Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Национальное свадебное платье грузии


традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор - каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм - это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как "материя для одежды". Но чаще его называли "талавари".

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику - чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье - люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж - 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи - конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха - это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском - грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор - лечаки - состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное - рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска - из шерсти, приборного сукна, а штаны - из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала - более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков - обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда - своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки - грацией и строгостью.

fb.ru

По заявкам: грузинский национальный костюм

Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому.
Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах.
Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine :)
Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю.
1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев

4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра

5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском.

7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков.

8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом.

9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка  короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи -  сделан из бархата и расшит бисером.

13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

ekser.livejournal.com

Национальная грузинская одежда: ochendaje — LiveJournal


Грузинка. фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского. между 1905 и 1915 г.

В современной Грузии немало людей, которые на свадьбы, религиозные, народные и другие праздники до сих пор одеваются в традиционную грузинскую одежду.


Подборка современных иллюстраций изысканных национальных грузинских костюмов.

Городские женские платья:

Дворянские наряды, мужские и женские:

Свадебная одежда:

Аджарское платье:

Гурийско-аджарская мужская одежда, чакура:

Сванские платья:

Одежда региона Самегрело-Алзанети(Мегрелия и Абхазия)

Осетинское платье.

Мохевские наряды:

Рачинское теплое платье:

Месхетинское платье:

Тушинская одежда:

Неделя Грузии в блоге:

ochendaje.livejournal.com

Грузинский национальный костюм, женские и мужские наряды

Традиционная одежда отражает особенности культуры и обычаи народности. Не является исключением грузинский национальный костюм, который был распространен на территории страны до начала XX века. Его отличает строгость и элегантность. Этот костюм – культурное наследие государства, поэтому грузины почитают его и надевают до сих пор на праздники или другие национальные торжественные мероприятия.

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Чоха – это обязательный элемент мужского костюма. Считалось неприличным выходить на улицу без него даже летом в жару.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

В отличие от повседневной одежды, свадебный наряд невесты был полностью белого цвета. Его украшали вышивкой золотом или серебром. Он выглядел богато даже у простых крестьян.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Традиционная обувь

Обувь в Грузии тоже различалась по сословиям, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили читеби. Это вязаные носки с подошвой из меха. Причем мех был наружу, чтобы ноги не скользили.

В городах основной традиционной обувью у грузин были коши. Это туфли с загнутыми вверх носами без задника. Для женщин их шили из бархата, у них были высокие каблуки. Зимой надевались ичиги – сапоги на меху. Их делали из кожи, отличительной особенностью был мягкий носок. Богатые мужчины носили мести или цаги – высокие кожаные сапоги. Их часто украшали драгоценными камнями.

Среди бедного сословия были распространены ботинки каламани. Их носили женщины и мужчины. Летом их плели из полосок войлока или кожи, а зимой делали из целого куска этих материалов и перетягивали веревочками. Горожане среднего достатка носили пачули из мягкой кожи.

Праздничная национальная одежда

Праздничные одежды отличались богатством украшений, даже бедные сословия на свадьбу старались лучше украсить наряд. Одежда жениха была простой: белая рубашка, традиционные штаны и чоха. Но использовались для этого дорогие ткани: сатин, атлас, кашемир, сукно. Сверху надевался плащ, расшитый золотом. Обязательным атрибутом был пояс, украшенный вышивкой, а также имеющий кольцо для кинжала.

Наряд невесты был полностью белого цвета. Его шили из атласа или шелка. Обязательным элементом были широкие длинные рукава. Для удобства они создавались двойными: верхние разрезанные, открывали руку до локтя, но под ними тоже был рукав, так как оголять кожу не позволялось.

Платья невесты имели традиционный крой, но были более богато украшены. Их обязательно расшивали шелковой, золотой или серебряной нитью, бисером. Широкий пояс тоже отделывался вышивкой. На голове женщины была бархатная шапочка и кружевная фата.

Материалы, аксессуары и декор

Шили традиционную одежду из натуральных материалов. Чаще всего это сатин, атлас, у бедных больше распространен был обычный холст и шерсть. Богатые использовали привозные ткани: шелк, бархат. Для зимней одежды использовали сукно, кашемир, натуральные меха.

В национальных грузинских костюмах есть особенности не только по крою одежды. Они имели много украшений и аксессуаров, что являлось обязательным для мужских и женских одежд:

  • головной убор прикрывал волосы, а в женском варианте еще шею и лицо;
  • пояс у женщин был широким, длинным, украшенным вышивкой, а в мужском костюме на нем обязательно были подвязки для оружия;
  • вся одежда украшалась тесьмой, вышивкой;
  • в ней сочетались разные фактуры, присутствовал мех и кожа;
  • длинные рукава часто делались разрезными.

