Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Платья 19 века для бала


КАК ОДЕВАЛИСЬ НА БАЛЫ В 19 ВЕКЕ

Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей и аксессуаров. В России высшее общество, а тем более столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, нередко заказывая наряды из Парижа или Лондона. В провинциях дворяне также не отставали от столичной знати и шили аналоги заграничных нарядов у местных портних.

Внешний вид на великосветских балах был обозначен этикетом. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте, желательно обнажающим плечи. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток. В самом начале 19 века было модным украшать платья живыми или искусственными цветами. Если дама была не замужем, ей подобало надевать наряд светлых тонов и не усердствовать со сложными прическами. Замужние женщины могли позволить себе более кичливые наряды ярких цветов и массивные дорогие украшения. Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал.

Платья из струящихся тканей следовало дополнять легкими палантинами, которые придавали бы еще большую воздушность кружащейся в танце даме. Как вариант были допустимы и тяжелые шали, выполненные из кашемира. Умение изысканно носить шаль на своих плечах было предметом гордости. Для этого многие дамы проводили немало часов у зеркала, чтобы отточить свое мастерство.

Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал во фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным. Фраки были исключительно черного цвета, хотя в самом начале 19 века допускались некоторые вариации. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь.

Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Дамы предпочитали модели перчаток, заканчивающиеся выше локтя. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина. Голые руки на балу считались моветоном. В том случае, если перчатки внезапно рвались, а запасных не было, дамы предпочитали оставаться в рваных.

Сборы на бал были непростым делом. Для того чтобы собраться, мало было обзавестись одним лишь платьем. Необходимо было составить полный комплект, в который входили: корсет, тонкая рубашка преимущественно из батиста, которая надевалась под него, накрахмаленные панталоны и нижняя шелковая юбка.

Долгие подготовительные мероприятия создавали ощущение праздника, недаром балы 19 века являются предметом интереса до сих пор. 

zhurnal.beauty-shop.ru

Мужской костюм 19 век - fiaccola777 — LiveJournal

В данном посте много картинок, повествование довольно забавное:) Советую почитать - не пожалеете!

Начало 19 века

Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале – как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.
что франт надел фрак своего младшего брата.
С появлением в светских кругах денди Джорджа Браммела, из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени — фрака использовалось сукно высокого качества. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными, часто обтягивались тканью в цвет фрака. Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.
«Вся наша молодежь, — говорит Модный журнал для дам за 1801 год, — носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами.»

В 1802 году, по словам Journal des Debats, все модники носят темно-коричневые или черные фраки. Форма этих фраков не изменялась в продолжение многих месяцев; воротники на мужских костюмах необычайно узкие. «Не только одни ярко-красные жилеты, обшитые золотым галуном, кроятся снизу в виде прусской куртки, но тот же фасон придается и белым жилетам, у которых так же, как и у красных, только один ряд пуговиц. Молодые люди перестают носить широкие сапоги а lа Суворов и заменяют их сапогами в обтяжку, к которым можно, по желанию, прилаживать отвороты из желтой, лакированной кожи.»
В том же году Парижская газета пишет: «Вместо суконных панталон носят короткие, нанковые. Мода на серебряные пряжки на башмаках распространяется все больше и больше: их делают овальными или четырехугольными с закругленными углами и вдвое больше, чем они были три месяца тому назад. Жабо становится существенной частью мужского костюма, оно закладывается круглыми складками».
Манжеты, судя но Журналу мод за 1801 — 1802 годы, носят при парадном костюме, жабо в менее торжественных случаях. «Ширина шляпных полей увеличивается с каждым днем». В том же 1802 году в Публицисте напечатано: «Цвета мужских костюмов — темно-синий, черный, темно-коричневый, цвет негритянской головы. Воротник — несколько ниже, чем раньше. Талии все еще короткие и узкие. Самые модные пуговицы из шелка в девять клеток. Жилеты белые, длинные, срезанные ровно, следовательно, без баски. Нанковые панталоны делаются широкими сверху, а от колена до подвязки в обтяжку».
В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые окончательно утверждаются в мужском гардеробе в 1818 году. Согласно предписаниям этикета, панталоны, длина которых теперь доходит до щиколоток должны быть по цвету светлее фрака. Вместе с панталонами носят подтяжки.
До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне. Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками; впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата.

