Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Платье с татарским орнаментом


Конспект занятия «Татарский орнамент» - технология (девочки), уроки

Конспект занятия 

Тема: «Татарский орнамент»

Цель: познакомить детей с татарским орнаментом и его вышивка на платочке.

Задачи урока:

Обучающие:                                                                                                                            1. Дать понятие об элементах и особенностях татарского мужского и женского костюмов.

2. Научить применять татарский орнамент в современной                                           жизни.

 Развивающие:                                                                                                                        1. Развивать творческие способности учащихся, глазомер, воображение, художественный вкус, осуществлять межпредметные связи (музыка, история, технология ).

Воспитывающие:                                                                                                                 1. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

2. Воспитания любви и бережного отношения к декоративно-прикладному искусству.

 Материал: ткань 30*30 см., разноцветные нитки, иголки, ножницы, карандаш, пяльцы,  шаблоны орнамента «Тюльпан».

Демонстрационный материал: элементы татарского орнамента на каждого ребёнка.

Практическое задание: сделать вышивку на платочке по шаблону «Тюльпан».

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята, исэнмесез!

Собрались мы в дружный круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся
И за руки все возьмемся!!!!!

Руки к солнцу протянули

Лучики поймали

и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.
 

- Каждый сосед улыбнулся друг другу? Все подняли себе настроение?

- Мы с вами уже не раз беседовать об обычаях и традициях татарского народа. Вы уже знаете о том, как жил в древние времена татарский народ, знаете о некоторых татарских народных праздниках, познакомились с играми, песнями и танцами этого замечательного народа.

А сейчас внимательно посмотрите на меня, и скажите почему я так ярко и необычно одета, о чем сегодня пойдёт речь? (о татарском костюме)

- Скажите, что украшает мой костюм? (Орнамент)

- Где используют орнамент, как и каким способом? (используют в одежде,  в кухонной утвари, в интерьере, в украшениях. Рисуют, наклеивают, чеканят, режут по дереву, вышивают)

 - Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде и татарской вышивке.

 - Попробуем представить себя в  костюме. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде).

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).

- Давайте посмотрим, как раньше одевался татарский народ? 

Слайд.  Мужской праздничный татарский народный костюм.

- Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Обязательный элемент – пояс. А на голове носили тюбетейку.

Слайд.  Тюбетейка.

- Тюбетейки шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотыми, серебряными нитями.

Слайд.  Повседневная мужская татарская одежда

- У мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей, которую они носили по праздникам или на важные события. И была повседневная одежда, в которой они ходили большую часть времени.

Слайд.  Женский праздничный татарский народный костюм.

- Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку- камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки) .

Слайд.  Калфак

- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, драгоценными камнями.

 -Как вы думаете эта одежда считалась праздничной? Конечно же –да, её одевали по особым случаям.

Слайд.  Повседневная одежда татарской женщины.

- В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.

Слайд.  Ичиги.

- На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин.  Давайте сравним костюмы русского, бурятского и татарского народов

Слайд.  Русский, бурятский, татарский старинные костюмы.

- Скажите чем отличается женский татарский костюм  от других костюмов? (дети перечисляют основные элементы костюмов)

Слайд.  Русский, бурятский, татарский современные костюмы.

- Скажите, чем отличается национальные  костюмы? (дети перечисляют основные элементы костюмов, их оформление)

-Молодцы. Какой можно сделать вывод? (татарский костюм отличается орнаментом, и изобилием вышивки).

Слайд.  Татарский орнамент

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

 - Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом. Вышивка использовалась практически на всех предметах костюма. И не только. А вот где ещё использовалась вышивка нам расскажет Аня Иващенко. (Рассказ об использование вышивки в интерьере дома и приданного будущей невесты. Приложение 1). (Демонстрация старинных вышивок)

- Спасибо Аня за интересный рассказ. А сегодня мы начнём вышивать небольшие платочки. Как вы думаете, где можно их использовать? Правильно. А мы наши платочки используем для татарского танца. (Показ фрагмента ролька «Танец с платочками» в исполнении школьного ансамбля «Сандугач»)

- Но прежде чем приступить к работе давайте немного разомнёмся. (Физминутка)

-Теперь вспомним технику безопасности при работе с ножницами, иглами (ответы детей).

-У вас у каждого на столе лежат шаблоны орнамента «Тюльпан», ваша задача – используя шаблон нанести рисунок на ткань, размер которого 30*30 см. В правом нижнем углу с лицевой стороны ткани нанесите рисунок. Теперь «тамбурным швом» по контуру рисунка сделайте вышивку.

(Во время работы детей фоном включается музыка с татарской национальной мелодией).

Итоги работы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, и яркие работы у нас получились (рассматриваются работы ребят).

И так, ребята, Чему мы научились и что нового узнали на уроке?

Кроссворд.

1.Чем у татарского народа украшают традиционные головные уборы?    (вышивка)

2. Женский татарский национальный головной убор? (калфак)

3.Элемент национального костюма сельской женщины? (фартук)

4. Национальная кожанная обувь? (ичиги)

5. Узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов? (орнамент)

6. Мужской головной убор? (тюбетейка)

 

и

ч

в

ы

ш

и

в

к

а

г

 

а

и

 

л

 

о

ф

а

р

т

у

к

а

 

н

к

 

а

м

т

ю

б

е

т

е

й

к

а

н

т


 

Рефлексия «Топай- хлопай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

В татарском декоративно-прикладном искусстве вышивка  использовалась для украшения одежды, бытовых и обрядовых предметов и   развивалась она в форме домашнего художественного ремесла.

Первые вышивки были созданы в конце XVIII в., они сохранились, как музейные образцы. Подавляющее большинство старинных вышивок созданы во второй половине XIX  в начале XX в.

 

 

Наиболее популярной у татар  была вышивка в технике «тамбур».  С середины 1870-х гг., получила распространение европейская тамбурная машинка, что способствовало массовому изготовлению вышивок на заказ и на продажу. Одна такая работа - ковёр, выставлена в мини- музее нашей школы.

Вышитые изделия играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Стены украшали яркие разноцветные полотенца,   вышивали покрывала и скатерти, наволочки, различные  накидки, футляры для книг, настенные панно с надписями из Корана. Девушки вышивали до 20 предметов своего приданного: нагрудники, фартуки, оборки женских платьев, головные уборы – калфак, тюбетейки, платки; тканевую и кожаную обувь; сумочки для хранения амулетов и молитвенных оберегов и др.