Женщины украшали себя бусами или серьгами из кораллов, жемчуга или янтаря. Макияжа почти не было, но обязательно чернили брови и румянили щеки.

Отличительной особенностью мужской одежды является наличие особых карманов на груди, которые называются газырницы – небольшие отделения для патронов.

Этнические грузинские мотивы в современной моде

Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.

Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.

Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.

Видео

odezhda.guru

Грузинки — мои куклы, особенности грузинского народного костюма

Мои куклы в грузинских костюмах

Особенности грузинского костюма

Свое начало традиционный костюм грузинского народа берет в IX веке. Именно в этот период во времена Хазарского каганата появилась верхняя одежда кавказских народов под названием чоха, что переводится с тюркских языков как «сукно, материя для одежды». Такая верхняя одежда была распространена как среди мужчин, так и среди женщин, и носилась круглый год.

О внешнем виде национальных костюмов грузин того времени, как и других кавказских народов, судить достаточно сложно, поскольку никаких точных описаний одежды обитателей Кавказа не сохранилось.

Отмечается, что вплоть до начала XIX века чоха имела более свободный фасон. С течением времени костюмы становились более закрытыми и строгими, обретали облегающий силуэт, плавно расширяющийся от талии.

Отличительной чертой грузинского костюма является наличие газырниц на груди с двух сторон. Такое название носят специальные нагрудные карманы, которые имеют небольшие отделения для хранения пороховых зарядов – газырей. Эти карманы появились на верхней одежде грузин не так давно с распространением огнестрельного оружия. Изначально газыри хранились в сумках через плечо или на поясе, но позже для удобства были придуманы такие карманы, ставшие характерной чертой для грузинского костюма.

Грузинский национальный костюм в современном мире играет важную роль в различных торжественных мероприятиях, требующих почитание традиций своего народа. Еще в начале прошлого столетия традиционная одежда в Грузии, как и во многих других странах, стала отходить на второй план. Молодежь предпочитала нарядным и слегка вычурным национальным костюмам более простую и удобную одежду. Однако и сегодня многие молодые люди и девушки с удовольствием носят современную одежду с традиционными грузинскими мотивами в знак уважения и почитания своего народа.

Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Пурпурный цвет костюма является довольно привлекательным для современных туристов, местным жителям по душе черные и белые наряды. Помимо этого, еще бывают костюмы серого, синего и бордового цветов.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.

Женский грузинский костюм

Грузинки, носившие традиционные костюмы своего народа, выглядели довольно нарядно даже в повседневной жизни. Платье под названием картули хоть и скрывало ноги женщин, но имело довольно облегающий в верхней части фасон. Корсетная часть платья была украшена различными декоративными элементами. Это могла быть тесьма или вышивка бисером и камнями.

В дополнение к платью женский наряд обязательно предполагал наличие пояса. Он мог быть шелковым или бархатным. Пояс тоже украшали при помощи декоративной оригинальной вышивки или жемчуга и повязывали так, чтобы вся его прелесть ниспадала вдоль женского силуэта и была на видном месте.

Для женщин из состоятельных семей платья шились из дорогих тканей, которые специально привозили издалека. Шикарно и роскошно выглядели шелковые и атласные национальные женские костюмы

Верхняя одежда грузинок имеет название катиби. Ее обычно шили из бархатных и шелковых тканей яркой расцветки, в качестве утеплителя использовали натуральные меха или вату, подкладку такой одежды делали шелковой.

В качестве головного убора женщины использовали тонкую вуаль под названием лечаки. Ткань на голове фиксировалась при помощи шелкового валика копи, набитого ватой, а также ободка чихты из картона, обтянутого бархатной тканью. Поверх всего этого сооружения надевали чадру, которую позже заменили на косынку под названием багдади.

В качестве обуви женщины из простых семей носили ботинки из жесткой кожи, которые назывались каламани. Для женщин из дворянских семей существовали туфли из бархата на каблуках и без задников. Носы таких туфель под названием коши были загнуты вверх.

В качестве украшений были широко распространены изделия из натуральных камней, таких как коралл и янтарь. Прически женщин состояли из переплетения кос и локонов, которые прикрывали височную часть.

