Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Платья для венчания в церкви спустя годы


Платья для венчания в церкви

Зачастую влюбленные скрепляют себя узами брака не только перед лицом государства, но и перед Богом. Венчание – это важная церемония, которая проводится с соблюдением некоторых традиций. Особую важность имеют требования к внешнему виду жениха и невесты. Новобрачная в церкви должна обязательно находиться в красивом, но скромном платье. Давайте узнаем, как должно выглядеть подвенечное платье для венчания в церкви.

Особенности наряда

Венчание – это волнующее действо и, пожалуй, самое красивое таинство. Платье для венчания в церкви должно выглядеть по особенному и соответствовать ряду требований.

Например, католички надевают только белую одежду в церковь, тогда как православные невесты могут позволить себе и другие цвета нарядов: кремовые, розовые, светло-сиреневые. Главное, чтобы платье не было темным или пестрым.

Также важно, чтобы наряд для венчания в церкви был скромным. Никаких декольте, глубоких вырезов, открытой спины. Должны быть прикрыты плечи. Наиболее популярными моделями считаются платья с длинными рукавами. По поводу фасонов строгих ограничений нет. Платье может иметь А-силуэт, пышную юбку, стиль «русалка» и прочее. Но длина выше колен не допускается. Только юбка до пят. А у католических невест наряд обязательно должен иметь шлейф.

Давайте более подробно рассмотрим фасоны платьев для венчания.

Классические модели

Наиболее привычные платья для венчания в церкви имеют А-силуэт. Это модель с юбкой, которая постепенно расширяется к низу. В ней нет глубоких вырезов и декольте, полностью закрыты спина и плечи. Такое платье – классика подвенечного наряда. Оно должно выглядеть скромно, поэтому кричащие элементы, например, камни и блестки, в качестве декора ткани использоваться не должны. Стиль должен быть минималистичным, допускаются лишь небольшие украшения в виде жемчуга или вышивки. Такое платье шьют из разных тканей – шелка, атласа, фатина. Оно подходит для любого типа фигуры.

Модели с рукавами

Очень красивый и скромный вариант платья. Модели такого плана могут иметь длинный рукав, до запястья или рукав 3/4. Также допускаются рукава-фонарики или «летучая мышь». При этом ткань рукавов может быть разной – как плотной, так и прозрачной. Такие подвенечные одеяния смотрятся изысканно и утонченно.

Закрытые платья

Это самый скромный вариант для венчания. В наряде полностью закрыты руки, плечи, грудь и спина. В нем нет декольте или выреза. Вместо них – воротничок-стойка, который прикрывает шею. Кстати, в таком одеянии прекрасно будет смотреться невеста с пышными формами. Кроме того, он подойдет и для зимней церемонии. В платье будет тепло и комфортно.

Вечерние платья

Часто женщины выбирают для церемонии вечерние наряды, но подходящие по фасону и цвету, без смелых вырезов и декольте. Нужно, чтобы фасон одеяния был менее пышным. От шлейфа лучше отказаться, так как он будет мешать свидетелю, обходящему аналой. Особенно актуален выбор в пользу вечернего платья для пар, которые решили венчаться спустя много лет семейной жизни. В этом случае и выбирают нарядную модель в светлом оттенке, например, розовом, голубом или бежевом.

Кружевное платье для женщины для венчания в церкви

Вариаций подвенечных нарядов с гипюром существует огромное количество. Украшение в виде кружева вполне допускается, да и смотрится оно изысканно и элегантно. Одеяния из такой ткани – воздушные и изящные, для них не нужен дополнительный декор. Ну а новобрачная в кружевном платье выглядит хрупкой и невинной. Ткань, как нельзя более, подчеркивает романтичный и скромный образ невесты. Кружевами могут украшаться вырез, спина, плечи, руки. Кроме того, ткань может присутствовать по всему изделию. Главное, чтобы наряд не был прозрачным. Также не допустимы глубокие вырезы и смелое декольте.

Модели для полных и беременных невест

Случается такое, что невеста, будучи в положении, решает пройти обряд венчания. Тогда нужно выбирать вариант, учитывая срок беременности. Так, на первом триместре допускаются трапециевидные фасоны, стиль «принцесса», «ампир». Если животик уже достаточно большой, остановитесь на модели с греческим силуэтом.