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах. В 1814 году короткие штаны в Париже были принадлежностью парадного костюма. В таких случаях при фраке и однобортном жилете надевались суконные штаны, завязанные у колен изящными бантами и с боковыми, вдоль шва, карманами.

20-е годы 19 века

В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.
Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.
Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.

Благодаря Красавчику Браммелу, в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.

Журнал «Московский телеграф» в 1825 году наставительно рекомендовал: «1. Полные пары платья: французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, неглиже, без карманов, для выезда на охоту. 2. Сюртуки: утренний с одним рядом пуговиц, для верховой езды, с пелерин¬¬ой, для простых прогулок, белый Английский с перламутровыми пуговицами, Прусский с круглым воротником, с шалью и меховой опушкою, гусарский с бранден- бургами и снурком. 3. Плащи: бальный, с шиншиллой, для прогулки... Но вот что еще не решено: сколько должно иметь галстухов? У одного щеголя насчитали только цветных 72; у другого цветных 154!»

Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».
Но если молодой господин не являлся отъявленным модником и мог называться «неприхотливым щеголем», журнал рекомендовал ему иметь пару - тройку туалетов на каждый день. На утро «фрак синий или черный, два жилета, в галстуке булавка с бриллиантом или рубином, золотой лорнет на золотой цепочке, часы Бреге или Леруа с привесками». Так, для вечера или в концерт следовало облачиться в черный фрак, а летом в светло-зеленый. К фраку на бал принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке.
В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.
В конце 20-х в моду входит окорокообразный рукав, а талия опускается на положенное ей место.

fiaccola777.livejournal.com

Мода пушкинской эпохи | Журнал Ярмарки Мастеров

Весной этого года в Государственном музее А.С. Пушкина проходила выставка «Мода пушкинской эпохи».

Композиция была посвящена распорядку дня светского человека, который в течение суток должен был переодеваться несколько раз. Правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для каждой этикетной ситуации.

Ядро экспозиции составили костюмы первой трети XIX века из коллекции Александра Васильева.

Экспозиция в основном, и как обычно в подобных случаях, состоит преимущественно из женских платьев. Мужская одежда во всех музеях мира представлена гораздо скромнее. Это связано с тем, что мужчины занашивали свою одежду практически до дыр.

Моду пушкинской эпохи можно разделить на три стилистических периода. Ампир, длившийся примерно до 1815 года, характерный приверженностью к классицизму, античной эстетики Древней Греции и Древнего Рима. Дамские платья из легких прозрачных светлых тканей (муслин, линобатист, тюль, вуаль, легкий шелк), без корсета, с завышенной талией имитировали античные статуи.

Второй период 1815-1830 года — романтический историзм. На смену белому цвету, который остались только в бальных и подвенечный нарядах, в моду входит цветность и шотландка. Псевдоготические, «средневековые» мотивы, воротники-фрезы, рукава-буфы, «рыцарские» мотивы.

И период 1830-х годов — уютный домашний буржуазный стиль бидермейер: рукава «жиго», набивные «веселенькие» ситцы, «мушкетерские» воротники из батиста или шелка, вышитые в технике вышивки «белым по белому».

Здесь мы видим образцы домашней одежды. Слева пудромантень — накидка, которую надевали на платье во время туалета, для защиты платья от пудры. Женский халат, нижняя юбка и канзу.

Домашней мужской одеждой был шлафор (нем), халат. Мода на мужской халат не менялась на протяжении всего 19-го века: воротник шалькой, длина по щиколотку, витой шнур, карманы. Халат мог быть стеганый, зимний, шелковый. Одевался всегда на сорочку. По правилам этикета мужчина мог в халате принимать гостей. Существовали даже ордена специально для халатов.

Женщина могла ходить в халате в загородном доме и целый день, но только если она точно знала, что посторонние её не увидят.

На фото мы видим дует или дульет — женское домашнее распашное платье с турецким или тюркским узором. Модести — «грудка», манишечка — по правилам моды платье не должно было соприкасаться с голым телом, под него зачастую надевали не сорочку, а именно модести.

В экспозициях выставки мы зачастую видим некоторые исторические неточности, так накидка-косынка на пудромантень не надевалась, но, видимо, это сделано для демонстрации различных предметов одежды и туалета. В частности на косынке демонстрируется английская вышивка «белым по белому».