Также грузинские женщины широко использовали румяна и хну для окрашивания бровей, ногтей и ладоней, что было очень модно.

www.livemaster.ru

женский образ грузинки для девочки, традиционный наряд грузина

Национальные костюмы

История национального костюма Грузии

Свое начало традиционный костюм грузинского народа берет в IX веке. Именно в этот период во времена Хазарского каганата появилась верхняя одежда кавказских народов под названием чоха, что переводится с тюркских языков как «сукно, материя для одежды». Такая верхняя одежда была распространена как среди мужчин, так и среди женщин, и носилась круглый год.

О внешнем виде национальных костюмов грузин того времени, как и других кавказских народов, судить достаточно сложно, поскольку никаких точных описаний одежды обитателей Кавказа не сохранилось.

Отмечается, что вплоть до начала XIX века чоха имела более свободный фасон. С течением времени костюмы становились более закрытыми и строгими, обретали облегающий силуэт, плавно расширяющийся от талии.

Отличительной чертой грузинского костюма является наличие газырниц на груди с двух сторон. Такое название носят специальные нагрудные карманы, которые имеют небольшие отделения для хранения пороховых зарядов – газырей. Эти карманы появились на верхней одежде грузин не так давно с распространением огнестрельного оружия. Изначально газыри хранились в сумках через плечо или на поясе, но позже для удобства были придуманы такие карманы, ставшие характерной чертой для грузинского костюма.

Грузинский национальный костюм в современном мире играет важную роль в различных торжественных мероприятиях, требующих почитание традиций своего народа. Еще в начале прошлого столетия традиционная одежда в Грузии, как и во многих других странах, стала отходить на второй план. Молодежь предпочитала нарядным и слегка вычурным национальным костюмам более простую и удобную одежду. Однако и сегодня многие молодые люди и девушки с удовольствием носят современную одежду с традиционными грузинскими мотивами в знак уважения и почитания своего народа.

Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Пурпурный цвет костюма является довольно привлекательным для современных туристов, местным жителям по душе черные и белые наряды. Помимо этого, еще бывают костюмы серого, синего и бордового цветов.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.

Женский грузинский костюм

Грузинки, носившие традиционные костюмы своего народа, выглядели довольно нарядно даже в повседневной жизни. Платье под названием картули хоть и скрывало ноги женщин, но имело довольно облегающий в верхней части фасон. Корсетная часть платья была украшена различными декоративными элементами. Это могла быть тесьма или вышивка бисером и камнями.

В дополнение к платью женский наряд обязательно предполагал наличие пояса. Он мог быть шелковым или бархатным. Пояс тоже украшали при помощи декоративной оригинальной вышивки или жемчуга и повязывали так, чтобы вся его прелесть ниспадала вдоль женского силуэта и была на видном месте.

Для женщин из состоятельных семей платья шились из дорогих тканей, которые специально привозили издалека. Шикарно и роскошно выглядели шелковые и атласные национальные женские костюмы

Верхняя одежда грузинок имеет название катиби. Ее обычно шили из бархатных и шелковых тканей яркой расцветки, в качестве утеплителя использовали натуральные меха или вату, подкладку такой одежды делали шелковой.

В качестве головного убора женщины использовали тонкую вуаль под названием лечаки. Ткань на голове фиксировалась при помощи шелкового валика копи, набитого ватой, а также ободка чихты из картона, обтянутого бархатной тканью. Поверх всего этого сооружения надевали чадру, которую позже заменили на косынку под названием багдади.

В качестве обуви женщины из простых семей носили ботинки из жесткой кожи, которые назывались каламани. Для женщин из дворянских семей существовали туфли из бархата на каблуках и без задников. Носы таких туфель под названием коши были загнуты вверх.

В качестве украшений были широко распространены изделия из натуральных камней, таких как коралл и янтарь. Прически женщин состояли из переплетения кос и локонов, которые прикрывали височную часть.

Также грузинские женщины широко использовали румяна и хну для окрашивания бровей, ногтей и ладоней, что было очень модно.

Детский костюм в Грузии

Национальный костюм для девочки шился по подобию женского наряда, но без излишней роскоши.

Так как дети очень активные, то допускались более укороченные варианты костюма для дополнительного удобства. Цветовая гамма также могла отличаться от однообразной взрослой одежды и дополняться яркими оттенками.

Для мальчиков также шили костюмы по подобию мужских.

Мужской костюм грузин

Традиционный костюм грузина состоял из нижних штанов шендишей и верних шароваров или шарвалей из материи черного или бордового цвета, которые не стесняли движения. Сверху надевали рубаху под названием перанга.