 Вышивки отличались богатством цветового решения: в одном изделии мастерицы могли сочетать до 10-12 оттенков.

mega-talant.com

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа): Конспект занятия по аппликации "Украшение одежды татарским орнаментом"

                  Конспект комплексного занятия

 по художественному творчеству

(аппликация)

«Украшение тюбетейки»                         

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

закреплять знания детей о татарском орнаменте; учить создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы на тюбетейке, подбирая их цветочные сочетания; закрепить знания раннее полученного материала: основные составляющие национального костюма и татарского орнамента.

Развивающие задачи:

развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя приобретенные умения; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям татарского народа; воспитывать стремление доводить начатое до конца, аккуратность в работе.

Словарная работа: 

тюбетейка, орнамент, узор, калфак, камзул, фартук.

Планируемые результаты: имеют представления о татарской национальной одежде, имеет представление о татарском орнаменте, самостоятельно украшает тюбетейку по мотивам татарского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые сочетания; знают и соблюдают правила безопасности во время работы с ножницами.

Предварительная работа: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, национальные игры, чтение отрывка стиха «Тюбетейка» (автор Юсупова Ф.А.).

Подготовка воспитателя:  создание презентации «Татарский народный костюм»,  изготовление силуэтов тюбетейки.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, диски с татарской национальной музыкой,  тюбетейки (шаблоны) из картона,  презентация «Татарский народный костюм», альбом «Татарский национальный орнамент», иллюстрации с изображением элементов узора на тюбетейках, ножницы, кисти и клей, простые карандаши, салфетки, набор цветной бумаги, трафареты.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе. 
К солнышку потянулись,
Лучик взяли, к сердцу прижали

 И друг другу отдали. ( дети  выполняют действия по тексту)

- В какой республике мы живем? (Татарстан)

- Народы каких национальностей  живут в нашей республике? (татары, русские, чуваши,марийцы).

-Скоро у нас  состоится выставка  национальных народных костюмов. Ребята, вы хотите принять участие в выставке? (ответы детей)

 Я хочу вам показать очень красивую одежду, а вы попробуйте догадаться,  какому народу она принадлежит.

2. Презентация  «Татарский народный костюм»

слайд №1

-А как вы догадались, что эта одежда принадлежит татарскому народу? ( По узорам, по пошиву).  Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные национальные костюмы? Когда их одевают? (В музеях,  на праздниках, выставках, на концертах народных танцев и песен, на фотографиях, на картинах художников).

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

слайд №2  Женский праздничный татарский народный костюм.

( Дети с помощью воспитателя описывают женский и мужской костюмы)

- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). Обувь - ичиги, шили из кожи, а узоры вышивали цветными нитками,  женская обувь была многоцветной и узорной

 слайд № 4  Калфак.

- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками. Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду? (ответы детей). Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.

 слайд № 5  Мужской праздничный татарский народный костюм.

- Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Важным элементом в одежде татар был пояс-кушак. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки.  

 А на голове носили тюбетейку.

слайд № 6  Тюбетейка- это мужской головной убор.

Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшали       вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей. У каждой тюбетейки свой цвет и узор. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. 

Ребята, а на выставку  я хочу вам предложить украсить  тюбетейки.

Давайте еще раз с  вами рассмотрим  тюбетейки. Посмотрите, какие они красивые и разные. Чем они украшены? Как расположены узоры?  Какие цветы,  какой орнамент  можно увидеть? (рассматривают)

слайд № 7 Татарский орнамент.

У татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный, геометрический, зооморфный.

 Наиболее распространенный  – это орнамент с цветочно-растительными мотивами. Мотивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника.Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфаки, тюбетейки, платки).

В татарском орнаменте используются яркие цвета - красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый.

 Физкультминутка.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета, (покрутишь головой)

Вас бы это рассердило,

Или радовало это? (покачать головой)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным, (наклоны)

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным! (прыжки па одной ноге)

Стук в дверь, заходит Бабай.

- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью.  Я собираюсь на праздник   «Сабантуй», а  там организуется выставка национальных  костюмов  и приглашены иностранные гости.  Вы не могли бы мне помочь удивить гостей (ответы детей)

- Конечно, Бабай мы как раз, хотим принять участие в выставке  и приготовим для этого тюбетейки.

 Украшение тюбетейки

Планирование предстоящей деятельности

Чтобы нам было легче работать, давайте вместе составим план нашей работы.. Воспитатель вместе с детьми обговаривают последовательность работы, и выкладывают на доску знаки-символы: обвести, вырезать и наклеить.

Выбирайте материал, которым будете работать (цветную бумагу, дополнительный материал - бусы, пайетки, шарики из цветных салфеток д.р.),  и начинайте украшать тюбетейки. А я буду старшим дизайнером и помогу вам. (Работа детей под звуки татарской национальной музыки.)

 Итог занятия

Воспитатель: Ребята! Что мы с вами делали ? (ответы детей). Вы довольны своим результатом? Каждый из вас старался, и у каждого получилась интересная и красивая работа.

Бабай: Посмотрел я на ваши тюбетейки и понял, что «умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит». 

Бабай одевает тюбетейку и приговаривает:

Разноцветные узоры всеми красками  горя,

 Украшают тюбетейку, посмотрите на меня!

-А сейчас ребята, я хочу с вами поиграем в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

Правила игры:  Дети по кругу быстро передают тюбетейку и говорят:

Туп, туп, тубэтэй,

Тубэтэем укалы,

Чиккэн матур тубэтэем

Менэ кемдэ туктады!

На ком закончится песенка, тот ребенок надевает тюбетейку на голову, выходит в середину круга и выполняет под музыку различные татарские танцевальные движения.

Бабай: Спасибо вам ребята.

Воспитатель:Мы надеемся, что всем  гостям на Сабантуе   тоже понравятся наши тюбетейки.

nsportal.ru

Дидактическая игра в рамках реализации УМК по татарскому языку «Укрась татарскую национальную одежду»

Дидактическая игра в рамках реализации УМК по татарскому языку

«Укрась татарскую национальную одежду»

Цель игры:

Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на силуэтах татарской национальной одежде.