Спенсер из сукна с отделкой синелью (Франция, конец 1820 - начало 1830-х) — короткая куртка-корсаж с завышенной талией, модный и значимый женский аксессуар с 1820-х годов. К 30-м годам 19-го века коротенький спенсер удлиняется до талии, в женском костюме появляется корсет.

Прогулочный редингот (Англия, 1823 год, шелк боше) и соломенная шляпка знаменитого фасона «Джейн Остин».

Платье будушей мамы (Франция, конец 1810-х - 1820-е, шерсть).

Шаль была неотъемлемым атрибутом женского гардероба с конца 18-го века, когда вытканные вручную шерстяные восточные шали привезли солдаты Наполеона из Египетского похода. Императрица Жозефина влюбилась в шали, и они прекрасно дополняли тончайшие муслиновые платья эпохи ампир. В России было открыто производство Колокольцевские шалей. Такие шали были сшивные, двусторонние, с ювелирно пришитым к основному полотну вытканным восточным узором и стоили целое состояние. Встречались шали 4 х 4 метра. К их краю пришивали грузики — полые тончайшие золотые шарики для драпировки. Существовал знаменитый танец с шалью, который танцевали перед Императором лучшие выпускницы Института благородных девиц.

На фото выше барышня держит «свадебную корзину» с цветами.

Летнее платье (около 1815 года) с ручной вышивкой «белым по белому» на муслине.

Платье Фрация, начало 19 века, хлопчатобумажное полотно с жаккардовым рисунком. К сожалению, подобный тюдоровский воротник в это время не носили — это вольность составителей выставки.

Еще фрагмент вышивки «белым по белому» на муслине, домашнее платье, Франция, начало 1810-е годы.

На переднем фоне платье 1810-1820-е, Фракция, шелковый креп (поясок, к сожалению, к этому платью никакого отношения не имеет). Это повседневные платья, об этом говорит их длинные рукава. Подобный рукав буф, длинный рукав означает то, что платье не нарядное — ни на бал, ни в театр нельзя было прийти в платье с длинным рукавом.

Кисейная юбка, Англия, 1820-е, вышивка английским шитьем «белым по белому». Прогулочный спенсер, Англия, около 1827 года, ситец с цветочной набойкой.

Летнее дамское платье, Англия, хлопок с набивным рисунком, 1838-1842 года. Эпоха исторического романтизма. Воротник батист, вышивка тамбурным швом, 1830-е. Брошь, Италия 1830-е.

Слева — вечернее платье, Испания, 1820-е, шелк. Спенсер, Испания, 1820-е, атлас с отделкой металлизированнам кружевом.

Моду на тюрбаны в Россию привезла Жермена де Сталь. Тюрбаны зачастую надевали на каркасы. Колосья на тюрбане так же дань моде тех времен — колосья, скромные полевые цветы, украшающие головные уборы и прически дам символизировали их приверженность идеям Руссо, воспевающим путь «назад к природе».

Вечернее платье, Россия (скорее всего), начало 1820-х. Пряжка на поясе, 1820-е, сам пояс, к сожалению, не сохранился, лента условна.

Бальное платье, Франция, 1830-е, воротник тюль, отделка шелковыми бейками.

В 1826 году в Москве было 28 модных магазина, пять магазинов галантерейных и духов товаров, два магазина «Перьев и цветов неживых». Искусственные цветы были необычайно в моде, их привозили готовыми из Франции и Англии.

Традиция изготовления шелковых цветов появилась в средневековой западной Европе в монастырях, и это было необыкновенное искусство. От того, как барышня декорировала цветами свое платье, какой гирляндой его украшала, зависели даже её шансы на удачное замужество. Так Лермонтов написал однажды в одном из писем, как «NN появилась на балу в платье с гирляндой, похожей на связку засушенных грибов, Эдак она и замуж-то никогда не выйдет!».

Здесь представлено повседневное платье стиля Ампир (платье с длинным рукавом в театр надевать было не принято) в декорациях театрального вечера. Черный пояс тоже вольность организаторов выставки.

Палантин брюссельского игольного кружева.

Бальное платье, Франция, 1830-е. Ну и много-много платочков, накидок брюссельского кружева.

Очень ценное бальное платье «Наташи Ростовой», 1810-е, шелк, отделка аппликациями в виде оленьих рогов из шелкового муслина. Кашемировая шаль, Франция, 1800-1810-е. По подолу платья можно увидеть подбитый ватой валик — такие валики делались на невесомых платьях стиля Ампир как некие грузы для их «утяжеления» и придания им формы.

