Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Платья екатерины 2 в эрмитаже фото


Костюмы императорского двора. - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ

В этом году нас балуют выставками. Только что закрылась выставка русского костюма в Русском музее, как в субботу открылась выставка костюмов наших императриц-императоров в Эрмитаже.
Из хорошего: 1. Выставка большая. 2. Выставка очень большая - на 5 залов, те, кто пойдет - не пропустите, после первых двух залов дальше есть продолжение. Такая большая выставка костюмов из запасников Эрмитажа была в предыдущий раз, когда я была мелкой девочкой и пялилась на платья принцесс. Следующую я точно не увижу с такими интервалами, поскольку в Эрмитаже нет для инвалидных колясок рельсов. И вы подумайте, стоит ли рисковать.
Из плохого: 1. Каталога нет. И неизвестно будет ли. 2. Фотографировать нельзя, темно, отсвечивает, тетеньки бдят и резво кидаются.

Фотки - как получились, разделю на два поста, чтобы не кидали в меня тапками.

Церемониальные платья императриц со шлейфами и золотым шитьем. В основном на выставке гардероб Марии Федоровны и Александры Федоровны.

И домашние "халатики"

}

Халат Александра Третьего (справа) демонстрирует богатырскую стать царя.

Царские чулочки с кружевными вставками.

Батистовый платок и веер.

Еще веера Марии Федоровны и Александры Федоровны. Нижний - черный - Зинаиды Юсуповой.

Вышитые перчатки

Детские платьица. Вообще на выставке задаешься вопросом, как они сохранились, а не пошли на портянки революционным матросам и детям той кухарки, что собиралась управлять государством.

А это золотой костюм няни царских детей. Должность ответственная, вдруг уронит головкой вниз.

Красавцы военные

Талии и размер обуви, как обычно на этих выставках, вызывают острое желание сесть на диету.


Охотничьи ягташи с вышивкой.

vita-colorata.livejournal.com

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (4). Петр III и Екатерина II, или Костюм как оружие: anna_y — LiveJournal

В принципе у нас знают историю с плохим концом, как Петр III не удержался на троне, а Екатерина II, напротив, трон заняла и удержала надолго. А вот какую роль сыграл в этой истории костюм, мало кто понимает. То есть много народу, во всяком случае, питерские, видели знаменитый портрет Екатерины на ее любимом жеребце Бриллианте, царица там молода, хороша, сияет, на потоке, в мундире, а Бриллиант так вообще сверхновая звезда. (Кто не видел, ищите в гугле Эриксен Конный портрет Екатерины II.) Я думаю, нормальные люди даже сумеют удовлетворительно ответить на вопрос, зачем Екатерине вообще понадобился в данной ситуации мундир. Но практически всегда пропускают момент - какой именно мундир Екатерине понадобился.

А было так. Про гвардию у нас тоже традиционно знают, и что гвардейскими стали петровские потешные полки - Преображенский и Семеновский (изначально по мужицкому контингенту, набранному из соответствующих деревень). Менее известно, что "в 1720 году были изданы новые армейские Штаты и появился новый мундирный регламент, установивший расцветку предметов обмундирования по родам войск. В соответствии с ним офицеры обоих гвардейских полков получили одинаковые темно-зеленые мундиры, обшитые золотым галуном по борту, воротнику, обшлагам и карманным клапанам".

Как выглядел мундир в царствование Елизаветы, то есть непосредственно перед кратким воцарением Петра III, можно посмотреть на выставке - там в витрине "Форма офицерская Лейб-Гвардии Семеновского полка, принадлежала императору Петру III. Россия, 1741-61". Я, правда, не думаю, что уж прямо так 1741 - Петр Федорович должен был сначала приехать из Голштинии, потом малость подрасти и заматереть, а там уж на него сшили данный мундир. Но в общем не суть. Красивый традиционный мундир, доказывающий, что у Петра I (ну мы же не думаем, что мундирный регламент без его ведома писали?) был все-таки вкус, причем строгий и, как бы это сказать, мужской. Хорошее сукно, грамотный четкий контраст с галуном, все качественное и никаких женоподобных заморочек.

Но вот какое дело. Придя к власти, Петр III, бурный фоннат Фридриха Великого с младых ногтей, "принялся приводить русскую армию в соответствие со своими идеалами. Одним из его нововведений стала реформа обмундирования, начатая в 1762 г., но ее откровенно прусская ориентация после Семилетней войны, покрывшей славой русское оружие, превратила новые мундиры чуть ли не в символ национального позора". Мы, значит, сначала их Берлин взяли, а теперь нас в их одежду переодевают? Непорядок, как ни кинь.

Екатерина, в отличие от своего мужа, понимала силу правильного имиджа. Вообще умных, грамотных имиджмейкеров среди Романовых было, на мой взгляд, только трое, да и то первый из них, он же Петр № 1, создал себе совершенно гениальный имидж вне России, но внутри нее особо не напрягался. Екатерина его ошибок не повторила и всю жизнь совершенно сознательно и, как правильно, крайне удачно пиарила себя и за границами, и внутри границ Российской империи. Не будем удивляться тому, что с точки зрения имиджа само взятие ею власти было построено замечательно. "Отправляясь в поход против своего мужа, Екатерина специально облачилась в офицерский гвардейский мундир старого петровского образца, что произвело на ее сподвижников должное впечатление". Не меньшее впечатление, кстати, произвело то, что Екатерина торжественно возложила на себя голубую "ленту первого в государстве ордена" (Андрея Первозванного, само собою), "который сложил с себя муж ее, чтобы вместо него носить всегда прусский".

Вот так. Хорошо, когда правитель - профессионал и понимает, что дьявол кроется в мелочах, а одежда правителя не только служит нарядом, но еще и имеет знаковое содержание.