Верхняя одежда подбиралась в соответствии с временем года и социальным положением и подразделялась на несколько видов:

  • Черкеска или как ее называют грузины чоха. Этот предмет мужского гардероба считался обязательным в любое время года. Черкеску надевали поверх кафтана и подпоясывали ремнями с чеканкой из серебра или обычного металла. Пояс в данном случае выполнял не просто декоративную функцию, на него мужчины крепили кинжал или саблю, которые также были частью национального костюма грузин.

Характерными цветами для этой одежды являются черный, бурый и серый, также существуют белые и синие чохи.

Изначально этот предмет верхней одежды делался из овечьей или верблюжьей шерсти. Сегодня используются более легкие ткани типа хлопка. Длина черкески обычно чуть ниже колен, крой довольно свободный, но подчеркивающий мужской силуэт. Чоха имеет застежки от верхней части и до линии талии. На груди расположены кармашки для хранения пороха, которые сегодня выделяют грузинский костюм среди остальных.

Обычно чоха не имеет воротника, но в некоторых вариациях может присутствовать воротник со стойкой. Рукава у этой одежды обычно широкие и длиной до локтя, что позволяло свободно двигаться во время боя. Для пожилых людей приемлемы были длинные рукава у чохи. Сегодня есть различные виды с разной длиной рукава.

  • Каба. Состоятельные люди из дворянских и княжеских семей носили эту разновидность верхней одежды, сшитой из шелка плотной структуры. Для отделки кабы использовался шелковый шнур черного цвета, из которого также создавались и застежки.
  • Куладжа. Этот предмет мужского гардероба для выходцев из дворян предназначался для торжественных случаев. Куладжа представляла собой платье небольшой длины, которое надевалось поверх одежды. Для пошива торжественных нарядов использовался бархат разных цветов. В качестве декоративных элементов мог быть использован натуральный мех. С куладжей обязательно надевали папаху из каракуля.
  • Курка и пабади. Для зимних месяцев грузины использовали курку. Она представляла собой шубу, которую украшала вышивка золотой и серебряной нитью. Также в холодное время года надевали пабади.

Такое название получил плащ без рукавов, который изготавливался из войлока с козьей шерстью.

Такую одежду белого, черного или бурого цвета еще называют бурка. Голову в зимние месяцы покрывали папахой, которая шилась из каракуля или овчины.

Кроме папахи, которая характерна для горцев, грузины в зависимости от географического местоположения носили и другие головные уборы. Так, в разных регионах носили и шапки из войлока, и башлык под названием кабал ахи, и даже шапки с небольшими полями.

В качестве обуви мужского национального костюма грузин также были распространены: коши – среди богатых сословий, каламани – среди бедняков. Для богачей еще существовали кожаные мести на плоской подошве, а также цаги – кожаные сапоги, которые нередко украшали даже с помощью драгоценных камней.

vplate.ru

традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье


Грузинский национальный костюм.

Милые Осиночки!Помогите чем сможете! Очень нужно сшить грузинский нац-ый костюм. Особенно интересует крой чохи. Где то я видела здесь подобное, но никак не могу найти... Буду рада любой информации

Я вот тут фотку нашла. Это оно -чоха-на мущине А вот интересно для патронов как кроится.

Грузины носили чоху различной длины, сшитую из местной темно-синей или привозной кустарной ткани. Она спадала ниже середины голени. Скроенная из одного полотнища, чоха имеет сильно скошенный к спине бочок и полностью отрезную спинку. Спереди чоха не сходилась во всю длину, оставляя открытым архалук. Архалук надевали под чоху и шили обычно из черного ластика или сатина. Штаны шили также из ластика, причем каждая штанина имела вид очень широкого прямоугольника, со скошенным углом.Ещё нашла вот такой форум, там как раз о грузинской национальной одежде идёт речь, попробуйте там задать вопрос http://bao.irk.ru/georgia/forum//index.php?showtopic=9&st=75&#entry20719

Надежда\. спасибо большое за ссылку

Уважаемые мастерицы, подскажите, пожалуйста где подсмотреть идеи для грузинского танцевального костюма. В нашей детской студии классического и характерного танца много девочек и 2 мальчика, так что надо и мужской и женский. Задача в том, что бы еще и на коленях "лезгинку" прокрутили, ну и, естесственно, чтобы со сцены смотрелось. Если у кого есть уже фото и описание раскроя и шитья, буду очень признательна.

club.osinka.ru

традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор - каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм - это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как "материя для одежды". Но чаще его называли "талавари".

gepur-shop.ru

Национальные традиции: свадьба в Грузии

История пары

Полтора года назад, бросив нелюбимую работу и типичную для Москвы летнюю серость, мы с сестрой взяли два билета в Грузию. Выбор пал на Тбилиси неслучайно. В этом городе живут друзья молодости наших родителей, которые не отказали нам в теплом приеме. Там я и познакомилась с их сыном — моим будущим мужем Мамукой.