Развивать умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей, названиями татарского национального орнамента. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Правила игры:

В игре используются силуэты татарской национальной одеждеы белого, желтого и красного цвета, элементы татарского орнамента.

1 вариант. Каждый игрок берет по одному силуэту и выбирая элементы татарского орнамента выкладывает на ней узор.

2 вариант. Игроку дается один силуэт одежды с уже выложенным на ней узором. Ему необходимо выложить такой же узор на своем силуэте.

infourok.ru

Творческий проект "Женский национальный татарский костюм"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зимниковская основная общеобразовательная школа»

Творческий проект

Автор: Холодова

Анастасия Андреевна,

учащаяся 7 класса

Руководитель: Сайфулина

Евгения Сергеевна,

учитель технологии

д. Зимник 2017

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………3

2. Татары – одна из народностей деревни Зимник………………….5

3. Татарский женский национальный костюм………………………6-10

3.1. Татарский женский национальный костюм…………………….6-7

3.2. Женские головные уборы………………………………………...8

3.3. Женская национальная обувь……………………………………9

3.4. Татарские женские украшения…………………………………..10

4. Выполнение проекта……………………………………………… 11-15

4.1. Техника безопасности при выполнении проекта……………….11-12

4.2. Инструменты и приспособления…………………………………13

4.3. Технологическая карта изготовления костюма…………………14-15

5. Экономический расчет………………………………………………16

6. Заключение…………………………………………………………...17

7. Список используемой литературы………………………………….18

8. Приложение………………………………………………………..19-24

Введение

Чтобы человеку остаться человеком, личностью,
ему необходимо помнить свои корни.

Минуя национальное, невозможно

войти в общечеловеческую культуру.

Каждый народ остаётся сам собою до тех пор,

пока сохраняет свой быт, язык и культуру.

Приобщение к национальной культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций одно из основных направлений в нашей школе. Здесь нас учат татарскому языку, танцам, национальным традициям и праздникам татарского народа.

Танец - это особый вид народного искусства. Существует множество разновидностей татарского танца, но их всех объединяет широта движения, удаль и особенная жизнерадостность. Костюм для татарского танца призван воплотить в себе все эти качества. 

У нас в школе часто проходят концерты. Чтобы концерты были яркими, нужны соответствующие красивые и современные национальные татарские костюмы.

Актуальность темы: Кемеровская область является многонациональным регионом, включая наш Юргинский район. В нашей деревне проживают потомки поволжских татар, калмаков, томских татар, в современный состав включились и русские. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе   хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков.

Цель проекта: Изготовление татарского народного женского костюма для выступления на концертах.

Задачи:

  • формировать навыки и умения изготовления костюмов своими руками.

  • познакомиться с особенностями татарской культуры и исследовать историю формирования татарского национального костюма;

  • охарактеризовать составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, ювелирные изделия, украшающие татарский костюм;

  • способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая значимость: исследование и изготовление татарского костюма позволит нам и всем, кого мы заинтересуем своим проектом, более глубоко проникнуть в традиции народа, так как одежда, наряду с жилищем, национальной кухней, обычаями является составной частью культурного наследия, а также использовать готовый костюм для выступления на концертах.

Если говорить о проблемах, которые стали причиной того, что мы решили заняться проектом, то - такую одежду нельзя купить ни в одном магазине, её шьют только по специальному заказу.

2. Татары – одна из народностей деревни Зимник.

В последние десятилетия значительно возрос интерес к своим национальным корням, национальной культуре. Это связано с процессом демократизации, который идет в нашем обществе.

Вопросы развития различных народов особенно важны в России, где рядом проживают люди разных национальностей. Проблемы межнациональных отношений стоят сейчас очень остро.

Кемеровская область также является многонациональным регионом, включая наш Юргинский район. Татары являются вторым по численности коренным этносом в Кемеровской области.

Изучая одежду зимниковских татар, мы пришли к выводу, что она близка к костюму поволжских татар. Это связано с историей возникновения и заселения нашей деревни. Зимник основан 1520 году сибирскими тюрками, калмаками, которые назвали его «Кышлау», что означает «зимовье». У них существовали тесные связи с томскими татарами. С другой стороны, в конце 19 века калмацкие поселки стали заселяться поволжскими татарами, от которых была перенята мусульманская религия, арабская письменность и многие элементы материальной и духовной культуры. Тесные брачные и религиозные связи с калмаков с поволжскими татарами привели к ассимиляции зимниковских калмаков с татарами.

Таким образом, татарское население, живущее в Зимнике, является потомками поволжских татар, калмаков, томских татар. Современный национальный состав населения Зимник: татар - 49%, русских - 42%, родившихся от смешанных браков - 9%.

3. Татарский женский национальный костюм

3.1. Татарский женский национальный костюм

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

3.2. Женские головные уборы

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей. Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

3.3. Женская национальная обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги. Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство. Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь, выполненная в мозаичной технике, является спецификой именно татарского народа. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве. Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком. Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле. Зимой носили валенки, короткие и высокие.

3.4. Татарские женские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин. Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения. Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди. Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана.

4. Выполнение проекта

4.1. Техника безопасности при выполнении проекта

Техника безопасности при работе  с иглами, булавками и спицами:

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

2. Используйте при шитье наперсток;

3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;

5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно  должно совпадать;

 

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей; 

2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;

3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;

4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;

5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

Техника безопасности при работе  с электроприборами:

1. Перед работой с электроприбором проверьте исправность шнура, при наличии неполадок - устраните;

2. Включайте и выключайте электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками;

3. Не оставляйте включенным электроприбор без присмотра;

4. Утюг ставьте только на специальную жаростойкую подставку;

5. Во время работы следите, чтобы шнур не касался подошвы утюга;

6. Храните электроприбор в вертикальном положении;

7. Выбирайте соответствующий составу ткани режим глажения;

8. При глажке не касайтесь рукой горячих поверхностей утюга и не смачивайте проглаживаемую ткань обильно водой.

 

Техника безопасности при работе на швейной машинке:

1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;

2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;

3. Во время работы расстояние до машинки должно быть 10-15 см;

4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;

5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки

4.2. Инструменты и приспособления

Оборудование

4.3. Технологическая карта изготовления костюма

Для данного проекта нами был выбран национальный татарский костюм для девочки, который состоит из платья, жилета, брюк и головной повязки.