Тот самый мундир, одолженный Екатериной у "молодого офицера такого же роста", не сохранился, но на выставке представлены два других мундира Екатерины, довольно неожиданных на самом деле. Ибо они представляют собой т.н. мундирные платья. Или, если хотите, мундирные костюмы. Потому что они вроде как и платья, но одновременно самые настоящие мундиры - все в соответствии с тем самым мундирным регламентом, который святое и традиция. И тогда получается очень элегантный выход из сложной ситуации: император/императрица шефствует над гвардейскими (армейскими, кстати, тоже) частями и должен/должна в день полкового праздника надеть в знак уважения к полку его форму. У императоров 19 века будут отдельные люди в гардеробе, которые отслеживали, когда день какого полка и в каком мундире когда царь должен показываться. При Екатерине, правда, полков было поменьше, но она, возведенная, между прочим, гвардией на престол, традицию свято соблюдала. Например, "2 декабря, в праздник Семеновского полка, императрица, считавшаяся его командиром, угощала офицеров обычным парадным обедом. На императрице был Семеновский мундир - зеленый, отороченный золотым кружевом и сшитый на фасон амазонки".

Вот он, "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Семеновского полка".

А вот "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-Гвардии Конного полка".

Мундирные костюмы Екатерины II сшиты, конечно, не из сукна, а из шелка, но в остальном все по форме. Скроены они частью как мужские (рукава и спинка), частью как женские (все остальное, но мужское на фоне женского очень заметно). Далее, платьев в мундирном костюме два, нижнее и верхнее, и в них причудливо соединяются не только мужское и женское, но и французское и русское. А именно: распашное платье на фижмах очень типично для французской моды, в то время как платье свободной формы с длинными откидными рукавами - это уже явно старинная русская одежда. Екатерина вообще настойчиво вводила в моду элементы русского национального костюма (я же говорю, она была куда более гармоничный и всеохватный имиджмейкер, нежели Петруччо). Русское придворное платье с этого времени устойчиво держится при дворе до самого конца Романовых, а в некоторые царствования (о которых, впрочем, позже) становится даже формой парадной одежды, имеющей свой мундирный регламент.

При этом Екатерина к мужеподобию нисколько не стремилась и была очень женщиной. Когда она была помоложе, ее мундирные костюмы выглядели несколько иначе, потому что именно в них она как следует выглядела. Вот "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Преображенского полка", на выставке не представленный. Это год 1763, Екатерина еще молода и знает, что ей идет.

А теперь посмотрим то, что на выставке, и найдем главное отличие. И оценим разумный вкус Екатерины: это 1770-80-е гг, причем детали помечены точнее - нижнее платье семеновского костюма 1779 г., верхнее платье конногвардейского костюма - 1786 г. Проще говоря, матушка царица за 10-15-20-23 года потихоньку и конкретно набирала вес не только политический, но умела нигде ни разу не выглядеть смешной, а лишь адекватной.

Напоследок обращаю ваше внимание на то, как изменился при Екатерине зеленый преображенско-семеновский цвет. Мужчины до Екатерины типа ее мужа и после Екатерины типа ее потомков предпочитали темно-зеленые цвета. Николай I любил такой темно-зеленый, чтобы почти черный. А Екатерина любила такой зеленый, чтобы он был светлый, легкий и поднимающий настроение. Очень для нее характерно. И наверняка было очень ей к лицу.

Какая женщина, однако.

anna-y.livejournal.com

где познакомиться с историей моды в Петербурге

Если вам всегда хотелось узнать о моде немного больше, но при этом наскучило читать книги по её истории, то формат похода в модные музеи и на постоянные выставки может стать приятной альтернативой. Выбрали наиболее интересные локации в Петербурге, где можно повысить свою модную эрудицию в короткие сроки.

В Павловском дворце-музее хранится внушительная коллекция костюмов и аксессуаров, принадлежавшая членам императорской семьи с XVIII до начала ХХ века. Здесь представлен гардероб как Екатерины II, так и супруги Александра III Марии Федоровны, и даже последней императрицы Александры Федоровны. Помимо женской одежды в музее также есть интереснейшая коллекция мужских костюмов, принадлежавших Петру III и Павлу I.

будние дни, выходные 300; дошкольникам, пенсионерам, студентам бесплатно

В коллекции Государственного Эрмитажа находятся костюмы, которые принадлежали нескольким поколениям императорской семьи и знатных родов России. Интерес посетителей всегда привлекают "мундирные" платья, в которых императрица Екатерина II во время праздников гвардейских полков принимала офицеров. В таких платьях сочетается как французская мода, так и элементы русского костюма, например, сарафанный декор. И конечно же, одной из лучших частей собрания костюмов составляют платья для императрицы Марии Федоровны, выполненные в парижской фирме Чарльза Ворта.

будние дни, выходные 500; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам 200

Веер – это не только красивый аксессуар и предмет роскоши в эпоху барокко, но и инструмент для особого "языка веера", который позволял придворным дамам не прибегать к письму или словам. Основу коллекции единственного в России подобного музея составляют 300 вееров, среди которых встречаются поистине уникальные и раритетные экземпляры. Благодаря ампирному интерьеру музея посетители словно окунаются в атмосферу роскошного петербургского салона.

Совместить два удовольствия в одном могут посетители Александринского театра. Перед началом спектаклей и во время антрактов у зрителей есть возможность побывать в Музее русской драмы, где представлены декорации, костюмы артистов, реквизиты и бутафория. Экспозиция музея представлена восемью залами, среди которых особого внимания заслуживает "Императорский" зал, который сам по себе стилизован под интерьеры императорских апартаментов.

будние дни, выходные 150; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам 50

В главном здании Петербургского музея театрального и музыкального искусства представлена постоянная экспозиция, которая рассказывает об истории русского и советского драматического театра. Посетители увидят фотографии Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина и принадлежавшие им вещи. А также здесь представлены макеты и эскизы декораций, афиши спектаклей и многое другое.