Девушкам с пышными формами лучше выбрать элегантное платье, которое скроет недостатки и подчеркнет достоинства фигуры. Стилисты рекомендуют таким девушкам остановиться на греческом фасоне: это универсальный вариант из струящейся ткани, который подходит всем. С помощью такой модели можно скрыть бедра, широкие плечи, животик. Если гармония пропорций, даже, несмотря на лишний вес, сохранилась, можно выбрать силуэт «рыбка». Но лучше, чтобы невеста, которая выбрала такой вариант, была высокого роста.

Платье для женщин в возрасте

Очень часто случается такое, что пары собираются венчаться спустя годы, а то и десятки лет супружества, когда понимают, что уверены в своих чувствах. В этом случае стоит выбирать платье с закрытым фасоном без вырезов и декольте. Дамам средних лет подойдут цветные модели в светло-бежевом, нежно-золотистом, песочном, оливковом оттенке. На белом цвете останавливаться не стоит, так как он в невыгодном свете проявляет наличие возрастных изменений на коже.

Хороший вариант фасона наряда – А-силуэт с полуприлегающим кроем. Лучше выбирать модель из плотной ткани. В 40 лет можно позволить себе подвенечное одеяние с прямым силуэтом и небольшим вырезом, но только если фигура сохранила стройность. В 50 лет лучше остановиться на вариантах с длинными рукавами из такой ткани, как гипюр, который скроет неидеальные руки. Кроме того, кружевные модели очень хорошо стройнят.

Выбирая подвенечный наряд, прислушивайтесь к сердцу и интуиции, и тогда вы обязательно найдете то платье, которое станет для вас идеальным. Ну а наш свадебный салон всегда поможет вам определиться с выбором. Приезжайте в «TopBridal», и мы найдем подвенечное одеяние, которое покорит вас с первого взгляда.

topbridal.ru

список до мелочей на обряд после свадьбы

Данное Таинство в Православной Церкви одно из самых важных событий в жизни каждой влюбленной пары. Готовиться к такому серьезному шагу нужно заранее и по-особенному. Из нашего материала Вы узнаете обо всех этапах подготовки, то есть о том, что нужно для венчания христианам: необходимо ли поститься, исповедоваться и причащаться, какие иконы требуются и многое другое.

Кому откажут

Прежде чем начать планировать сам обряд, удостоверьтесь, что Вам в нем не откажут. Итак, ниже перечислены причины, по которым священнослужитель может не обвенчать Вас:

  1. Обручение не состоится, если Вы друг другу приходитесь кровными родственниками, к примеру, братом с сестрой или же духовными – кумовьями.
  2. Батюшка не даст добро приверженцам другой религии, секты, а также атеистам и некрещеным.
  3. Если возраст не достиг 18-летия или же перешел за черту 60-летия у женщины и 70-летия у мужчины.

    Правило касающееся старшего поколения нередко нарушают. Особенно если семья прожила долгое время в официальном браке, то церковь их благословит в любом случае.

  4. По христианским обычаям, венчанным можно быть не более трех раз.
  5. Тем, кто за плечами имеют уже три развода тоже откажут в Таинстве.
  6. Если Вы состоите в браке с одним человеком, а священный союз хотите заключить с другим.
  7. Священник может отказать паре, у которой слишком большая разница в возрасте.
  8. Никогда не будет венчания у людей, давших обет безбрачия и священнослужителей.
  9. В большинстве случаев не состоится церковный ритуал, если влюбленные официально не зарегистрировали свои отношения перед государством – в ЗАГСе.

Выбираем место

На одном из первых этапов выбирается храм, где будет проходить церемония. Он должен быть необязательно большим и солидным, многим, наоборот, по душе тихая спокойная церквушка где-то загородом.

Совет. Выбранное место должно вызывать только лишь хорошие ощущения и эмоции, если Вам что-то не нравится, то лучше продолжить поиски.

Также предстоит встреча и знакомство со священником, который будет проводить заветный ритуал. С ним у Вас состоится собеседование, во время которого он должен убедиться, насколько для пары важен венчальный брак и она понимает всю его серьезность, а не гонится за обрядом, как за красивым и модным веянием.