Платье отрезное по талии, лиф платья без рельефов, вытачек, на спинке по среднему шву имеется замок – молния. Юбка - полусолнце, низ которой отделан оборкой.

Жилет также без рельефов и вытачек, по низу жилета имеется баска. Жилет отделан вышивкой с использованием отделочной тесьмы и блесток.

Брюки прямые на резинке.

Головная повязка на резинке, украшена отделочной тесьмой и вышитыми платками.

Для изготовления костюма необходимо иметь: креп – сатин, велюр, армированные нитки, ножницы, иголки, сантиметровую ленту, портновский мел, выкройки, линейку, швейную машинку, оверлок, утюг.

Для построения выкройки необходимо снять следующие мерки: СгII, Ст, Сб, Шг, Шс, Дст, Дпт, Шп, Ор, Озап, Дпл, Дб, Др, Дж (см. Приложение1)

Последовательность выполнения работы

п/п

1. Подготовка ткани к раскрою

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Декатировать ткань с целью предотвращения следующей усадки

Определить направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка. Проверить, нет ли ткацких дефектов. Обнаруженные дефекты отметить мелом, чтобы при раскрое расположить их между выкройками.

Измерить ширину и длину ткани, срезать кромки ( если они стягивают ткань).

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины и складки.

Перегнуть ткань по долевой нити посредине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника

2. Последовательность раскроя.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Наложить выкройку спинки и переда лифа платья серединой к сгибу ткани, обвести контур.

Наложить выкройку спинки и переда жилета серединой к сгибу ткани, обвести контур.

Отложить припуски на обработку срезов.

Последовательно наложить на ткань все остальные детали платья, брюк, жилета, головного убора, обвести контур, отложить припуски

Вырезать все детали.

Проложить контрольные линии.

3. Последовательность обработки брюк.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ВТО передних и задних половинок брюк.

Соединение боковых срезов брюк.

Соединение шаговых и среднего срезов брюк.

Обработка верхнего среза брюк.

Обработка низа брюк.

Окончательная отделка и утюжка брюк.

4. Последовательность обработки платья

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Обработать плечевые, боковые и средний шов лифа платья.

Обработать застежку «тесьмой – молнией» в среднем шве лифа платья.

Обработать средний шов юбки платья.

Обработать нижний срез юбки оборками.

Обработать вырез горловины лифа платья оборкой.

Соединить лиф платья с юбкой.

Обработать срезы рукава.

Соединить рукав с оборкой.

Соединить пройму платья с рукавом.

Окончательная отделка и утюжка платья.

5. Последовательность обработки жилета.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Обработать плечевые и боковые срезы жилета.

Обработать борт жилета подбортом.

Обработать горловину спинки жилета обтачкой.

Обработать низ жилета баской.

Обработать проймы жилета обтачкой.

Окончательная отделка и утюжка жилета.

6. Последовательность обработки головной повязки.

1.

2.

3.

4.

5.

Обработать срезы платочков.

Настрочить отделочную тесьму на головную повязку

Обработать головную повязку.

Настрочить платочки на головную повязку.

Окончательная отделка и утюжка головной повязки.

5. Экономический расчет.

Наименование

Расход ткани (м)

Стоимость

изделия

ткани

за 1м

всего

Платье

Креп - сатин

220р

440р.

Брюки

Креп - сатин

90см

220р.

98р.

Жилет

Велюр

60см

600р

360р

Головной убор

Креп – сатин

шифон

Остатки материалов

Тесьма - молния

20р

Отделочная тесьма

35р

70р

Нитки

2кат.

18р

36р

Пайетки

1упак.

50р

50р

Итого:

1074р

Данный костюм нам обошелся в 1074рубля, это дешевле, чем купить его в магазине или сшить на заказ в ателье.

Заключение

А в заключении хотим сказать, что татарский национальный костюм формировался на протяжении нескольких веков и  является ярким представителем декоративно-прикладного искусства, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство, кожаная мозаика. И потом, что интересно в национальном костюме прослеживается традиция татарского народа. В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и, тем не менее, их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Наша работа - это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

С радостью можно отметить, что национальная одежда или её отдельные элементы применяются и в наши дни. Сегодня традиционный костюм можно увидеть на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках фольклорно - музыкальных коллективов. Что мы постарались воплотить в своей работе.

Список источников и литературы:

1.Валеева – Сулейманова Г.Ф. – Декоративно – прикладное искусство казанских татар – М. 1990г.

2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. – Швейное дело 7- 8 класс. М. 1989г.

3. Притомские калмаки, под ред. В.М. Кимеева. Кемерово 1998г.

4. Татарский национальный костюм - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://nazaccent.ru/content/5373-tatarskij-nacionalnyj-kostyum.html

5. Чернякова В.Н. – Технология обработки ткани 6 класс. М. 2000г.

6. Харисова Л.А. – Культура народов Татарстана. Казань: Магариф,2005г

7. Шаблин В.Н. – Тайны имен земли Кузнецкой. Кемерово 1994г.