будние дни, выходные 300; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам 100

Посмотреть как одевались люди в разных уголках нашей страны, можно посетив Этнографический музей. Уникальные наряды представлены здесь вместе с фотографиями и предметами быта, что создаёт целостное впечатление не только о повседневной жизни людей, но и о неповторимом облике, национальном колорите, свойственным только данному народу. Ведь мода – это и есть колорит культуры.

будние дни, выходные 300; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам, школьникам 150

Особняк Румянцева – это филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь представлены подлинные предметы одежды, принадлежавшие жителям города в разные исторические эпохи. Особый интерес вызывает коллекция, которая посвящена годам НЭПа: здесь и шёлковые платья с заниженной талией, и обшитые бисером ридикюли, и невинные шляпки, и необычные туфельки на каблуке-рюмочке.

Мода – это не только одежда и аксессуары, но и ароматы. В Музее парфюмерии представлены изящные флаконы различных форм и цветов, которых здесь более 3000 экспонатов. А также у всех посетителей есть возможность продегустировать духи, которые носили модницы прошлого. Особой популярностью здесь пользуются парфюмерные лекции и тематические экскурсии.

Открывшийся летом 2016 года Музей богемной жизни Петербурга в необычной квартире-коммуналке привлекает своей интерактивностью. Здесь каждый посетитель может оказаться в роли жильца или гостя хозяина. Музей богемной жизни Петербурга с интереснейшим интерьером старательно и ненавязчиво отражает атмосферу жизни творческой интеллигенции-богемы  в городе на Неве.

Подробнее о том, как устроен музей богемной жизни, мы рассказывали в нашем материале.


Подписывайтесь на нас в "Яндекс.Дзен": больше интересного каждый день. Все интересные события - в нашей еженедельной рассылке

Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления

peterburg2.ru

Мундирные платья российских императорских семей

Военную форму царствующие особы в России стали носить еще со времен Петра I. Многие из них становились командующими войсками или шефами гвардейских полков с правом ношения формы подшефных полков.

Но, начиная с правления Екатерины II, наряду с мужскими военными мундирами появились и дамские мундирные платья, надевать которые имели право лишь женщины из семьи правящего монарха. Посмотрим, как же выглядели эти платья на российских императрицах и великих княжнах….


Правление Екатерины II

Впервые такие платья появились во времена правления Екатерины Великой. Правящая до неё Елизавета Петровна прекрасно обходилась без них, время от времени запросто и с удовольствием надевая мужской мундир, который, несмотря на ее полноту, смотрелся на ней прекрасно.


Императрица Елизавета Петровна с арапчонком. Л.К. Пфанцельфельд. 1757 г.

Да и на самой Екатерине во время захвата власти был надет офицерский мундир. Носила она военный мундир и в первые годы своего правления, что отражено на ее портретах той поры, изображающих императрицу, сидящей верхом на коне и в мужском военном мундире.


Виргилиус Эриксен.
Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте. 1762. Большой Петергофский дворец

Но, прекрасно понимая, кому она обязана своим восхождением на российский престол, и взяв шефство над несколькими полками, императрица уже не могла появляться на торжественных мероприятиях в мужской одежде – в те годы это считалось неприличным. Именно тогда в качестве женского варианта военной формы и появились мундирные платья.
И хотя по своему покрою они были мало похожи на мужские костюмы, их цвета и декор в точности совпадали с офицерскими мундирами подшефных полков.


Мундирное платье Преображенского полка 1763 год

Это ее первое мундирное платье темно-зеленого цвета действительно напоминает офицерский мундир с золотыми галунами и форменными пуговицами. Но при этом ряд других деталей - широкая юбка, небольшой шлейф, рукава с маленьким крылышком у локтя – придают ему женственность.


Мундирное платье Кирасирского полка


Мундирное платье Екатерины Великой. Лейб-Гвардии Конный полк

Если в молодости Екатерина носила приталенные платья, то с возрастом они стали более свободными и широкими. Для сравнения – два мундирных платья одного и того же полка, но сшитые в разные годы:


Мундирные платья Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка, сшитые в 1763 году и после 1785 года


Императрица Екатерина II в морском мундирном платье. Художник С. В. Пен

Свои мундирные платья императрица надевала по особо торжественным поводам – на военные смотры и парады, в дни национальных военных праздников, либо на встречи с офицерами из подшефных полков…
Именно Екатерина заложила традицию носить мундирные платья, которую в дальнейшем охотно подхватили дамы других императорских семей, пронеся эту традицию вплоть до свержения монархии в России.

Правление Александра I

На время правления Александра I пришлась война с Наполеоном, в те годы военная тематика, будучи очень популярной, проникла во все сферы. Не стала исключением и мода – очень популярным стал стиль милитари. И мундирные платья стали представлять собой стилизацию под военную форму. В качестве их украшений стали использовать яркие детали, заимствованные из красивой военной формы гусар.

Правление Николая I

При Николае I, правившем три десятилетия, сначала вновь вошли в моду классические мундирные платья, но к сороковым годам эта традиция опять была утрачена. Тем не менее, право носить мундирное платье считалось очень почетным.


Императрица Александра Федоровна. Шеф Кавалергардского лейб-гвардии полка (с 1826 по 1860 гг.)

В канун 1845 года этого права удостоилась и великая княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I, которая была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Однако по этому поводу у нее с отцом случилась небольшая ссора. «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась».


Великая княжна Ольга Николаевна. Шеф Елисаветградского 3-го Гусарского полка (с 1845 по 1892 гг.)

Таким образом, в этом споре княжне тогда удалось отстоять «женский крой» военной формы. И хотя форма все равно была больше похожа на военный мундир, сшитый по фигуре, чем на платье времен Екатерины II, все-таки вместо брюк оставили юбку.