Бальное платье с треном, 1800 год, фасонный полосатый шелк.

Бальное платье, декорированное бранденбургами, Франция, конец 1810-х, шелк. На голове фантазии устроителей выставки с кружевом валансьен. Летняя шаль, 1800-е, шерстяной шифон, вышивка гладью и битью. Оттоманская работа для европейского рынка.

Летнее дамское платье, Англия, конец 1830-х, хлопок с набивным рисунком.

На заднем плане шляпка-кибитка.

Домино, Франция, 1830-е, вощёный сатин, отделанный серебряным галуном.

Дамское платье с рукавами «жиго», около 1838 года, шерсть бал орал (клетка). Вуаль кружева Шантильи.

Платья эпохи исторического романтизма.

Прогулочная ротонда, Франция, 1830-е, шелк, бахрома из синели.

Зимний прогулочный редингот, 1838 год. Эшарп, конец 1830-х, шелковый атлас с клетчатой бархатной лентой и вышивкой швом корнели.

Платье с рукавами «жиго», Франция, вторая половина 1830-х, шелк. Аутентичный пояс 1830-е.

Платье, вторая половина 1820-х, муар антик в полоску. Колокольцевская шаль 4х4 метра.

Платье, США, около 1837 год, хлопчатобумажное полотно, накидка с кружевом Лимерик.

Бальное платье, Франция, около 1820 года, креп-жоржет, атлас.

Вечернее платье, Англия, 1820-е, полосатый шелк. Шляпка из итальянской соломки. Накидка с вышивкой и кружевом валансьен.

Здесь очень точно показано, что шляпка никогда не одевалась непосредственно на голову (так же как и платье не должно соприкасаться непосредственно с телом). Между шляпкой и волосами обязательно должны быть ткань, кружево, ленты, оборки, искусственные цветы.

Летнее прогулочные платье, 1830-е. Прекрасное брюссельское кружево.

В следующей публикации мы продолжим наше путешествие по выставке и рассмотрим другие её экспонаты: вышивки, предметы туалета, интерьера, мужской костюм и так далее.

www.livemaster.ru

Середина XIX века. Эпоха кринолина

Начиная с 1820-х годов юбка дамского платья постепенно расширяется. Шире всего (до 180 см) она станет в 1850-е и 1860-е годы, период нового рококо, когда дамский костюм будет немыслим без новомодного веяния – кринолина, придуманного знаменитым модельером Ч.Ф.Уортом. Есть мнение, что в Викторианскую эпоху, когда в чести были высокая нравственность и манеры, широкие юбки позволяли соблюдать предписанную дистанцию между дамами и кавалерами.

Считается, что слово "кринолин" придумали производители тканей. Оно состоит из двух частей crinis (что на латыне означает "волос") и lin ("лен").

Первые кринолины были сильно накрахмаленными нижними юбками. Часто на них нашивали оборки - для пышности. Но им все же не хватало жесткости, и тогда в них стали вшивать обручи. В 1830-х обручи делали из гнутого тростника или китового уса.

1835 г. Британия.

1840-е г.

1843 г. Британия.

1840-е г. Стеганая нижняя юбка.

Первые кринолины в виде крупной сетки с обручами из гибкой стали появились в 1846 году (когда они и были запатентованы). Такая конструкция быстро завоевала популярность, поскольку была намного легче и удобнее тяжелых юбок с оборками. Поверх достаточно было надеть 1-2 нижние юбки, чтобы обручи не проступали сквозь ткань платья. Летом в таком кринолине было не так жарко. Да и стирать его было гораздо легче. В итоге, в него переоделись все слои населения.

Несмотря на популярность у прекрасного пола, современники высмеивали кринолин и называли "клеткой для женщин".

1858 г. Карикатура.

У него действительно были свои минусы. Прежде всего, представьте, как в таком широком платье можно пройти в дверь, сесть в экипаж. Вторая проблема заключалась в легкости. Умение правильно садиться в кринолине было непростым, но обязательным, если девушка не хотела опозориться при всем честном народе. Порыв ветра мог оголить лодыжки или - не дай бог! - колени обладательницы. А уж если она падала, юбка вообще могла задраться непозволительно. В связи с этим дамы начали носить длиныне панталоны. Они были придуманы гораздо раньше, но до эпохи кринолина их считали неприличными и слишком "мужскими" на вид.