Приложение

Построение костюма

Построение юбки платья

Hh3=h3h2

6

Построить линию бёдер-дугу из точки О радиусом=ОБ

ОБ=ОБ2=ОБ1

ОБ=ОТ+Дтс:2

41см

7

Поднять линию низа

Н2Н3

2

2

8

Провести новую линию низа

НН3Н1

9

Поднять линию талии

Т2Т3

1

1

10

Провести новую линию талии

ТТ3Т1

11

Обвести чертёж

Построение жилета

20

6

Построить линию груди

ГГ1

Построение линии горловины спинки

7

Определить глубину горловины спинки

ВВ2

П/В

2

8

Определить ширину горловины спинки

ВП

Сш:3+0,7

6,2

9

Соединить лекально

ПВ2

Построение линии горловины переда

10

Определить глубину горловины переда

ВВ3

21

11

Провести линию горловины переда

ПВ3

Построение линии плеча

12

Определить ширину плеча

ПП1

Шп

10

13

Скос плеча

П1П2

П/В

3

14

Построить линию плеча

ПП2

Построение линии проймы

15

Соединить прямой

П2Г1

16

Провести линию поймы

П2Г1:3 2,5 3

17

Обвести чертёж

Построение рукава

14,5

6

Построить линию середины рукава

ОН2

построение

7

Х

ВО:2

7,3

8

Х

ОВ1:2

7,3

9

Построить прямые линии

ХНЗ и ХН4

10

Определить высоту оката рукава

ВГ

ПГ2-2,5

14

Построении линии оката рукава

11

ГЗО1

П\В

8

12

Г402

П\В

6

13

Построить прямую линию

ГО1

14

Построить прямую линию

Г1О2

15

О3

ХО:2 1,5

16

О4

ОХ:2 2

17

Провести линию оката рукава

Г;1;О1:1,5;О;2;О2;2;Г1

18

Построить линию локтя

ЛЛ1

О2Н4:2

19

Построить линию локтевого среза

ЛН5

НН2:2-1

20

Построить линию переднего среза

Н1Н2

П\В

Построение линии низа рукава

21

Провести линию низа по чертежу рукава

Н;1;Н2;1;Н1

22

Обвести контур чертежа

Построение брюк

36:2=18

9

Построить положение конца боковой выточки

Б22

2

10

Рассчитать сумму выточек

(Сб+Пб)-(Ст+Пт)

6

11

Построить боковую выточку

Т2Т3=Т2Т4

:4

1,5

12

Поднять линию таллии по боку

Т31,Т41

1

13

Отложить высоту сидения

ТЯ=Т1Я1

Всид

24

14

Провести горизонтальную линию через точкиЯЯ1

ЯЯ1

15

Отложить ширину шорт по верху ноги

ЯЯ3=Я1Я4

0,5Снв

9

16

В углах Я и Я1 построить биссектрису

Я4=Я14

4;2

4;2

17

Провести дуги через точки Б,4;Б1,4,Я4

Б4Я4,Б14Я4

18

Соединить лекально

Я3Я4;НН1

19

Обвести чертёж

Построение лифа платья

19

4

Построить прямоугольник

ВВ1ТТ1

5

Определить линию груди

ВГ

Сг:2+2

20

6

Построить линию груди

ГГ1

Построение линии горловины спинки

7

Определить глубину горловины спинки

ВВ2

П\В

2

8

Определить ширину горловины спинки

ВП

Cш:3=0,7

6,2

9

Соединить лекально

ПВ2

Построение линии горловины переда

10

Определить глубину горловины переда

ВВ3

ПВ+1

7,2

11

Провести линию горловины переда

ПВ3

Построение линии плеча

12

Определить ширину плеча

ПП1

Шп

10

13

Скос плеча

П1П2

П\В

3

14

Построить линию плеча

ПП2

Построение линии проймы

15

Соединить прямой

П1Г1

16

Провести линию проймы

П2Г1:3 2,5 3

17

Обвести чертёж

infourok.ru

Татарский орнамент "Тюльпан" | Журнал Ярмарки Мастеров

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, зооморфный и цветочно-растительный. Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения.

Тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. «Цветок Всевышнего» – тюльпан с давних времен украшает стены, окна и двери татарских мечетей.

С веками традиционный символ вольной степи обогатился новыми смыслами. К религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям. Цветок венчает герб республики, подтверждая период ее расцвета. В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимала Казань. Пятицветный логотип, разработанный на основе силуэта цветка, символизирует новые достижения и устремленность к цели.

Мечеть "Кул Шариф" . Окна в виде тюльпанов.

Автор: Марданшина Ляйсан

Автор: Шавалеева Светлана

www.livemaster.ru

Богатство орнаментов на татарских полотенцах

Татарские полотенца тесно связаны с обрядами. Они часто входили в состав приданного невесты. Также полотенце преподносили в качестве подарка, на сабантуй, например. И, конечно же, служили украшением жилища.
В полотенцах собрано все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки. Часто встречается, что мотив букета располагается во всю ширину конца полотенца и обрамляется узким вышитым бордюром. Также применялись узоры составленные из трех или четырех букетов, развернутых фронтально на определенном расстоянии друг от друга. Иногда в композициях встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенных к цветочно-растительному узору.

www.livemaster.ru

Урок "Татарский национальный костюм"

Тема занятия: «татарский национальный костюм» (внеурочное занятие)

Цели учебного занятия: расширить представление школьников о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме;

- познакомить обучающихся с историей национального костюма;

- разработать элементы татарского костюма и подобрать цветовую гамму в соответствии с национальными традициями.

Аспекты обучения: обобщение знаний и формирование практических умений у учащихся по выполнению различных элементов костюма.

Аспекты развития: способствовать развитию у учащихся творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на учебном занятии условия для выбора коллективного решения элементов костюма; способствовать развитию творческих навыков;

Аспекты воспитания: развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, внимательность и трудолюбие.

Обучающиеся должны знать:

- элементы костюмов народов Поволжья;

- виды орнамента различных народностей;

- принципы построения элементов костюма;

Обучающиеся должны уметь:

- применять алгоритмы построения костюма в творческой деятельности;

- выполнять зарисовки различных видов орнамента;

- подбирать цветовую гамму костюма.

Личностный результат: осознание своей национальной принадлежности

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: поиск, анализ информации

Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование, контроль, коррекция

Коммуникативные УУД: работа в парах, формулировка и отстаивание собственной точки зрения с использованием адекватных языковых средств

Предметные результаты: знание цветовой гаммы и элементов татарского национального костюма, традиций народов Поволжья.

Предварительная работа.

Посещение школьного музея «Культура народов Поволжья»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная, коллективная.

Основные методы организации деятельности:

- проектный метод

Средства обучения:

- зарисовки элементов татарского национального костюма;

- эскизы моделей с орнаментом; - электронная база данных.

Технические средства обучения: - ноутбук;

Оборудование, материалы и вспомогательные средства:

-чертежные принадлежности: карандаш; ластик;

-цветные карандаши или гелиевые ручки, тушь, краски;

-листы формат А 4, ватман, периодические издания.

Ход занятия.

1. Мотивация к деятельности

- приветствие

- подготовка детей к занятию

- создание доброжелательной атмосферы

2. Актуализация знаний

- Подготовка к основному этапу занятия.

Включение ребят в деловой ритм, создание положительной атмосферы.