Правление Александра II

При Александре II стиль милитари вышел из моды, мундирные платья дамы тоже почти перестали носить.


Дочь Александра II, Мария, в мундирном платье 14 Ямбургского уланского полка

Правление Александра III

Во время его правления военная форма возвращается, а, благодаря его супруге Марии Федоровне, возродились и мундирные платья. Обладая прекрасной фигурой, она отдавала предпочтение приталенным силуэтам ранней екатерининской поры. Ее платья с высокими воротниками и широкими манжетами украшались шитьем и гербовыми пуговицами, подобными тем, что сверкали на офицерских мундирах.


Императрица Мария Фёдоровна в мундирном платье лейб-гвардии Кирасирского Е. И. В. собственного имени полка. 1890-е.


Мундирное платье лейб-гвардии Кирасирского Е. И. В. государыни императрицы Марии Федоровны полка. Конец XIX века

Правление Николая II

В этот период в приоритете у дам по-прежнему оставались классические мундирные платья. Супругу Николая II редко можно было увидеть в таком платье.


Николай II и Александра Федоровна

Но в семье подрастали четыре дочери, которые по мере взросления, принимая по традиции шефство над полками, с удовольствием надевали свои мундирные платья.


Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь императора Николая II


Великая княжна Татьяна Николаевна, вторая дочь императора Николая II
Шеф 8-го уланского Вознесенского полка (с 1911 по 1917 гг)


Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны в форме подшефных полков. Царское село, 1910 г.
Ольга Николаевна - в форме 3-го гусарского Елисаветградского полка.
Татьяна Николаевна - в форме 8-го уланского Вознесенского полка.


Ольга и Татьяна


Николай II с дочерьми, Ольгой и Татьяной, на параде. Фото из журнала Нива, № 33 за 1913 год


Николай II и княжна Ольга Николаевна с гусарами подшефного полка


Татьяна с подшефным полком


Великая княжна Мария Николаевна, третья дочь императора Николая II Шеф 9-го драгунского Казанского полка (с 1912 по 1917 гг)

Выбирая подшефные полки для своих дам, императоры зачастую отдавали предпочтения тем полкам, у которых была самая яркая и красивая форма - гусарские, кавалергардские, уланские...

via

astori-18.livejournal.com

Выставка Императорских костюмов в Эрмитаже 2014

В этом году в Эрмитаже в Санкт-Петербурге проходила необыкновенно красивая и познавательная выставка одежды и личных предметов Императорской фамилии.

Фотографировать было нельзя, поэтому надергала фото по всему интернету, буквально собирала по крупицам, если кто-то будет категорически против, его фото уберу.

Это было роскошное зрелище! Парадные церемониальные костюмы Императорской фамилии, платья императриц с немыслимыми шлейфами! Бальные платья, нереальной красоты, со всеми этими милыми женскими подробностями - шелковые туфельки, расписные веера, вышитые цветами шелковые зонты, кокетливые шляпки с перьями или бантами, или с перьями и бантами, и цветами, лайковые перчатки на крохотные аристократические ручки... Восторг! Я испытала чистейший восторг! И у этих дам были достойные кавалеры, в парадных сверкающих мундирах и начищенных сапогах.

Отдельное удивление вызвали Детский зал и зал "Слуга государев".

Среди красивейших детских вещичек есть и батистовые платьица, и замшевые туфельки. У маленьких царевичей и великих княжон были длиннейшие парадные распашонки и конверты с кружевами, а для кристин полагалась рубашечка со шлейфом длиной 1,5 м! Также в детском зале были представлены подарки царским детям - кареты, игрушечные ружья и сабли, изготовленные тульскими оружейными мастерами, стеклянная и фарфоровая кукольная посуда, куклы и плюшевые медведи.

Церемониальные платья отличают длинные богато расшитые шлейфы. Парадные мундиры кавалеров ничуть не уступают в богатстве отделки.

Придворные платья охватывают несколько столетий и разных исторических модных стилей - начиная от роскошных платьев Петровской поры в стиле Барокко, заканчивая изысканной и камерной модой периода Модерна.

Платье Екатерины II. В гардеробе императрицы было несколько платьев в военном стиле, каждое по цвету того или иного гвардейского полка.

Это прекрасное бальное платье расшито множеством шифоновых розочек - полностью все платье и его роскошный шлейф.

Костюмы в стиле Ампир.

Чудесные платья в стиле Ампир. Образец роскошной вышивки.

На плече этого бального платья - роскошная ветка белой сирени из ткани.

Платье в стиле Модерн из бархата, затканного узором.

Жаль, что у меня нет фото этого платья полностью. Платье бальное с небольшим шлейфом, и все сплошь расшито пайетками очень нежного серо-жемчужного оттенк и переливается, словно чешуя диковинной рыбы.

Выставлены также домашние платья: "простые" - из батиста, или из бархата, и даже шелковый халат императора Александра III, и батистовое неглиже его супруги.

Накидка шелковая атласная, похожая на простеганное одеяльце, и батистовое домашнее платье:

Вот такая красота стояла на туалетном столике в будуаре императрицы.

Одежда для детей. Платья из батиста и шелка с вышивкой.

Парадное платье кормилицы новорожденного царевича или великой княжны.

Маскарады при дворе любили. Маскарадным костюмам посвещен отдельный зал. Маскарады были или в итальянском стиле, или, особенно при Николае II, полюбили маскарады в псевдорусских нарядах:

Маскарадный костюм из розового бархата для царевича Алексея.

Отдельный зал назывался "Слуга государев". Разглядывая богато украшенные камзолы и ливреи я не сразу поняла, что все это великолепие - форма для прислуги!
Камзол церемониймейстера (с посохом! или не знаю, как правильно называется?)

www.livemaster.ru

Коронационные платья российских императриц. Часть 2

Далее в нашем цикле "Коронационные платья русских императриц" перейдем к супругам российских императоров.