1848-1853 г.

1849 г. Домашние тапочки.

1850-е г. Муар.

1850 г. Ботиночки из шелка, льна и кожи. Франция.

1850-е г. Дневное платье.

1851-54 г.

1853 г.

1855 г. Вечернее платье.

1855 г. Домашний халат. Британия.

1855-59 г. Британия.

1855-65 г. Дневное платье.

1857-60 г. Италия. Придворное платье.

1858 г. Бальное платье.

1850-60 г. Шерстяные туфельки. Америка.

Конец 1850-х - начало 1860-х г. Кринолин.

Конец 1850-х - начало 1860-х г.

1859-60 г. Вечернее платье.

Конец 1850-х г.

1860-е г.

1862 г.

1864 г. Свадебное платье. Франция.

1865 г. Франция.

1865-68 г. Платье с брюссельским кружевом. Вид сзади.

1865 г. Америка.

1864-66 г.

1865 г. Америка.

1865 г. Америка. Дневное платье.

Середина-конец 1860-х г.

1867-69 г.

1867 г. Америка.

1867 г. Британия.

С середины 1860-х кринолин начал увядать - он становился все меньше и меньше спереди и по бокам. Сетка осталась только сзади, а вскоре ее заменили тюрнюром (специальными подушечками для поддержания силуэта).

Конец 1860-х г.

Конец 1860-х г. Кринолин.

Конец 1860-х г.

1874 г.

Начало 1870-х г.

И, наверное, самые узнаваемые кино-платья с кринолином - это конечно, наряды Скарлет из фильма "Унесенные ветром"

www.livemaster.ru

Балы дебютанток XIX века | Блогер Lizbeth на сайте SPLETNIK.RU 14 августа 2015

В связи с очередным "Балом дебютанток" журнала Татлер возник вопрос, а что это вообще за бал такой, какова его история и, особенно, кто являлся дебютантками на подобных балах в период существования в России сословных различий. Про историю таких балов расскажу подробно чуть ниже, но вся она связана с Англией, где и появилось самое понятие "бал дебютанток". А вот то немногое, что известно мне о российской традиции.

Во-первых, ни о каких "балах дебютанток" в царской России не слышали :) Барышень вывозили в свет и представляли ко двору, но "дебютом" официально это никто не называл, это название позаимствовано нынешними ревнителями прекрасного из английских реалий. Моя настольная книга по тому периоду "Хороший тон" 1881 года издания поясняет, что девушку начинали вывозить в свет по окончании курса наук, т.е. между 16 и 20 годами. Первый бал являлся по сути и первым вступлением в свет, моментом, с которого юная особа попадала в число взрослых людей. Ну и могла считаться девицей на выданье, разумеется. 

До этого момента девушка могла посещать т.н. детские балы, которые устраивали для молодежи в частных домах, участие в них принимали еще не вышедшие в свет юноши и девушки под присмотром родителей. О подобных балах у Фогеля упоминал, например, Толстой в "Войне и мире". Учащимся Смольного института благородных девиц выпадал также шанс потанцевать на институтских балах с юнкерами военных училищ, лицеистами и братьями своих подруг, - но это всё равно было по сути полудетским праздником, "дебют" в свете происходил только на открытых светских балах.

Как полагали наивные составители книжек по хорошему тону в 19 веке, "при вступлении в свет молодая девушка должна быть насколько возможно проста и скромна, сдержана в своих движениях, разговорах и туалете и при том вполне владеть всеми теми формами общежития, которые принято считать согласными с хорошим тоном".

Наряд девушки для первого бала был тоже строго регламентирован установленными в обществе правилами хорошего тона и подразумевал туалет "простой, воздушный, грациозный и белого цвета. Венок или букетик цветов в волосах и у корсажа совершенно достаточны для туалета молодой девушки. Медальон или крестик на тоненькой цепочке или черной бархатке дополняет наряд". 