Батюшка, в свою очередь, тоже должен вызвать у Вас расположение и чувство довериться ему. Он обязан рассказать подробно важные детали, не упрекая, если Вы не знаете какие-то правила и каноны Православной Церкви. С ним же можно посоветоваться, насчет спорных моментов, например, Вашего внешнего вида, колец, фотосессии в храме, наилучшей даты и так далее.

Если Вы часто ходите на исповедь к какому-то одному священнослужителю, давно знаете его и доверяете, то отличная идея будет и венчание провести у него же.

Какую дату выбрать

При выборе числа и месяца проще всего изучить венчальный календарь, в котором будут отмечены все возможные дни для Таинства.

Даты могут меняться в зависимости от года.

Строго запрещено проведение:

  • в течение Пасхальной и Масленичной недели;
  • в Великие посты;
  • праздничные церковные и престольные дни;
  • во время зимних Святок;
  • по вторникам, четвергам и субботам;
  • ночью.

Что необходимо сделать до Таинства

Придерживаться поста

Перед венчанием, влюбленным нужно очиститься духовно и настроиться на священный обряд. Поэтому необходимо на протяжении трех дней поститься – не употреблять молочные, мясные и рыбные продукты, а также яйца и алкоголь. По возможности не курить.

Спросите совета у священника, если по медицинским показаниям Вам никак нельзя без какой-либо перечисленной пищи. Возможно, он разрешит послабления.

К тому же до венчания, минимум за три дня, следует отказаться от плотских утех, веселых развлечений, вечеринок и различных праздничных мероприятий. Лучшим решением станет посвятить свободное время совместным делам, к примеру, прочтению молитв.

Исповедаться

Накануне сакрального ритуала, исповедь, непременно, нужна обоим супругам. На ней необходимо без стеснения поведать батюшке обо всех своих грехах. Не утаивайте ничего, наоборот, рассказав все плохое, Бог простит Вам некрасивые поступки, слова и даже мысли.

Не нужно бояться, что о Ваших деяниях кто-то узнает, ведь в церкви такое совершенно исключено. Будьте честны перед священником и не думайте, что Вас осудят. В данном случае он выступает как посредник между Вами и Всевышним. Также батюшка поможет очистить душу и войти в венчальный брак абсолютно обновленным и безгрешным.

Причаститься

Этот этап Вы пройдете в день совершения Таинства, точнее, перед ним, во время утренней литургии. Процесс причастия прост – священнослужитель даст Вам ложку красного вина и кусочек церковного хлеба.

Причаститься Вы не сможете, если не исповедовались.

Перед причастием, с полуночи, не нужно кушать, пить и курить. Некоторым людям, у которых слабый организм и они могут упасть в обморок, можно немного перекусить. Но еда не должна быть мясной, жирной и калорийной. Лучше отдать предпочтение йогурту или кефиру.

Список нужного на обряд

  1. Кольца.
  2. Большие свечки.
  3. Бутылка церковного вина – Кагора.
  4. Два белых полотенца или рушника.
  5. Четыре маленьких белых платка (два для брачующихся под свечки и два для свидетелей под венцы).
  6. Иконы Богородицы и Христа Спасителя.
  7. Паспорта со штампами и свидетельство о браке.
  8. Документ о разводе, если, конечно, ранее уже были женаты/замужем.

У всех присутствующих в соборе должны быть надеты крестики.

Кольца

По древней традиции, венчальные кольца брачующихся должны быть изготовлены из разных металлов. Мужчина приносил в храм изделие из золота, что означало символ Бога, солнца и главы семейства. А девушка – серебряное колечко. Оно символизировало луну и церковь.

По обычаям, во время церемонии молодоженам предстоит обменяться колечками три раза. В результате украшение мужа остается на жене и наоборот. Мужское – говорит о защите, помощи и ответственности, а женское – о беззаветной верности, покорности и преданности.

Но в современном мире про данные правила уже почти никто не вспоминает. Чаще всего влюбленные выбирают изделия из одинакового материала – золотые либо серебряные. Иногда и вовсе парные, совершенно одинаковые по внешнему виду и отличающиеся лишь размером.

Стоит знать, что бижутерия на Таинство не подойдет, ведь строгий священник может отказаться освещать такие кольца и класть их на престол. А это значит, что обряд может и вовсе не состояться.