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

- И сегодня, на нашем занятии по проектированию татарского национального костюма, я хотела бы, чтобы вы выступили в роли творцов и по окончании занятия мы могли бы с восхищением любоваться вашим творением.

3. Постановка цели занятия

- Ребята, мне нужно помочь сшить красивый национальный татарский костюм, чтобы достойно представить наш регион на Всероссийском мастер-классе, который будет проходить в г. Москва.

4. Введение в тему занятия

Историческая справка о национальной татарской одежде. Более 200 лет назад костюм казанских ханов выглядел вот так (показываю), обратите внимание, какой он был роскошный. Костюм тружеников поля выглядел по-другому (рассматриваем), рассматривая национальную обувь, заметили, что лапти одевали в те времена. В нашем регионе мирно соседствуют народы разных национальностей. Рассмотрите и сравните праздничный и повседневный костюм русского народа и чувашского народа.

- На каких уроках вы изучаете особенности костюмов разных национальностей? (ответы детей, что на уроках изобразительного искусства и музыки)

- Как же выглядела праздничная одежда татарских женщин? (ответы детей)

5. Работа в группах

- 1 группа: сбор информации о татарском костюме по интернету;

- 2 группа: разработка структурных элементов костюма;

- 3 группа: подбор цветовой гаммы костюма;

- 4 группа: создание эскиза костюма.

6. Защита проекта.

Дети показывают эскиз и подробно описывают каждый элемент костюма.

7. Итог занятия

- Где мы с вами используем национальный костюм?

Показ татарских национальных костюмов, которые можно использовать при встрече гостей и при выступлениях на концерте.

infourok.ru

Исследовательский проект "Татарский национальный орнамент-культурная ценность моего народа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска

«Средняя школа № 61»

Тема проекта

«Татарский национальный орнамент-культурная ценность моего народа»

Работу выполнила:

Замалетдинова Эльвина

ученица 4 класса Б

Руководитель работы:

Ахмедова Н.Р.

учитель начальных классов

г. Ульяновск, 2016

Содержание

Введение

Ход проекта

Татарский орнамент как исторический источник

  • Растительный орнамент

  • Геометрический орнамент

  • Зооморфный орнамент

Татарская народная одежда

  • Национальный костюм

  • Калфак

  • Тюбетейка

  • Искусство кожаной мозаики.

  • Составление орнамента

Заключение

Библиографический список

Приложение (Презентация)

Введение

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке. Летом там у нас очень хорошо, особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме. Бабушки и дедушки надевают красивую, самобытную, национальную одежду. Меня всегда привлекала красота и оригинальность национальных костюмов, их орнаменты. Поэтому я решила об этом узнать подробнее и написать проектную работу «Татарский национальный орнамент- культурная ценность моего народа».

Практическая значимость работы. Изучение данной темы обогащает знания о культуре татарского народа, прививает любовь к родному краю. Моя работа может иметь практическое применение на уроках изобразительного искусства, при проведении классных часов.

Цель проекта:

Изучить историю возникновения и особенность татарского орнамента.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности национального орнамента

  • Провести анкетирование

  • Изучить сведения о татарском национальном костюме.

  • Сделать вывод

Татарский национальный орнамент

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает сложную историю формирования и развития народа, его культуру и искусство. Орнаментом называется узор, построенный на чередовании рисунков или линий в определенном порядке. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

В процессе написания проекта я решила выяснить, что знают мои одноклассники об орнаментах, и о том какие виды орнаментов присутствуют в татарском национальном костюме. Для этого я провела анкетирование, в котором предлагалось четыре вопроса с вариантами ответа «да», «нет».

В результате обработки данных я пришла к выводу, что моим одноклассникам интересна данная тема, они хорошо знакомы с понятием «орнамент» и им приходилось видеть татарские орнаменты и татарскую национальную одежду.

Результаты анкетирования внесены в таблицу.

С этими же вопросами я обратилась к ребятам татарской национальности нашей школы. В блиц- опросе приняло участие 20 человек. Из таблицы видно, что ребятам близка эта тема и они хотят узнать об этом больше.

В татарском народном искусстве различают несколько видов орнамента: цветочно- растительный, геометрический, зооморфный.

Растительный орнамент

Мечеть «Кул Шариф» города Казани


Цветочно- растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Они создавали как простые формы, так и сложные букеты Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, богатством цветовых сочетаний. Прекрасные образы растительного орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях творчества народа: тонких узорах ювелирных изделий, украшений жилища.

Геометрический орнамент


Мечеть города Санкт- Петербурга


Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и органически присущи технологии узорного ткачества. Одним из характерных признаков геометрического орнамента в народном творчестве является обилие вариаций. Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционны были следующие: мотив волны, набегающей волны, мотив жгута.

Зооморфный орнамент

Орнамент в быту



Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. В искусстве народа получили распространение изображения соколов, филинов, голубей, певчих птиц, уток. Среди различных узоров нередко попадаются изображения коней, летучих мышей, рыб, бабочек, мотыльков, пчел. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы.

В ходе подготовки проекта, я узнала, что происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами. Это зависит от места проживания татар.

Татарская народная одежда

Национальная татарская одежда представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богатых головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы сочетались с друг другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Национальный костюм

Основу татарской национальной одежды составляют ыштан-шаровары и кулмек- рубаха- платье, а также чекмень, бешмет, казакин. Все это разновидности кафтанов. У мужчин кулмэк выше колена и не отличается обилием украшений. Женщины носят длинное платье-кулмэк, украшенное вышивкой, орнаментом или аппликацией. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан. Женщины использовали фартуки и жилеты. Современные татары стараются сохранить традиции своих предков. Многие мусульмане перед вступлением в семейную жизнь проводят обряд никях. Молодые люди трепетно относятся к выбору свадебного наряда. Работа моей мамы связана с тем, что она помогает им выбрать и сшить красивую современную национальную одежду для обряда.

Калфак


Форма, размеры, орнаменты калфаков постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Тюбетейка

Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя по форме схожа с вязаной шапкой , сшитой из четырех часов. Каляпуш с твердым краем и плоским верхом популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, блестками, камнями позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны расшитые парчовые тюбетейки.