Это была любовь с первого взгляда, объяснение которой мы до сих пор не можем подобрать. Да, так бывает! Во второй мой приезд в Тбилиси Мамука сделал предложение, и я без капли сомнения ответила ему: «Да». После нас ждал мучительный год отношений на расстоянии (я защищала в России диплом), большой переезд и подготовка к свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Когда я слышала про 9-месячные подготовки, про планирование и тайминг, про декорации и каллиграфию, я точно была уверена, что только так и можно делать красивую свадьбу. Но когда ты сталкиваешься с совсем иным рынком услуг, с другими традициями, ты понимаешь, что может быть по-другому! Спросите у местных, большинство вам скажет, что их свадьбу делали максимум за месяц и, скорее всего, родители.

Поэтому, вооружившись интернетом, знакомствами и поддержкой наших мам, мы начали сочинять! Сочинять другой сценарий праздника. Да, всего за 3 недели мы организовали праздник на 55 человек. С грузинскими нарядами и классическим русским караваем, с православным венчанием и церемонией в горах, со свадебной традиционной лезгинкой и обрядом снятия фаты.

За сутки до свадьбы мы заказывали новый торт, меняли музыкантов для церемонии, ждали сильный дождь. Я не говорила, что дату свадьбы нам тоже пришлось менять? Да-да, из-за того, что по пятницам, оказывается, не венчают! Каравай мы не нашли ни в одной пекарне. Многие даже не знали, что это такое. Мамука, пытаясь объяснить и перевести, называл его большой сладкой булочкой.

Концепция свадьбы

Палитра нашей свадьбы — нежные пастельные тона в сочетании с национальной грузинской цветовой гаммой — винно-гранатовой. Акцент в концепции делался на национальные традиции Грузии. Но, так как я из русской семьи, то и традиции нашего народа не обошли стороной.

День свадьбы

Основой развлекательной программы по традиции являются песни и танцы. Музыканты – особенно важный атрибут грузинской свадьбы. Они выступали на протяжении всего торжества, а мы с гостями танцевали национальные грузинские танцы. Это было так эффектно — грузинское многоголосие и зажигательная лезгинка!

Еще одной особенностью торжества являлось то, что не было привычного для наших российских свадеб ведущего со множеством заготовленных шуток, конкурсов и призов. На грузинских свадьбах всем застольем заправляет выбранный заранее тамада. Это уважаемый семьями родственник, который ведет свадьбу, распределяя тосты, и следит, чтобы гости не скучали и часто выпивали.

Т.к. тамада знал нас очень хорошо и был близким другом семьи, каждая его речь проникала в самое сердце — были искренние пожелания, а коротенькие рассказы о нас (веселые, грустные или безумно трогательные события из жизни) порой вызывали слезы и мурашки. Тамаде удалось создать абсолютно семейную атмосферу праздника с шутками, смехом и весельем, со слезами счастья и радости и с веселыми танцами!

Совет от пары

Для меня самой большой сложностью при подготовке было отсутствие времени и знания местного рынка услуг. Поэтому твердо могу сказать, что на организаторах не стоит экономить. Особенно в другой стране. Единственное, что хочется посоветовать всем молодоженам — не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней! Пусть это станет вашим главным девизом на свадьбе. Не переживайте, наслаждайтесь моментом и друг другом.

Задействованные подрядчики

Макияж и причёска:  Майя

  Город:  Грузия, Тбилиси

weddywood.ru

Традиционные грузинские костюмы: от прошлого к настоящему

Все детство я активно кромсала ткани, варганила из них наряды куклам. То ли это был женский инстинкт, проснувшийся непростительно рано, то ли портняжный ген, наскоками выходящий из дремотного состояния. Огня в костер портняжной страсти добавляла швейная машина старейшей фирмы Зингер. Эту чугунную старушку я помню с самого детства, она была не только старше меня, но и старше мамы и даже дедушки, работавшего на ней много лет. Предмет вожделения жил на кухне. Скромно задрапированная машинка обольщала уже одним своим существованием. И, несмотря на порицания взрослых, уличавших в неумелых попытках создать дизайнерский шедевр, я продолжала беззаветно верить в то, что когда-нибудь смогу обшивать не только многочисленных кукол, но саму себя, маму и многих других.