Мария Федоровна, супруга Павла I

По запросу "коронационное платье Марии Федоровны" вы увидите массу прекрасных фото платья... конца 19 века. Принадлежавшего Марии Федоровне, супруге Александра III.
Но нас интересует совершенно другой период.
Жену Павла I звали в девичестве София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, и жила она с 1759 по 1828 год.
Молодую Марию Фёдоровну современники описывали как «близорукую, статную свежую блондинку, очень высокого роста и склонную к преждевременной полноте», которая могла носить с утра до вечера пышное церемониальное платье, утомлявшее кого угодно, но только не её. Даже во время беременности она не снимала парадного платья и неизменно затягивалась в корсет.

На ее портретах можно увидеть как платья конца 18 века, так и ампирную моду.
Коронация же была 5 (16) апреля 1797 года. То есть нас явно должно интересовать платье с фижмами по моде конца 18 века.
Само платье, насколько я могла понять, не сохранилось. Поэтому нам остаются портреты.
1 - Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина. 1776 г.
2 - Alexander Roslin .Портрет Великой княгини Марии Федоровны.около 1777 г.
3 - Портрет императрицы Марии Федоровны. Неизвестный художник по оригиналу Л.Э. Виже-Лебрен. Начало XIX в.
4 - lisabeth Vige-Lebrun .Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1799 г. Предположительно, именно на нем изображено коронационное платье.
5, 6, 7, 8 - МАРТИН ФЕРДИНАНД КВАДАЛЬ Коронация Павла I и Марии Федоровны. 1799 г.
Как видите, платье изображено довольно условно, кроме цвета и рукавов понять практически ничего нельзя.
Ну и еще два портрета уже по моде XIX века
9 - Россия, 1823 г. Автор Кюннель.
10 - Schultz Ludwig — Portrait of Empress Maria Fiodorovna. XIX век

Елизавета Алексеевна, жена Александра I
Платье ее тоже не сохранилось, так что опять будут портреты.
Но сначала хотела немного сказать о ней самой.
Вы знаете, в меня сейчас могут полететь тапки, но я не люблю ампир. В первую очередь за то, что взяв за основу греческих богинь ампир умудрился воплотить их в образе кротких безвольных овечек. Одинаково беленьких привидений в идентичных ночных рубашках.
Приношу извинение, если кого-то задела, ампирные платья тоже бывают очень красивы, но общий образ - он какой-то такой.
А еще, читая о ее судьбе я думала о том, что всю историю Христианской Европы и России ( не только, но я о них) люди придумывали массу способов загнать себя в противоестественные рамки, пойти наперекор и поперек своей природы, заставить следовать этим странным правилам других, а потом на досуге размышляли о том, что скорбь и страдания - суть человеческой жизни.
Нежная, кроткая, красивая принцесса Луиза, умная, прекрасно образованная и принц Александр, внук Екатерины Великой.
14-летнюю девочку и 15-летнего мальчика свели вместе, заставили назвать друг друга супругами, придумали кучу розовой романтики о Амуре и Психее и всю оставшуюся жизнь шпыныли за неспособность быть не друзьями, но любить друг друга как мужчина и женщина.
К моменту коронации, всего к 22 годам, Елизавета была замужем 8 лет, пережила смерть дочери, практически не виделась с мужем и пряталась от мира уже многие годы.
Девушки, когда вам очередной раз приходит в голову мысль о том, как было тогда прекрасно - почитайте о судьбах женщин тех времен. Наденьте джинсы, бегите на любимую работу, влюбляйтесь, расставайтесь, живите ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
А пышные платья со шлейфом наденем на костюмированный бал. И в корсет если и утянемся, то по личной придури, а не по велению общества и морали.

Александра Фёдоровна Фридерика Шарлотта Вильгельмина Прусская

годы жизни 1798 - 1860

Жена российского императора Николая 1

Принцесса прибыла в Россию, приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 13 июня 1817 года, в возрасте 19 лет, в церкви Зимнего дворца обвенчалась с Николаем Павловичем, которому исполнился 21 год. При русском дворе новую великую княгиню приняли любезно. «Нам памятна её величественная и строгая фигура, представлявшая законченный тип немецкой красоты», — писал современник. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Брак их был многодетным.

В молодости Александра Фёдоровна была изрядной кокеткой, сорила деньгами на лучших курортах Европы, почти каждый год ездила с мужем в Германию. Именно она стала причиной появления известной поговорки.

Герцен в № 1 своего «Колокола» писал о Александре Федоровне :
"Снова вдовствующая императрица дала Европе зрелище истинно азиатского бросанья денег, истинно варварской роскоши. С гордостию могли видеть верноподданные что каждый переезд августейшей больной и каждый отдых ее - равняется для России неурожаю, разливу рек и двум-трем пожарам."

Рождения 8 детей и климат Петербурга сильно подкосили ее здоровье, но Александра Фёдоровна умела владеть собой, скрывать под маской безоблачного счастья обиды и слёзы, старалась казаться здоровой и весёлой, когда её мучила лихорадка.

В 1845 году, когда врачи велели Александре Фёдоровне ехать для поправки здоровья на юг, в Палермо, казавшийся несгибаемым император умолял их со слезами: «Оставьте мне мою жену!» Не в силах вынести разлуку, он совершил путешествие на Сицилию.

В 1854 году Александра Фёдоровна была как никогда близка к смерти. Через год, после кончины Николая I, она затворилась в Александровском дворце и на протяжении пяти лет носила титул вдовствующей императрицы. Она была окружена избранным кругом любимых фрейлин. В эти годы императрица всё чаще болела, лечилась в Швейцарии, Ницце и Риме, а вернувшись из заграничной поездки в июле 1860 года уже не переставала хворать. Александра Фёдоровна скончалась 20 октября 1860 года в Царском Селе, ей было шестьдесят два года.