Искусство кожаной мозаики

Древним видом народного декоративно-прикладного искусства татар является производство узорной обуви с использованием уникальной техники - кожаной мозаики. Узорные ичиги (каюлы читек), как правило женские, изготовлялись обычно из высококачественного цветного сафьяна, вырезанного фрагментами в виде затейливого растительного орнамента. В наших краях широкое распространение получило изготовление мягкой кожаной обуви.

Практическая часть

Третий год я занимаюсь в школе искусств. Я придумала и нарисовала 3 вида орнаментов. За основу цветочно-растительного орнамента я взяла степные, луговые растения. Цвета, которые я использовала яркие и хорошо сочетаются. Узоры в орнаменте повторяются и чередуются в определенном порядке.

В геометрическом орнаменте я изобразила различные комбинации. Прямые и ломаные линии, зигзагообразные, треугольники, квадраты и ромбы.

Голуби считаются символами мира и любви. В зооморфном орнаменте я нарисовала пару голубей, которые олицетворяют новую жизнь.

Модель костюма

Когда я вырасту я хочу стать модельером –дизайнером. Я выполнила эскиз женского национального костюма. По этому эскизу мы сшили костюм. В оформлении я использовала ручную вышивку элементов своих орнаментов, бисер, стеклярус.

'

Заключение

В результате подготовки проекта я узнала много нового. Мне было интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников , моей семьи. Я могу с гордостью сказать, что я частица татарского народа.

Библиографический список

1.Р.Г Шагеева. Декоротивно прикладное искусство казанских татар.

2. Р.П. Сергеева Татарская Вышивка.

3. В. Ф Сулейманова Магариф.

4. Интернет ресурсы

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект "Татарский национальный костюм"

Конспект образовательной деятельности

по художественному творчеству

 с детьми средней группы

по теме: «Татарский национальный костюм»

Воспитатель МБДОУ №1 «Ласточка»

                                                   Iквалификационной категории

                                                      Ножка Светлана Александровна

Г.Зеленодольск -2014

Программное содержание:

Учить детей изображать орнамент с помощью трафарета. Учить правильно, симметрично располагать орнамент, развивать чувство цвета. Продолжать знакомить детей с татарским орнаментом (цветочно-растительным).

Познакомить детей с названиями предметов одежды татарского национального костюма.

Воспитывать чувство любви к родине, интерес к национальной культуре.

Использовать  в украшении нетрадиционные способы рисования губкой, солью.

Материалы и оборудование: шаблоны для украшения, трафареты, гуашь (красная, синяя, зелёная, жёлтая), губки, влажные салфетки, соль, тюбетейки, калфаки.

Демонстрационный материал: презентация «Национальная татарская одежда», иллюстрации тюбетейки, калфака, фартука, ичигов.

Интерактивное оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Заходит девушка в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Исенмесез, балалар! Минем исемемАйгуль! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айгуль!

Дети: Здравствуйте!

Айгуль: А вы знаете, в какой стране мы живем?

Дети: В Татарстане.

Айгуль: Правильно.Я пришла к вам, чтобы рассказать о татарских национальных костюмах. В нашей республике  живет много разных народов. У каждого народа свой язык, свои песни, танцы, свой национальные костюмы. Сейчас я вам о них расскажу.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и посмотреть на экран.

Презентация

Слайд 1. В татарских костюмах преобладает цветочно-растительный орнамент.

Слайд 2. Женский татарский национальный праздничный костюм.

Слайд 3. Женский национальный повседневный костюм.

Слайд 4. Мужской татарский национальный праздничный костюм.

Слайд 5. Мужской национальный повседневный костюм.

Слайд 6.  Калфак –  женский татарский национальный головной убор.

Слайд 7. Тюбетейка – мужской татарский национальный головной убор.

Слайд 8. Ичиги – татарская национальная обувь.

Слайд 9. Татарские национальные костюмы разноцветные, что придает им особую яркость и живописность.

Айгуль: Ребята, посмотрите, я к вам тоже пришла в татарском национальном костюме. Это платье – кулмек, это жилет – жикит, на ногах сапоги – ичиги, что на голове?

Дети: Калфак!

Айгуль: Правильно!  Теперь давайте поиграем.

(Приглашает детей выйти на ковёр и встать в круг).

Повторяйте за мной.

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

Вот цветочек вырастает.(Дети сидят на корточках, ладошками изображают цветок  и медленно встают)

Лепесточки раскрывает. (Разводят руки в стороны).

Над цветком пчела летит (Левую руку складываем в щепоть и совершаем круговые движения над правой ладонью).

И тихонечко жужжит,(Правую руку складываем в щепоть и совершаем круговые движения над левой  ладонью).

Собирает сладкий сок – (Наклоняются вперёд).

Угощайся мой дружок!(Приседают, руки на поясе)

Айгуль: Ребята, а теперь я вам предлагаю стать мастерами и самим украсить одежду татарским орнаментом.  Какие элементы орнамента вы знаете?

Дети: Цветок, листики.

Айгуль: Правильно.  А сейчас я вам раздам карточки,где изображен предмет одежды, который вы будете украшать. (раздаёт) Будьте внимательны, обратите внимание на цвет! Проходите в нашу мастерскую, подойдите, к столу, где лежит ваш предмет одежды.

Дети ищут свое место. Садятся.

Айгуль: У вас у каждого на столах лежат трафареты с татарским орнаментом. С помощью губки и гуаши вы будете наносить орнамент. Берем губку, обмакиваем ее в гуашь, потом аккуратно прижимаем  к элементу орнамента. Используем всю поверхность губки, а не ее кончик.Цвет выбираете сами, какой вам нравится. Потом берем другую губку, выбираем другой цвет и прижимаем  к следующему элементу орнамента. А  чтобы оживить наши цветы и листочки, мы посыпем их солью. Рисунок получится  объемным.Приступаем.

Дети работают под спокойную татарскую музыку.

Айгуль: Убираем наши скрепочки и посмотрим, что получилось. Какая красивая одежда у вас получилась. Зарина, что ты украшала? (Платье) Какие цвета использовала? (Красный и желтый) Марат, а ты что украшал? (Тюбетейку) Из каких элементов состоит твой орнамент? ( Из листиков и цветочков).

Айгуль: Наряды готовы, молодцы ребята, очень красиво получилось. Ну вот и пришла пора повеселиться.  Надевайте калфаки и тюбетейки, будем танцевать.