Вера в счастливый альянс с Зингером пошатнулась с наступлением совершеннолетия. Когда души прекрасные порывы я преломила на практической стезе. После нескольких месяцев посещения курсов кройки и шитья, альянс вдруг превратился в мезальянс. Кропотливое накладывание стежков и строчек оказались для меня неподъемной рутиной. В общем, Коко Шанель во мне умерла, даже не успев родиться. Ну, не Шанель, так бешамель, решила я тогда и пошла совершать подвиги на кухню. Единственное, что осталось с тех пор неизменным, так это нежные чувства, которые я питаю к семейному раритету. На нем ведь в позапрошлом столетии шились изыски европейской моды. Платья, сюртуки, костюмы — все то, из-за чего Тифлис отчасти называли маленьким Парижем. Хотя на европейскую столицу Тифлис начал походить только со второй половины XIX века. До того времени по городским улицам ходили все больше в национальных, традиционных костюмах.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинские национальные костюмы, созданные "Самосели пирвели"

Тифлисский прикид и его непередаваемый колорит

Итак, за окном середина XIX столетия. Раннее утро. Майдан лениво сбрасывает негу. Торговцы, околачивающиеся у торговых рядов, неспешно раскладывают товар. Откуда-то издалека доносится голос мацонщика, нараспев возвещающего о своем прибытии. Появляются на горизонте и сезонные рабочие, нанимаемые обычно на строительные, садоводческие работы. Они приходят раньше всех остальных, на рассвете. Авось повезет, и кому-то понадобятся лишние руки.

Проходит немного времени, и по мостовой начинают цокать вереницы ослов, навьюченных корзинами с овощами, фруктами, зеленью. Дальше подтягиваются арбы с более серьезным провиантом, крупой, мукой, бобами. Вокруг только и слышны громкие призывы бойких торговцев, рекламирующих свою продукцию на все лады.

А вот и первый посетитель базара.

"Рамбавиа", — спрашивает он рыбного продавца, что означает: "Что нового?".

Базар ведь не только центр торговли, но и место обмена информацией. Торговец Махмуд бросает исподлобья взгляд на покупателя, шерстя глазами завсегдатая. Одет его клиент не сказать роскошно, но по моде и даже с некоторым шиком. Из-под темной чохи (верхняя мужская одежда) с выпячивающимися газырницами (ружейный заряд, крепившийся на груди мужской одежды и носящий одновременно декоративную функцию) проглядывает застегнутый наглухо ахалухи (сорочка). Чоха хоть и из добротного сукна, да только вышивка на ней отсутствует, из чего следует, что птица сия невысокого полета.

Пояс у его всегдашнего покупателя висит с кинжалом, да только не такой он толстый, как у карачогели. Те с собой носят собственные поминки, как говорят в Тифлисе. Отправился внезапно к праотцам башмачник и никому не доставил хлопот, похоронил себя на деньги, вырученные от продажи собственного пояса.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинский национальный пояс

— Слышал, как кинто Баграту вчера бока помяли? – спрашивает Махмуд. — Он у нашего Карапета два мешка орехов взял, сказал, деньги потом вернет, а сам перепродал их купцу Дандурову по высокой цене, но Карапету деньги не вернул. Всех прокатил, а потом его прокатали по булыжникам. До самого армянского базара бежали за ним, — ухмыляется в ус Махмуд.

Солнце начинает беззастенчиво палить и гнать с площади прочь. Обменявшись еще парой сплетен, покупатель трогается в путь. Идет медленно, размышляя о грядущих делах. Из забытья выводит фигура приближающейся девушки. Поравнявшись с ним, девушка стыдливо опускает глаза. А он замедляет шаг, чтобы лучше ее рассмотреть.

Длинное, цвета спелой вишни приталенное платье выгодно подчеркивает осиную талию блондинки. Лиф у платья, как и полагается по канонам моды, с глубоким вырезом. Шелковая гулиспири (вставка) белого цвета, что контрастнее подчеркивало красоту платья и белизну лица девушки. Он даже успел заметить, что вставка расшита золотыми нитками, значит особа из знатного рода.