В "Войне и мире" просто идеальная дебютантка Наташа Ростова ))

А теперь вернемся к тому, что вообще такое "дебютантка" и "бал дебютанток"? Происхождение у этого слова французское (débutante - "начинающая"), но широкое распространение в интересующем нас смысле оно получило в 19 веке в Англии, когда этим словом стали называть молодых девушек из аристократических семей или семей высшего класса, которые впервые выезжали в свет после завершения курса обучения. Это означало, что девушка уже готова к замужеству, а балы и прочие выходы в свет были надлежащим способом представить ее широкому кругу потенциальных женихов. Возраст, в котором дочь начинали вывозить в свет, определяли родители в зависимости от эмоционального и физического развития ребенка, как правило это случалось в 16-18 лет, самое ранее в 15 лет.

К моменту "дебюта" девушка должна была овладеть несколькими иностранными языками (хотя бы французским), уметь играть на фортепиано и петь, рисовать акварели и вышивать, запомнить имена и титулы всех членов королевской семьи, а также родословные древа знати (очень полезные знания для девушки на выданье, кстати). Одновременно девушка должна была изучить классическую географию и историю, уметь владеть собой, держаться с непринужденным изяществом, уметь поддержать светскую беседу на любую тему и всегда выглядеть сдержанной и грациозной. Легко догадаться, что каждый сезон находилось не так много барышень, сумевших соответствовать этим идеальным представлением о дебютантке. Над этими требованиями, кстати, очень смеялась Джейн Остин устами своей героини в романе "Гордость и предубеждение" ))) 

Первым балом дебютанток стал Бал королевы Шарлотты в 1780 году, организованный королем Георгом III в честь рождения жены. Но то, что начиналось как простое представление придворными дамами юных барышень королеве, в итоге превратилось в выматывающий нервы и семейный бюджет спектакль, полный разнообразных правил, ухищрений и уловок, поскольку любой выезд в свет, тем более, на бал, стоил весьма немалых денег. Для примера, семья рабочего класса из трех человек могла прожить в год на 60-100 фунтов. Вот счет придворной портнихи 19 века, где одно платье обходится ее клиентке более чем в 100 фунтов (!). 

Понятно, что большую часть нарядов того времени шили в домашних условиях или у простых портних, не модисток, но затраты на одежду в любом случае были очень велики. Поэтому вывезти в свет юную барышню - одеть и обуть ее, содержать экипаж и т.д. стоило огромных денег. На практике, многих девушек вывозили в свет в Лондоне не родители, которым это было не по карману, а попечители типа крестных, вдовых родственниц и т.д. Вывезти девушку из хорошей семьи в свет, тем более, представить ко двору, было по сути главным шансом заключить для нее удачный брак в своем кругу, поэтому приходилось изыскивать любые средства для успешного введения дочери в свет. 

Сезон в высшем свете традиционно начинался после Пасхи и заканчивался 12 августа (на следующий день начинался сезон охоты на шотландских куропаток и весь свет покидал Лондон ради этого "очаровательного" развлечения). За сезон удачливая дебютантка могла посетить около 50 разных балов, 60 вечеринок разной тематики, 30 ужинов и 25 завтраков. Надо отметить, что родители ожидали выдать дочь замуж в течение 1-2 сезонов. Девушка, оставшаяся незамужней после 3 сезона, считалась неудачницей и рисковала навсегда остаться старой девой. 

Бал дебютанток в Дублине в 1826 году

Примечательно, что дебют на балу - был самым ярким и желанным для большинства семей событием, но отнюдь не единственным способом представить девушку свету. Для этого годились и камерные вечера с музыкой и танцами, небольшие чаепития в кругу знакомых семьи и даже факт рассылки матерью дебютантки визитных карточек, в которые рядом с именем матери вписывали и имя дебютирующей в свете девушки. Девушек из аристократических семей и дочерей отдельных представителей высшего класса сначала представляли ко двору, и только после этого они получали право выезжать в свет.

Подготовка к представлению ко двору

Многим девушкам из обеспеченных семей "дебютный" бал устраивали родители или близкие родственники; тогда девушка получала право встречать вместе с хозяйкой дома приезжающих гостей. На такие балы приглашали и дебютирующих в свете подруг девушки - для них такой бал тоже был дебютом. И именно такой вот бал и носил с полным правом название "бала дебютанток".