Довольно часто встречаются портреты Александры Фёдоровны в платьях, выполненных в русском стиле.

Коронационное же платье переходное от ампира к романтизму и традиционно европейское.

На этом я заканчиваю вторую часть цикла "Коронационные платья русских императриц". В третьей части я расскажу вам о трех последних императрицах, женах Александра II Александра III и Николая II. Первая часть здесь >> .
С теретьей частью можете ознакомиться здесь>> .

www.livemaster.ru

Мундирное платье — символ сильной женщины

Костюмы в стиле милитари особы царской крови надели ещё во времена Петра I. В первую очередь потому, что многие из них брали шефство над гвардейскими полками, получая таким образом право носить их форму.

Екатерина II ввела в моду платья-мундиры, и надевать их разрешалось только лишь женщинам и девушкам из правящей семьи.

Княжны Ольга и Татьяна Николаевны Романовы (дочери Николая II) в парадных мундирах своих подшефных полков

Платья при Екатерине II

Предшественница Екатерины Второй, Елизавета Петровна, время от времени с удовольствием носила мужской мундир, который отлично корректировал её пышные формы. Екатерина придала этому наряду новый смысл: она надела офицерский мундир во время переворота, насильственно захватывая власть в стране. Символика и мужественность костюма настолько стали близки сильной и властной императрице, что она частенько облачалась в мундир в первые годы правления. В таком виде она позировала и для своих портретов. Однако появляться в мужской одежде на торжественных мероприятиях было попросту неприлично, поэтому Екатерина, как женщина со вкусом и отменным чутьём, изобрела собственный вариант наряда — платье-мундир. Крой, конечно же, сильно отличался от мужской военной формы, лишь повторяя отдельные линии. Зато с задачей отлично справлялся соответствующий декор и цвет формы подшефного полка.

Екатерина II в мундирном платье

Первым таким платьем в 1763 году стал женский мундир Преображенского полка — тёмно-зелёный, с золотыми галунами и форменными пуговицами. При этом наряд смотрелся очень женственно за счёт небольшого шлейфа и рукавов с аккуратным воланом-крылышком. Со временем фигура императрицы расплывалась, и прежде приталенные платья обрели крой посвободнее.

Любимые свои наряды в стиле милитари Екатерина II неизменно надевала на смотры и военные парады, на торжественные мероприятия, а также для встреч с представителями подшефных ей полков. Она на столетия вперёд задала моду для женщин практически всех царских семей, которые охотно носили гражданские платья-мундиры, добавляя собственные элегантные детали.

Платья при Александре I

Война с Наполеоном всколыхнула все сферы российской действительности, военная тема захватила умы светских дам, и это не могло не сказаться на их внешнем виде. Милитари-стиль вышел на первый план: мундирные платья носились повсеместно, их шили максимально похожими на мужскую военную форму. Особенной популярностью пользовались аксессуары для женских нарядов, походившие на атрибутику гусарской формы.

Платья при Николае I

Во времена императора Николая I, пробывшим у власти три десятилетия, модными вновь стали более строгие и скромные платья-мундиры. Но носить такой наряд считалось скорее почётным, чем ультрамодным. Интересный случай, связанный с мундирным платьем, произошёл с великой княжной Ольгой Николаевной, дочерью Николая I, которая была назначена шефом третьего гусарского Елисаветградского полка накануне 1845 года. Она поссорилась с отцом: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Княжна отстояла право на женский крой для военной формы, и юбку всё-таки оставили. Однако её платье-мундир было максимально близко к мужской военной форме и отлично подчёркивало стройную фигуру дочери императора.

Императрица Александра Фёдоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка Её Величества

Платья при Александрах II и III

Чуть было не утратили традицию во времена Александра II, светские дамы практически не носили милитари-наряды. А вот в период правления Александра III любовь к мундирным платьям вновь вернулась — в первую очередь благодаря его царственной супруге Марии Федоровне. Она отличалась изысканным вкусом и знала, как подчеркнуть свою фигуру. Мария Федоровна любила приталенные платья-мундиры екатерининской эпохи. Её портнихи добавляли к ним высокие воротники, широкие, богато расшитые манжеты, а также форменные пуговицы с гербом.

Платья при Николае II

В отличие от Марии Федоровны, супруга Николая II платья-мундиры не любила и не надевала вообще. Дамы при дворе вернулись к классическому крою женской околовоенной формы. Однако в императорской семье росли четыре дочери. По традиции, княжны принимали шефство над полками, а затем с удовольствием надевали мундирные платья цвета своих подшефных войск. Мода на женские мундиры, олицетворявшие силу и свободный дух, продержалась ещё не одно десятилетие.

Читайте также: Одежда, которая убивала

www.factroom.ru

Личные вещи Екатерины Великой: lenarudenko — LiveJournal

Во дворце Ораниенбаума, о котором я писала в посте "Царственные призраки", выставлена экспозиция личных вещей Екатерины Великой.
1. Царский комод


2. Карточный столик


3. Веер царицы


4. Туфли на каблуках


5. Мундирное платье царицы


6. Царское седло


7. Чернильница


8. Книга царицы


9. Документ с царской подписью


10. Царские карты


11. Вид экспозиции



lenarudenko.livejournal.com

Потрясающие украшения русских цариц | Журнал Ярмарки Мастеров

Драгоценности царицы служили в первую очередь одной цели: показать высокое положение своей хозяйки, являясь бесценными произведениями высочайшего ювелирного искусства. Это драгоценности были поистине царские во всех смыслах этого слова. Задача их была — демонстрировать пышность и великолепие царского двора, его высокое положение.

Корона Российской Императрицы Анны Иоанновны драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730–1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.

Одной из самых страстных любительниц роскошных украшений была Елизавета Петровна.