Наконец дошел черед до лица. Хотелось броситься вдогонку и остановить прекрасную незнакомку. Чело ее обрамляли традиционные локоны и головной убор. Он не знал, как называется вся эта сложная конструкция, которую женщины с упоением водружают себе на головы и носят, но смотрелась она хорошо. А головной убор этот (тавхурва) состоял и из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты (копи), покрытого шелковой тканью. К этому прилагалась головная повязка (тавсакрави) — узкая полоска из бархата, гладкого или расшитого шелком. Она крепилась к этому самому ободку, гордо именуемому чихтой. Кстати, в дуэте с чихтой носили и лечаки (вуаль). Шилась она из тончайшей ткани – атласа, кружев, марли… Вуаль закреплялась на валике специальной булавкой.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинский женский национальный костюм, созданный "Самосели пирвели"

Подкрутив ус, мужчина вздохнул, верно, подумав, что когда-нибудь прекрасная половина человечества не будет так старательно скрывать свои прелести под многослойными нарядами. Чем знатнее и выше было сословие, тем разнообразнее был гардероб. Князья и дворяне носили наряды из более дорогих тканей, и в них, как правило, в обилии присутствовали украшения. Неотъемлемой деталью мужского и женского гардеробов были четки. Не важно, агатовые или янтарные, главное, что любой мало-мальский тифлисский модник вертел их в руках, подобно тому, как их потомки вертят мобильные устройства.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Между прошлым и настоящим

Время шло, и облик горожан менялся. В нем все больше стали появляться европейские детали. Но национальная, традиционная одежда, каким бы парадоксальным не казался сей факт, не ушла в небытие и не покрылась нафталином. Напротив, элементы старой одежды стали приобретать знаковое, престижное содержание. Предметы одежды и обуви сохранялись в семьях как символ этнической принадлежности, напоминание о старинном быте.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Уже в наше время к возрождению и популяризации грузинской национальной одежды обратились бизнесмены Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе. А случилось это в 2008-м. Компаньоны решили шить национальную одежду и обувь и назвали бренд "Самосели пирвели", что в переводе с грузинского значит "первая одежда" или "одежда исконная". Кстати, так называется роман грузинского писателя Гурама Дочанашвили. Роман — притча о блудном сыне. По возвращению сына домой отец не ругает его, не обвиняет, а говорит слугам: "Оденьте его в лучшую одежду", на грузинском языке это звучит как "samoseli pirveli".

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ателье "Самосели пирвели"

Фирменный магазин расположен в одном из престижных районов города — Ваке. В общем-то, друзья-компаньоны не магазин открыли в центре города, а машину времени. Переступить порог магазина — все равно, что пройти сквозь стену и оказаться в XIX столетии. Ну, помните, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Манекены в старинных нарядах, которые выглядят хитами сезона. Мебель, стилизованная под XIX век, архивные фотографии, книги, музыка, проигрываемая на старом проигрывателе. Традиционной одежды тут много, притом настолько, что можно заблудиться в исторических виражах. Но сбиться с пути тебе тут не дадут, здешние консультанты, по совместительству еще и гиды.

Фотографии грузинских традиционных костюмов

"Мы не ставим перед собой задачи сделать так, чтобы гость не ушел без покупки, — рассказывает директор компании "Самосели пирвели" Анна Нинуа. — Нам доставляет удовольствие тот факт, что к нам заходят и как в музей. Мы показываем старые книги, фотографии, рассказываем о старинной одежде. Не все обладают глубокими знаниями фольклора, этнографии. Если эта тема не перекликается с твоей профессиональной деятельностью или хобби, то и знания могут быть довольно скудными. Мы пытаемся донести хотя бы на поверхностном уровне интересную информацию о наших традициях, обычаях. Бывает, возникают споры, полемика. Стоит нам выложить какой-то костюм в социальной сети и начинается обсуждение того, насколько эти костюмы соответствуют традиционным грузинским одеяниям. И тут мы выкладываем старую фотографию, по которой и сделаны наши эскизы. Мы создаем костюмы стилистически максимально приближенные к оригиналам, но, конечно же, вносим и изменения. Грузинский потребитель выражает недовольство и в случае полного копирования, и в том случае, если мы видоизменяем костюмы. Наш потребитель настроен критически, что не дает расслабиться и держит нас в тонусе".

Обувь в грузинском традиционном стиле

Преподнести национальную одежду сегодняшнему обществу в такой форме, чтобы она вызвала отклик, такую цель преследовали основатели компании. Искали соответствующие средства для воплощения замысла. Стремились к тому, чтобы и старое не потерять, и адаптировать его в соответствии с сегодняшней модой. Некоторые вещи копировали, другие видоизменяли, третьим меняли цвет, делая их более приглушенными. И цель, нужно признать, оказалась достигнута. Получился воплощенный в одеждах и обуви национальный код, европеизированный до узнаваемости. Сегодня "Самосели пирвели" — бренд, о существовании и продукции которого знают далеко за пределами Грузии.

По образованию Анна — театральный художник, поэтому, когда ей предложили заняться этим делом, сразу же загорелась идеей.