Уже надетые ранее обручальные кольца вполне подойдут и на роль венчальных. Они могут быть с небольшим декором, гравировкой в виде имен друг друга, даты свадьбы или даже молитв. А вот от вычурных и ярких моделей с большими камнями лучше отказаться, такие аксессуары оставьте для другого случая.

Ваши освещенные аксессуары не рекомендуется снимать, так что к их выбору подходите тщательнее.

Вино и свечи

Свечки уместно купить в церковной лавке. Там Вы точно найдете подходящие и хорошего качества. К тому же это удобно. Если же выбрали декоративные, то их нужно накануне осветить в соборе.

Вино тоже возможно приобрести в храме или часовне. Покупая в другом месте, не всегда возможно найти Кагор, так что берите любое красное и крепкое. Его брачующимся, во время венчания, предстоит испить из одной чаши.

Рушники

На церемонию нужно приготовить два полотенца белого цвета или рушника. Подойдут и красивые белые отрезы из ткани, и куски белоснежного материала. Один стелют под ноги супругам, а вторым перевязывают руки. После же они хранятся влюбленными для счастливой супружеской жизни.

Иконы

Нередко берут родительские, но если таковых нет, то покупают новые. Икона Христа – для мужчины, а Богородицы – для девушки. Ими батюшка благословит пару, а после Таинства они защищают и оберегают семью. Стоять должны на специально отведенном месте.

Венцы

Необходимый атрибут для обряда – красивые венцы, которые свидетели будут держать во время церемонии над головами супругов. В них влюбленные, будто цари, дошедшие до важнейшего в своей жизни шага – венчания.

С другой же стороны, это и символ мучения, ведь они достаточно тяжелые. Так как брак – не только радость и счастье, но и преодоление вместе трудностей.

Скорее всего, венцы Вам дадут на месте, поэтому приобретать самостоятельно их не придется.

Ищем свидетелей

Свидетели в соборе выполняют особенную миссию – это люди, которые поручаются за Вас и Ваш союз перед Богом. Также они обязуются помогать советами в дальнейшей супружеской жизни.

На такую роль стоит приглашать в первую очередь, православных и крещенных. Атеисты и представители других религий в таком деле Вам не помощники. Выбирайте близких друзей или родственников. Хорошо, если они будут женаты официально много лет.

Людей в разводе брать не рекомендуется, ведь кто не сумел сберечь свое счастье, вряд ли сможет быть хорошим наставником другим. Это касается и влюбленных, живущих вместе, но не расписавшихся в ЗАГСе. Церковь не одобряет такие союзы.

Возможно, попросить женатую пару стать свидетелями, только это должны быть не мать с отцом новобрачных. Но стоит знать, что супруги, согласившиеся помочь, станут духовными родственниками, а следовательно, уже никогда не смогут венчаться сами после Вашего Таинства.

Если Вы затрудняетесь с выбором свидетелей, то церемонию можно провести и вовсе без них. Главное, заранее предупредить об этом батюшку.

Цена услуги

Многим интересен вопрос: «Сколько же в Православной Церкви будет стоить венчание?» На самом деле установленных расценок на данную услугу нет. Этот обряд, как и другие, нельзя купить, да он и не продается.

Но существует добрая традиция – оставить храму после Таинства добровольное пожертвование, абсолютно любую сумму, на Ваше усмотрение.

Приметы

  • Нельзя проходить между брачующимися во время обряда – из-за этого семья может распасться;
  • свидетели должны в обязательном порядке надеть венцы на пару, ведь иначе такой союз не будет считаться действительным;
  • задувайте свечи одновременно, чтобы супружеская жизнь была счастливой.

Стоит помнить – православие не одобряет суеверия, поэтому прислушиваться к ним или нет, дело сугубо личное.

vseosvadibe.ru

Венчание после нескольких лет брака

Венчание в церкви — вновь возрождающаяся традиция.

Сегодня все чаще молодожены приходят в храм, чтобы подтвердить свой союз перед Богом. Нередко бывает, когда венчание происходит после нескольких лет брака.

Почему же супружеские пары считают важным совершение данного обряда, и что нужно, чтобы венчаться в церкви.

Пояснение таинства венчания: зачем нужно венчаться, и что это дает в браке

Как говорят церковнослужители, венчаясь, жених и невеста обращаются к Богу с просьбой благословить их семью.