У императрицы было множество интересных комплектов — например, серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов. Тонкие алмазные струйки на них заканчивались полновесными сапфирами, которые при обработке купали в медном купоросе для оживления цвета.

Во времена Елизаветы Петровны одним из самых распространённых типов украшений были бриллиантовые броши. Для разных частей костюма полагались броши разного назначения: для шляпки, для прически, для шали, шпильки для корсажей, заколки для юбок. Бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии, изготовленная Позье по заказу императрицы, позже передавалась каждому новому правителю из дома Романовых. Сейчас эта реликвия хранится в Алмазном фонде России. Ее ширина 25 см, а высота — 11, она украшена 805 бриллиантами.

Елизавета, падкая до новинок, была первой обладательницей кольца с механическими часами. Оно было сделано по ее заказу и положило начало правилу всегда носить часы с собой.

В XVIII веке в России был распространен запрет на курение в публичных местах, поэтому особую популярность имел нюхательный табак. Исключением не стала и императрица Екатерина II, которая с удовольствием нюхала табак и коллекционировала специальные шкатулочки для его хранения — табакерки. Например, в Эрмитаже хранятся несколько подобных изделий мастеров Иеремия Позье и Жан Пьер Адора. Это золотая прямоугольная табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, а также шкатулка с вмонтированными в крышку и дно специальными оттисками медалей. На последних изображена сама Екатерина II в образе Минервы, богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме.

Большая императорская корона Российской Империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).

Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской Империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России.
Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой Иператорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны - супруги императора Александра Третьего. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Корона реставрирована ювелирами ГОХРАНА в 1984-85 гг.

В начале XIX века ушли в прошлое фижмы, пышные причудливые парики. Их сменили строгие гладкие причёски с тяжёлым узлом на затылке, свободные платья со струящимися складками, напоминающие греческую тунику. Увлечение античностью вызвало появление новой формыукрашения – диадемы.
Хорошо известная по портретам жены Александра I, Елизаветы Алексеевны, это диадема является произведением большой художественной ценности. Изящество формы составляет главное достоинство этой вещи. Рисунок ясный, чёткий, строго организованный.

Составленная из огромного количества бриллиантов и крупных солитеров чистейшей воды, диадема кажется лёгкой и как бы сотканной из переливающегося огненного света.
Волнообразный бег грушевидных бриллиантов-панделоков повторяет ряд подвижных сверкающих бриолетов. Центр фиксирует нежно-розовый бриллиант весом 13 каратов, неоднократно упоминавшийся среди сокровищ Павла I.
Цельность, логика композиционного построения, качество камней создают прекрасное ювелирное изделие.

Начало XX века ознаменовались падением монаршей власти в России, в результате чего пропали многие предметы искусства, в том числе и драгоценности. Тем не менее, до современников дошли описания великолепного жемчужного ожерелья, которое было преподнесено Александре Федоровне родителями Николая Романова в честь ее прибытия в Россию. 280 белоснежных крупных жемчужин-виноградин составляли общую длину почти два метра. В коллекции Алмазного фонда кремля находиться лишь застежка-фермуар из изумруда весом 250 карат и 54 обрамляющих белых бриллиантов в драгоценном кружеве. Известно, в 1967 году Оружейная палата в Московском Кремле устраивала выставку императорских драгоценностей, где было продемонстрировано жемчужное колье Александры Федоровны, но меньшее по длине.

Эта роскошная диадема украшала голову императрицы Александры Федоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы. Подобные диадемы “Lovers knot” (узелки любви), мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры Федоровны было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая — большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста — версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами, представлена на этом снимке. Все следы диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.

Драгоценности русских цариц, хранящиеся в музеях и частных мировых коллекциях — это лишь толика всего, что исполняли придворные ювелиры. Тем не менее, даже малая их часть приводит в восторг и без слов уверяет в том, что это настоящие предметы роскоши, достойные лишь королевских особ.

www.livemaster.ru

Екатерины II, Александры Федоровны, Марии Федоровны и других.

Знаете, где лучше всего хранить драгоценности? На портретах. Желательно — великих художников. Рассматриваем великие украшения, которые русская живопись для нас сберегла от исчезновения в огне революции.

Екатерина Великая

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1780-е. ГЭ

Императорские регалии. Алмазный фонд Кремля

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1780-е. ГЭ

Пусть другие коронованные женщины той эпохи красуются на портретах в женственных и кокетливых украшениях — они ведь просто супруги монархов. Екатерина II — самодержица, потому не стремилась предстать перед глазами подданных как слабая, хрупкая женщина, и наряды и драгоценности на ее (многочисленных) портретах подчеркивают высокий статус.

Портрет кисти Федора Рокотова из Эрмитажа «усыпан бриллиантами». Самые ценные украшения — это императорские регалии: в руках Екатерина держит скипетр, которым указывает на подушку с Большой императорской короной и державой. Они были изготовлены для ее коронации 1762 года и с той поры использовались всеми ее потомками. Большевики не решались продавать такие знаковые вещи, поэтому они чудом сохранились до наших дней — и теперь в Алмазном фонде Кремля.

Но есть на картине и утраченные драгоценности. В волосах императрицы — Малая императорская корона, которую сложно разглядеть за сильно напудренными волосами. Подобные короны были личной собственностью императриц, и после их смерти разбирались, поэтому это не та регалия, которая хранится в Алмазном фонде. На корсаже — яркой ленте — орден Святого Георгия. Но в глаза в первую очередь бросается массивная, усыпанная бриллиантами огромная цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, старейшего и высшего из российских орденов.

Вглядимся в звенья цепи — герб с двуглавым орлом, трофей с вензелем Петра Великого (основателя ордена), розетка с Андреевским крестом. Однако их форма теряется за блеском бриллиантов, тщательно выписанных Рокотовым. Блеска должно быть много, ведь перед нами — воплощение власти!