Одежда в грузинском традиционном стиле, созданная "Самосели пирвели"

"Для очень многих грузин национальная одежда – это чоха и платье – традиционное. Но, вот тут-то мы и ошибаемся. У каждого из уголков страны свои красивые наряды, отличающие именно этот регион Грузии, у каждого очень много нюансов. Несмотря на то, что я пришла в это дело вполне подкованной, в процессе работы с костюмами сделала много открытий. К созданию женской линии одежды мы отнеслись очень бережно. Посещали музеи, сокровищницы, семьи в регионах, где такие наряды сохранились. Если ты приехал в Тушети и в одном из домов обнаружил находку в виде ежедневного женского платья, это еще не означает, что вы изучили все виды повседневной и праздничной одежды тушинок, потому что в каждом из регионов их огромное множество. Говорить о том, сколькими костюмами представлен каждый из регионов, сложно. У костюма каждого края есть характерные черты, мотивы. К слову, в сванском наряде есть очень узнаваемый головной убор, украшения, стеганные пальто, юбки. Для тушинских женских нарядов характерны нарукавники – манжеты. По тому, как завязывался тавсабурави (головной убор), можно было определить, замужем ли женщина, в разводе или вдова. Семейное положение определялось еще и по застегнутому вороту платья. Шея открывалась для посторонних взоров лишь до замужества".

Одежда в грузинском традиционном стиле, созданная "Самосели пирвели"

Ткани и другие материалы для пошива одежды закупаются, в основном, в Турции, Дубае, Индии. Их орнаменты и рисунки, как объясняет директор компании, ближе к грузинской культуре. В среднем, на создание костюма уходит до двух недель. Исключения составляют свадебные наряды, на пошив которых уходит целый месяц. В последнее время стало модным облачаться на свадьбу в национальные костюмы. В "Самосели пирвели" гордятся такими веяниями. Говорят, что рады, что внесли в популяризацию национальных костюмов свою лепту.

Одежда в грузинском традиционном стиле, созданная "Самосели пирвели"

Впрочем, произведения искусства, создаваемые вручную мастерами компании, остаются пока что элитными. Дотягиваются до них все больше высший класс общества и иностранцы, преимущественно украинцы и русские. Перейти в ранг одежды и обуви массового потребления им мешает цена. Для информации, стоимость женского платья от "Самосели пирвели" колеблется от 450 до 580 лари.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Грузинские национальные костюмы, созданные "Самосели пирвели"

"Мы стараемся уйти от штамповочного стиля, ориентируемся на качество. Это касается и обуви. Редко кто в Грузии шьет обувь, у которой натуральная кожаная подошва. А ввиду того что одежда у нас характерная, мы стараемся не делать ее серийной, обязательно снабжаем каждый заказ каким-то эксклюзивным нюансом. Не хочется ставить в неловкое положение потребителя, вы же понимаете, как неприятно встретить женщину в точно таком же, как у тебя, платье. Поэтому работаем больше на заказ. Зарубежный покупатель ценит такой подход и делает выбор в пользу качественного изделия. Исходя из цен в других магазинах, опять же грузинских дизайнеров, наша продукция не такая уж и дорогая. И потом, ведь бизнес этот затратный. Ткани и другие материалы завозятся из других стран, добавьте к этому кропотливый труд наших мастериц, дизайнеров", — объясняет дороговизну костюмов Анна Нинуа.

Одежда в грузинском традиционном стиле, созданная "Самосели пирвели"

Много лет назад, записывая интервью с одним очень известным грузинским дизайнером, я услышала от него такой вопрос: "Тбилиси походил на маленький Париж? Где, в каком месте? Это все сказки да небылицы".

Сдается мне, дизайнер глубоко заблуждался. Сегодня Тбилиси удается держать руку на пульсе настоящего времени, не отпуская от себя далеко и прошлого. Впрочем, как всегда. Город как-то мастерски умел дрейфовать по волнам истории, минуя экономические и социальные рифы. И горожане, гуляющие по его улицам, выглядели, несмотря на временные материальные трудности, неизменно модно и красиво. Хотя, когда его жители обладают врожденным чувством эстетики и стремлением к гармонии, по-другому и быть не может. Одним словом, если выносить Тбилиси модный приговор, то только оправдательный!

sputnik-georgia.ru

традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор - каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм - это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как "материя для одежды". Но чаще его называли "талавари".

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику - чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье - люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж - 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи - конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха - это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском - грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор - лечаки - состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное - рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска - из шерсти, приборного сукна, а штаны - из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала - более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков - обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда - своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки - грацией и строгостью.

autogear.ru


Смотрите также