Дети вместе с воспитателем танцуют под татарскую музыку.

Айгуль:

Мин телименсезгәолыбәхет,
Күңелләрдәбулгансафхисләр,
Озынгомер, яктытынычтормыш-
Минем сезгәәйтертеләкләр!

Пришло время прощаться! Искренне от души желаю вам большого счастья ! До свидания, друзья! Саубылыгыз, дуслар!

nsportal.ru

Проект (3 класс): Творческий проект Татарский национальный орнамент в одежде

Слайд 1

Творческий проект Татарский национальный орнамент в одежде Авторы проекта: учащиеся 3 класса Руководитель проекта: Абдуллаева Альфия Мясумовна–учитель начальных классов

Слайд 3

Обоснование возникшей проблемы и потребности Недостаточные знания подрастающего поколения национальных традиций, обычаев, культурного наследия своего народа, т.е. без изучения культуры народов, в том числе и татарского, невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Актуальность. Национальный орнамент в одежде – важная часть традиционной культуры татарского народа. Гипотеза : доказать, что национальная одежда — это часть истории, отражение отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.

Слайд 4

Цель: выявление особенностей татарского национального орнамента в одежде, как части национальной культуры Задачи: исследовать историю формирования татарского национального костюма; охарактеризовать составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, ювелирные изделия, украшающие татарский национальный костюм; познакомиться с особенностями татарской культуры и исследовать историю формирования татарского национального костюма; учить составлять орнамент по мотивам народных росписей; способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к народному прикладному искусству; воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Слайд 5

Практическая значимость На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Ведь одежда, наряду с жилищем, национальной кухней, обычаями является составной частью культурного наследия. Кроме этого наши орнаменты можно использовать как наглядность на уроках татарского языка и в качестве реквизита для выступлений в культурно- массовых мероприятиях.

Слайд 6

Исследование и анализ

Слайд 7

Женская и мужская татарская национальная одежда

Слайд 9

Мужские и женские головные уборы

Слайд 10

Национальная татарская обувь Национальной татарской обувью были кожанные сапожки (читек), ичиги и туфли .

Слайд 11

Ювелирные женские украшения татар Шейно-нагрудные украшения татарок Матерчатые нагрудники

Слайд 13

ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

Слайд 14

Цветочно–растительный орнамент

Слайд 15

Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным .

Слайд 16

Зооморфный орнамент .

Слайд 17

Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор "след змеи" оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины.

Слайд 18

Геометрический орнамент

Слайд 19

Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрический орнамент. Его широко применяются не только в украшении одежды, но и сельского жилища, ювелирных изделий узорного ткачества. Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

Слайд 20

Вывод На основе национальных традиций и обычаев можно воспитать молодое поколение, которое будет гордиться своим народом, сможет увидеть, понять, научиться и сохранить особенности национального ремесла.

nsportal.ru

Исследовательская работа: "Татарский орнамент"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Харетская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа по теме: «Татарский орнамент»

Выполнили:

Комова Елизавета

Николаева Алина

Ученицы 8 класса

Руководитель:

учитель биологии

Хамадаева Надежда Викторовна

с. Хареты, 2015г

Объект исследования: традиционный элемент узора татарского народа.

Предмет исследования: татарский орнамент.

Цель работы: изучить особенности узоров татарского народа

Задачи:

  1. собрать и изучить национальные узоры татарского народа;

  2. донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения;

  3. воспитание уважения к нашей истории и обычаям.

Методы исследования:

  1. изучение литературы по данной теме;

  2. изучение Интернет-ресурсов;

  3. сбор материалов;

  4. анализ и вывод результатов

Гипотеза исследования: в татарском национальном орнаменте преобладают цветы.

Практическая значимость:

Актуальность: исследование определяется тем, что интерес к татарскому узору - это, прежде всего, интерес к народу.

  1. Введение:

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.

  1. Типы орнаментов.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

  • Мотив волнообразного побега.

  • Мотив трилистника.

  • Мотив распустившейся гвоздики.

  • Мотив тюльпана.

  • Мотив георгин.

  • Мотив пиона.

  • Мотив хризантемы.

  • Мотив шиповника.

  • Мотив ромашки.

  • Мотив фиалки.

  • Мотив лотоса и другие.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Основные характеристики изображений:

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли.

Волнистые линии – вода.

Кружок, квадрат,ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина - растениями приносящими счастье.

Астры символ долгой жизни.

Тюльпан - изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источника.

2. Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

3.Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Большой интерес татарских рукодельниц представляла вышивка и ткачество. Татарские мастерицы большей частью работали в технике тамбурной вышивки, украшая скатерти, фартуки, наволочки и прочие предметы домашнего обихода. В их работах преобладают зеленые, желтые, красные и синие тона. Так же славилось и золотошвейное мастерство.

На капителях, карнизах, фризе и других элементах здании Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, которое расположилось на площади Свободы в городе Казани так же можно наблюдать примеры татарского национального орнамента. Классические образы тюльпана, растительные и пальметовидные элементы.

  1. Заключение и выводы:

В татарских народных орнаментах, используемых в вышивке, преобладает тематика цветочно-растительных букетов, как симметричного так и ассиметричного построения. Такие орнаменты получили широкое распространение, чаще представляются в виде изогнутого основного стебля, который усеивается различными цветами, стебельками и декоративными элементами в виде завитков и т.п.

В своей работе мы выяснили, что  в узорах татарского орнамента присутствуют элементы цветов.  В национальной одежде, украшениях, жилищах, предметах обихода, продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц приносящих национальное своеобразие. Поставленной цели мы достигли. Гипотеза, что в татарском национальном орнаменте преобладают цветы подтвердилась. Приобщение к традиционной культуре татарского народа воспитывает гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.

Литература:

  1. Валеев Ф.Х., Татарский народный орнамент.Казань, 2002.-295 с.

  2. Горяева Н.А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М. Неменского.- М,: Просвещение, 2000.-176 с.: ил.

  3. Н.Г. Климова., Народный орнамент в композиции художественных изделий.- М.: - Изобразительное искусство, 1993

  4. http://www.artflera.ru/tatarskiy-ornament

  5. http://www.islam-portal.ru/novosti/106/6050/

  6. http://rinfom.ru/tatarcha/orn

Приложение1.

Приложение 2.

infourok.ru


Смотрите также