Елизавета Алексеевна

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. ГМЗ «Павловск»

Кольцо с камеей Екатерины II. 1782-1790. ГЭ

Иоганн Георг Иегер. Подвеска-браслет с портретом Екатерины II. XVIII в. ГЭ

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны (фрагмент). 1795. ГМЗ «Павловск»

А вот императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, была равнодушна к представительской стороне двора. Именно поэтому в 1795 году Владимир Боровиковский изобразил ее такой — совсем юной, деликатной, скромной. Единственная драгоценность на портрете — это резная камея с профилем Екатерины, в рамочке, осыпанной бриллиантами. Заметим: портрет именно бабушки мужа, правящей императрицы, а не мужа или родителей. (Кстати, автор утраченной ныне камеи, быть может, свекровь Мария Федоровна — она владела токарным искусством и создавала портреты родни.)

Девушке на картине 16 лет. Впереди у Елизаветы Алексеевны целая жизнь, и, надо сказать, несчастливая. Время, когда был написан портрет, окажется, наверное, едва ли не самым лучшим. Позже она так будет писать матери: «Признаюсь. Я всегда люблю возвращаться к царствованию императрицы Екатерины, и, хотя застала его всего четыре года, будучи в том возрасте, когда мало размышляют, эта эпоха осталась для меня образцом, формой, которая невольно служила для меня мерилом».

Камея с профилем Екатерины II куда больше подходит Елизавете Алексеевне, чем любые другие украшения. Ведь даже в день коронации Павла I она, как записала ее фрейлина, «рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз». И в этом — вся она.

Мария Федоровна

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1881. ГЭ

Шарль Жакотен. Фотография Марии Федоровны. 1881

Хьюго Райтсон. Фотография британской королевы Марии в тиаре-кокошник. 1934

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. ГЭ

Датская принцесса Дагмар воспитывалась в скромности, если не сказать в бедности. Так, ее родители даже не смогли приехать на свадьбу дочери из-за нехватки денег. Однако императорские наряды и драгоценности рода Романовых новоиспеченная русская великая княгиня, а затем и императрица носила изящно и непринужденно, словно приучена с детства.

На портрете кисти Ивана Крамского, написанном в начале 1880-х, она в роскошном жемчужном уборе — трех тяжелых колье и бриллиантовой тиаре, напоминающей русский кокошник. К сожалению, драгоценности с этого портрета, в том числе броши, браслеты и крохотные сережки-звездочки, были утрачены, зато сохранилась фотография, на которой Мария Федоровна позирует в точно таком же наряде, и не исключено, что художник пользовался этим кадром в процессе работы. Странно думать такое про Крамского, но в XIX веке подобный метод не считался зазорным, особенно в случае таких высокопоставленных заказчиков.

Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею — подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее. В юности прелестные сестры вдохновлялись нарядами друг друга, так что неудивительно, что в 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы. «Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару», — писала она. И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато ее «двойник» до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II.

Мария Павловна

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны (эскиз). 1911. Ярославский художественный музей

Королева Елизавета II во Владимирской тиаре. 1957

Королева Мария во Владимирской тиаре. 1934

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911. Частное собрание

Мария Павловна, супруга великого князя Владимира (третьего сына Александра II), императрицей никогда не была, но на потрете кисти Бориса Кустодиева она украшена настолько знаменитой драгоценностью, что мы не смогли пройти мимо. На ней — Владимирская тиара, которая сегодня также принадлежит британской королеве Елизавете II, причем является одной из ее любимых драгоценностей.

Тиара, которую великий князь Владимир Александрович подарил своей новобрачной, состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого качается жемчужная подвеска. После революции Мария Павловна смогла покинуть Россию и сберечь часть украшений. Тиару унаследовала ее дочь Елена, супруга принца греческого. Титул в ту пору значил немного, семье не хватало денег, так что в 1921 году украшение продали, и приобрела его Мария, английская королева-консорт. По указанию королевы Марии тиару переделали так, чтобы жемчужины-подвески можно было заменять на изумрудные. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II.

Любопытно, что эта картина была лишь эскизом. В законченном варианте Мария Павловна предпочла, чтобы ее написали не в голубом с черным, а в серебряной парче, а вместо Владимирской тиары на ней роскошный комплект из бриллиантов и сапфиров. На месте остались только красная лента ордена Святой Екатерины и бюст скончавшегося несколькими годами ранее мужа на заднем плане.

Александра Федоровна

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны. 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Коронационная мантия Александры Федоровны. 1896. ММК

Коронационное платье Александры Федоровны. 1896. ММК

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны (фрагмент). 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Портрет последней русской императрицы Александры Федоровны кисти Константина Маковского демонстрирует ее роскошный наряд в день коронации. У коронационных портретов существуют свои законы — монархов принято изображать в полный рост, в горностаевой мантии, в короне и с прочими регалиями. Императрица наряжена в так называемое русское платье из серебряной парчи, расшитое серебром и жемчугом. Кстати, оно сохранилось до наших дней в собрании Музеев Московского Кремля, как и мантия из золотой парчи, отделанная мехом.

Шею Александры Федоровны обвивают несколько жемчужных ожерелий — кажется, на тот же манер, как и на портрете свекрови Марии Федоровны. Цепь ордена Святого Андрея Первозванного, в отличие от той, что изображена на портрете Екатерины Великой, сохранилась в Оружейной палате. Ее сделали для жены Павла I и с той поры использовали на всех последующих церемониях. Можно разглядеть и главный женский орден империи — Святой Екатерины.

Однако главное в коронации — корона. Голову Александры Федоровны украшает Малая императорская корона. И эта регалия тоже не сохранилась — но, в отличие от предыдущих Малых корон, ее не разобрали наследники, а продали после революции.

www.culture.ru


Смотрите также