девушка пришла в его дом и стала невесткой.

Ни в коем случае нельзя путать это с калымом.

После этого родственники девушки везут ее вещи в дом к парню. Там их угощают, но по этикету, надолго здесь им задерживаться неприлично.

Еще один обычай – девушку везут к ее родителям на «побывку», чтобы она отдохнула, рассказала, как ей живется. Раньше она попадала домой только через год, а сейчас почти все ускорили этот обычай и везут девушку домой уже через несколько дней или даже на следующий день после свадьбы.

Есть еще множество старинных адыгских свадебных обрядов, но они почти не исполняются на современных торжествах.

Похожие посты:

wewed.ru

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ АДЫГОВ. Вне моды и времени

Суббота, 4 мая 2013 г.

Последние годы среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Свадьба, которая проходит в рамках национальной традиции, позволяет участникам погрузиться в атмосферу свадебного бала с тысячелетней историей, провести торжество оригинально и нестандартно, совершить эмоциональное путешествие в прошлое. Такая свадьба оставляет незабываемые впечатления.

 

Современная адыгская свадьба возродила много элементов древнего многоуровневого обряда.  Многие семьи предпочитают следовать древним адыгским традициям, которые не подвластны капризам моды и времени.

 

Сватовство. У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.

 

Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста  принято выделять «пшъэшъэ унэ» - отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.  

 

В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Старшее поколение с порицанием относится к тому, что некоторые молодые люди  до 25 лет проводят у ворот девушки весь вечер, общаясь с ней по телефону. Мужчины постарше активно завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.

 

Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности - Iэуж (знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.

 

 

Один из важных вопросов - это наряд жениха и невесты. Традиция одевать невесту пришла к адыгам совсем недавно, буквально последние двадцать лет. Мой консультант по традиционным свадебным обрядам бабушка Гощэфыжь возмущалась тому, что теперь девушкам покупают свадебные наряды, раньше невеста сама шила себе свадебное платье и демонстрировала свое умение  шить одежду, которая может передать красоту и характер.

 

Выбор традиционного свадебного наряда представляет собой более важное действие, чем сам свадебный ритуал, потому что свадебный наряд является связующим звеном между поколениями. Последние годы молодые люди и девушки гордятся своими обычаями и многие в Адыгее делают выбор в пользу национального костюма в день свадьбы.

 

   <<<   Принцесса Рим в день свадьбы в адыгэ саэ и украшениях от Аси Еутых

 

Уместно вспомнить, что в 2004 году невеста принца Иордании Али Бин аль-Хусейн, принцесса Рим, в день свадьбы вышла к многочисленным гостям в национальной черкесской одежде - адыгэ сае, исполнив желание жениха.

 

Как известно, принц Али - сын короля Хусейна от третьего брака с этнической черкешенкой Алией Тукан. Свадебный наряд изготовила знаменитый златокузнец, модельер Аси Ася Еутых -

 

Образ невесты в национальном костюме «сае» - это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь. В Адыгее часто играют свадьбы, где невеста в национальном наряде, а жених в классическом европейском костюме.

 

Сегодня адыги умудряются в течение двух дней сыграть свадьбу и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.

 

 Адыгская свадьба. Аул Хабез. 60-е годы XX века (из архива Аслана Гозгешева).

Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.

 

 

Особо стоит остановиться на транспорте. Для невесты обязательно подают лимузин или дорогую иномарку.  В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг.

 

Наблюдая за стройными рядами красивых машин моя соседка, мать 6 детей и  7 внуков, сокрушается, что когда она выходила замуж, ей пришлось идти пешком  до дома жениха больше 50 километров, и возмущается, что молодожены, для которых организуют такие красивые свадьбы, умудряются разводиться.

 

 

 

Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин.

 

Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам. Этот обряд объясняется тем, что  в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

 

Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом жениха.

 

Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.

 

Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани - «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.

 

Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их нельзя ненароком потревожить.

 

 

Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода. Но последнее время много свадеб, где жених находится подле невесты на протяжении всей свадьбы.

 

Как заметила бабушка Гощэфыжь, раньше адыги в своих поступках руководствовались чувством стыда, поэтому жених исчезал, как только привозил невесту в дом. Присутствие жениха на свадьбе, как и проведение свадеб в кафе или в ресторане отталкивают, на мой взгляд, такие свадьбы теряют аромат национальной свадьбы. Это как копия картины художника – всегда останется копией. Ценность картины в штучности, так и свадьба в адыгском стиле должна быть на территории жениха и без жениха.