Точнее, они как бы приглашают Господа стать частичкой их союза. Верующие даже называют брак, заключенный в храме, малой церковью.

По мнению священнослужителей, человек, считающий себя христианином, любящий свою вторую половину, должен обратиться к церкви.

Ведь венчание — это высшая точка, к которой приходит семейная пара.

Существует поверье, что после венчания гораздо проще решаются все жизненные неурядицы и конфликты.

Многие пары, прошедшие через этот обряд, говорят, что венчание — это своего рода фундамент, связывающий семью воедино, дающий силы строить прочные, доверительные отношения.

Церковь не считает «невенчанный» бак греховным. Союз, узаконенный в органах ЗАГС признается и заслуживает уважения.

Чин венчания супругов

В отличие от такого обряда, как крещение, — венчание невозможно совершить в любой день. Поэтому к таинству тщательно готовятся, выбирают дату.

Подготовка к венчанию

Приготовления к венчанию представляет собой два этапа:

  1. Внутренний, церковный.
  2. Внешний — выбор одежды молодоженов, венчальных свечей, колец и так далее.

На венчание не приходят спонтанно, со священником и певчими договариваются заранее.

Первым делом служитель храма приглашает пару на беседу. Священник должен рассказать молодоженам, что представляет собой брак в церковном понимании. Иерей поясняет, как проходит сам обряд венчания, и как дается церковное благословение.

Из этой беседы священнослужитель понимает, действительно ли для пары так важно осуществить таинство венчания. Батюшка может дать советы и порекомендовать к прочтению какие-либо тексты из Библии.

Молодожены также заранее покупают кольца и отдают их священнику. Существующие издревле традиции предписывали мужу надевать серебряное или железное кольцо, а жене — золотое. В современном мире жених и невеста выбирают кольца на свой вкус.

Отдают священнику и венчальные иконы — Спасителя и Божьей Матери. После завершения обряда лики святых вновь возвращаются к супругам.

Также молодым, чтобы повенчаться, необходимо будет приобрести свечи и белое полотенце, называемое рушник. Сделать это можно прямо в церкви непосредственно перед ритуалом.

Венцы покупать не нужно, их новобрачным предоставляет церковь.

Что надеть жене и мужу

Для венчания жених и невеста также выбирают особенную одежду.

По традиции девушка должна быть в платье. Вовсе не обязательно, чтобы наряд был белым, ведь издревле на Руси венчались в платьях любых цветов. Главное, чтобы одежда не была пестрой или слишком темной. Уместны светлые, мягкие цвета.

Кстати, традиция надевать на венчание белое платье пришла к нам из Европы.

Как происходит обряд венчания

Церковь ставит также ограничение по длине женского наряда — юбка обязательно должна прикрывать колени. По православным традициям не принято надевать в церковь платье со шлейфом. Но сегодня отношение к деталям намного проще, чем в старину. Поэтому за платье «в пол» в церкви не осудят.

Важно также, чтобы наряд был не слишком открытым: не приветствуется глубокое декольте и оголенная спина.

Туфли лучше выбирать на низком каблуке. Поскольку обряд венчания длится долго, стоять на шпильках будет крайне тяжело.

Не стоит забывать и о том, что, заходя в церковь, женщины покрывают голову. Поэтому, чтобы не надевать платок, лучше сразу позаботиться о покупке фаты для венчания с вуалью.

Свадебный наряд для мужчины также должен быть закрытым. Это может быть любой костюм или брюки с рубашкой. Предпочтительно, чтобы одежда была светлых оттенков. Не стоит надевать джинсы или костюм спортивного типа.

Наиболее подходящее время

Обвенчаться в церкви можно не в любой день. Существует так называемый «венчальный календарь», согласно которому можно выбрать дату проведения обряда.

Самое подходящее время:

  • Период от Крещения до Масленицы.
  • Осень.
  • Летние дни между Петровским и Успенским постами.
  • Патриархия приветствует венчания в Красную горку — первое воскресенье после Пасхи.

Традиционно, таинство в церкви совершается после Божественной Литургии. Поэтому проведение обряда обычно назначают на 11:00 — 13:00.

Заключение церковного брака

Церковь запрещает венчание во вторник, четверг и субботу. Также не совершается таинство во время постов:

  • Рождественского;
  • Великого;
  • Петровского;
  • Успенского.