Дебютантки в ожидании представления

Но самым лакомым местом для выезда с дебютирующей дочерью был лондонский клуб Олмэкс (Almack's), один из первых в Англии клубов, членство в котором было разрешено одновременно представителям обоих полов. В правление клуба входили 6 или 7 представительниц самых влиятельных и знатных семей, которых называли Патронессами. Именно эти дамы и решали, кого допустить на знаменитые балы клуба по средам, предоставив право купить входной билет на сезон (передавать этот билет другим лицам было запрещено). Считалось, что допуск в Олмэкс был неким "водоразделом" между светом и Светом в высшем (самом пафосном) его значении. Лишиться членства в клубе было настоящим социальным поражением. Стоит отметить, что при приеме в клуб предпочтение отдавалось не наличию денег, а родословной и, самое главное, безупречной репутации. 

Карикатура на балы в Олмэкс

К наряду дебютантки на протяжении всего 19 века предъявляли схожие требования. Это должно было быть вечернее платье, предпочтительно белого цвета, но оттенки слоновой кости и розового также допускались. Самым подходящим юной девушке украшением считался жемчуг, но многие представительницы богатых семейств уже во время дебюта выгуливали роскошные фамильные драгоценности.

Эдвард Хьюз "Дебютантка"

Портрет молодой королевы Виктории

Мать с дочерью-дебютанткой готовятся к выходу

Вот и всё. Несколько сумбурно получилось, но, надеюсь, информация всё равно кому-нибудь покажется интересной. Я два вечера билась над ней, пытаясь не скатиться в нудную и изобилующую подробностями лекцию )) Надеюсь, получилось этого избежать.

P.S. Поясняю, что я ни разу не историк, все сведения почерпнуты в течение моей долгой жизни (и в период подготовки поста) из разных книг, статей и интернет сайтов. Если у кого-то есть добавления, дополнения или исправления, - добро пожаловать!

www.spletnik.ru

Пора на бал!: bodhij — LiveJournal

Сегодня я хочу рассказать о бальных платьях начала 19 века. подчеркиваю - о бальных, а не о каких либо других.

Год 1800-й, Франция. В моде цветные перчатки, и шлейф... дамы еще не поняли, что это неудобно. Веер и лорнет - две необходимые на балу вещи. В славном городе Париже во всю в моде стиль "а ля грек". Однако, грамотно оформленное утяжеление юбки позволяет "рулить" ей одним поворотом корпуса.


Это, кстати, единственная французская картинка, далее все английские.
Как вот прикажете танцевать в таких платьях?
А вот так:

Эта добрая к дамам мода прослеживается и до 1806 года, по крайней мере в Англии:

Кстати, украшать платья в это время было модно египетскими узорами.
Но потом дамы решили - на балу надо танцевать, и мода стала меняться:

1808 - Ножки стали приоткрываться, но главное - в моду плавно входит ренессанс - обратите внимание на милые фистончики...

1809 - ножки уже видно, а само платье обладает скрытыми возможностями. Внешне оно модно облегает тело, но при желании в нем можно уже и прыгать.
Это, конечно, не предел - платье может быть и короче... например, вот так:

Это тоже 1809 -й...
Но тенденция продолжается и в следующем году:

Извольте видеть, очень милая и короткая рыболовная сеть. 1810-й год.
Тенденция только усиливается в 1811 году:

Обратите внимание, как оригинально сделано: декоративный шнур спереди одновременно является и украшением и застежкой, отлично подходя при этом к завязкам туфелек.

1812-й. в Европе в моде война и поздний Ренессанс:

Шляпа с перьями, контрастные перчатки, отдельный лиф "а ля октоберфест"...
Ножки снова прячутся, кавалеры должные обращать внимание на другие части тела:

и

Лиф на шнуровке спереди - последний писк!
1813-й - новое открытие... кавалерам сойственно наступать дамам на подол, в результате он выглядит драным и непривлекательным... но выход найден!

В таком платье можно не бояться танцевать самые мазуристые кадрили!
А танцевать придется, ведь суровые русские казаки уже в Париже.

Ампир делает последний вздох..

и в 1815 году дамы срочно одевают больше нижних юбок, становясь похожими на романтические колокольчики :)

Тенденция "девушка-тортик" прочно вошла в мир, и мир сдался.
1816:

Закончить хочу замечательным бальным платьем 1818 года:

Оборочки тут, конечно не главное... у этого платья есть РУКАВА! и - нет перчаток, либо они очень короткие.

Но как можно танцевать без перчаток?
Если это не пафосный бал - то почему бы и нет? Можно, к примеру, вот так:

T. Rowlandson. A TAILORS WEDDING. Ориентировочно 1817 год.

bodhij.livejournal.com


Смотрите также