 

Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены душами твоих ушедших предков.

 

Нысэщэ джэгу – танцы в честь невесты. В настоящее время культура адыгского народного пения оказалась полностью утраченной, свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).

 

Отрадно, что  сегодня стало модно и престижно уметь хорошо танцевать на «нысэщэ джэгу», хотя часто юноши и девушки позволяют себе не свойственные адыгской танцевальной культуре резкие движения и скачки, подергивание плечами. Еще несколько лет назад много нареканий от старших получали на свадьбах девушки в брючных нарядах. Теперь девушки стараются демонстрировать на свадьбе красивые платья в пол, меньше стало девушек в коротких юбках или с оголенными плечами.

 

Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который  держит в руках символ власти - фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать. Радует, что на «нысэщэ джэгу» возобновлены конкурсы на лучшего танцора, на самый красивый наряд.

 

На современных свадьбах возрождены следующие обряды:

- женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и веселье продолжается;

 

- если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет мешок с угощениями, закидывает его за спиной и  убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку домой,  дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;

 

- три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди продевают три раза иголку  с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;

 

- вешают на крышу холостяка флаг (обычно, мужчина кому глубоко за 30 лет). Флаг можно снять только в одном случае – свадьба.

 

- къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь танцуют и все родственники выкупают невесту;

 

- под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит. Всаднику или водителю машины вручают  ореховую шапку (чы паIо) или  ореховый флаг (дэжъые быракъ). Ореховые предметы готовят родственники жениха.

 

 

 

Нысэищэ – ввод невесты в большой дом является завершающим этапом. Невесту знакомят со старшими женщинами рода, со свекровью. На этом завершается основная часть свадьбы.

 

Стоит сказать о том, что постепенно возрождается институт нэчыхьытх – регистрация брака в мечети. Многие молодожены после посещений мечети едут в загс для регистрации брака.

 

Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.

 

В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе  принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).

 

Сегодня адыги умудряются на следующий день привезти невестку к своим родителям (тыщас). Обычно у адыгов первая послесвадебная поездка невестки в отчий дом совершалась через год или полтора после свадьбы. За это время невестка адпатировалась к быту и семейному укладу в новой семье, успевала родить ребенка. Но в век ускорения все обряды как в кино прокручиваются быстро.

 

Про остальные обряды не стоит писать, потому что они уже очень редко встречаются в сегодняшних свадебных обрядах адыгов. Это и блэгъэфакIо – первые взаимные визиты родителей молодых, и мэхъулъэгъашIо – первый визит зятя к родственникам жены.

 

Эти мероприятия раньше сопровождались застольем, отмечались как мини свадьбы. Последний раз я присутствовала в 1989 на обряде мэхъулъэгъашIо. С тех пор даже не слышала о проведении этого обряда.

 

Во все времена весь мир держится на семье, потому что от неё зависят многие аспекты нашей жизни. Как гласит известный афоризм: « Главное в жизни – это семья. Карьера – не ждет тебя дома, деньги – не вытрут слёзы, а слава – не обнимет ночью».

 

Для девушки свадьба – это чудо, мечта родом из детства, а для юноши – это серьезный шаг становления, когда он должен заботиться о жизни жены и детей. О семье.

 

Автор: Аменет Псеуш.

Иллюстрации: кадры из фильма Аслана Ципинова «Традиционная адыгская свадьба».

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова

 

Свадьба Татлок Рустама и Адамиевой Бэлы.  6.07.12, Адыгея, пос. Яблоновский

Свадьба Розы и Аскера. Аул Панахес, Адыгея


Свадьба Дианы и Расула, г. Майкоп

Свадьба Нафисет и Руслана, аул Ходзь, Адыгея

Свадьба Анжелы и Арсена

fond-adygi.ru

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

 

 

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины - красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

 

 

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

 

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников - модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII - начале XIX вв.

 

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, - это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек - газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская - черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

 

 

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

 

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

 

 

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

 

Мужской костюм."Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

 

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

 

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

 

 

 

 

 

 

 

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru


Смотрите также