Что необходимо знать свидетелям

На церемонии венчания обязательно присутствуют свидетели.

Но их функция — не только помочь молодым во время проведения таинства, но и стать своего рода наставниками для новой семьи.

Свидетелями могут выступить как семейная пара, так и просто близкие друзья жениха и невесты.

Не могут стать свидетелями в церкви разведенные пары, а также мужчина и женщина, проживающие в гражданском браке.

Свидетели обязательно должны быть крещеными, а за несколько дней до совершения обряда им необходимо совершить таинство причастия и исповедаться.

Одежда тоже должна быть соответствующей. Наряд свидетельницы должен закрывать колени и плечи. На голову потребуется набросить шарф или платок.

У свидетелей есть и ряд обязанностей на время проведения церемонии:

  • Подать обручальные кольца венчающимся.
  • Перед аналоем постелить белое полотенце.
  • Сопровождать молодоженов в процессе троекратного шествия.
  • Собрать букеты после окончания церемонии.

Участие свидетелей в таинстве венчания — традиция. Но, если молодые не могут найти поручителей, обряд может быть совершен только с присутствием молодоженов.

Если до церемонии свидетели не были женаты, то после таинства венчания, став духовными родственниками, они уже не смогут заключить церковный брак.

Можно ли венчаться в церкви

Венчание — это, прежде всего, таинство церкви, и оно может быть совершено только над верующими христианами. Обряд возможен только по обоюдному желанию. Если хотя бы для одного из супругов венчание — лишь развлечение, или же оно происходит по принуждению, то лучше ограничиться обычной государственной регистрацией.

После нескольких прожитых лет после бракосочетания

Венчание — это не просто красивый обряд, это, прежде всего, брак перед Богом. Поэтому многие семейные пары решаются на проведение таинства после того, как несколько лет прожили в законном браке. И церкви не важно, когда состоялась официальная женитьба — пару дней или 20 лет назад. Венчание связывает мужчину и женщину на всю жизнь, и невозможно так просто «развенчаться», как расторгнуть обычный брак.

Правда, если пара приняла решение венчаться через много лет после официальной свадьбы, здесь будут существовать некоторые тонкости.

Жених и невеста в церкви

Например, есть особый чин для пар, совместная жизнь которых составляет десять или более лет: «Благословение супругов, проживших 25 или 50 лет». Не обязательно, чтобы с момента регистрации прошло именно столько времени, главное, чтобы муж и жена жили долго в невенчанном браке.

Венчание может быть назначено на какую-либо знаменательную дату: будь то годовщина свадьбы или день подачи заявления в ЗАГС.

Венчаться в церкви можно даже если в браке уже родился ребенок.

Можно ли венчаться если второй брак?

Если женщина выходит замуж во второй раз, либо для мужчины это уже не первое супружество, возникает вопрос, можно ли венчаться в церкви?

Если первый брак был невенчанным, совершить таинство в церкви можно. Но если один из супругов уже однажды стоял перед алтарем?

Как говорится в Евангелии, право венчаться во второй раз может быть дано тому, кто был безгрешен в предыдущем браке.

Тот же, по чьей вине союз распался, должен покаяться, вынести наказание, которое выбирает священнослужитель. Тогда и ему будет дано право повторного венчания.

Если таинство совершается во второй раз, предыдущее супружество должно быть развенчано. Процедуру проводит наивысший священник — епархиальный архиерей. На имя церковнослужителя пишется заявление с просьбой позволить повторное заключение брака в церкви. К нему прилагается документы: о разводе и о заключении нового союза.

Венчаться церковь разрешает всего до трех раз. Если у одного из супругов это уже четвертая свадьба, хоть и невенчанная, церковь на совершение таинства согласия не даст.

Венчание входит в список церковных таинств, таких как крещение, елеосвящение, миропомазание и др. Поэтому, так важно, чтобы этот шаг был осознанным выбором для обеих сторон.


prozakon.guru

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.

Продолжение. Смотрите Часть 1. – Венчание.  Почему брак – таинство

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

 

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1.                   Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

 

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2.                   Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6.                   Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7.                   Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.   В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8.                   Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1.                   Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2.                   Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г . безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г . и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3.                   Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4.                   Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5.                   Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6.                   Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

 

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Как пережить измену?

www.pravmir.ru


Смотрите также