Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Платья императрицы марии федоровны


Придворные платья императрицы Марии Федоровны: selyanka1 — LiveJournal


Рослин Александр. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. Около 1777 г.

В Музее костюма ГМЗ "Павловск" сейчас проходит выставка "Тобой был так украшен свет!", посвященная гардеробу императрицы Марии Федоровны (сохранилось целых 15 платьев)

Обнаружив в интернете в статьях об этой выставке совсем посторонние портреты, я на всякий случай напомню, что было две русские императрицы по имени Мария Федоровна - жена Павла I (1759 - 1828) и жена Александра III (1847 - 1928). Так вот эта выставка посвящена жене Павла и знакомит с сохранившимися платьями ее гардероба.


Императрица Мария Фёдоровна, жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I, слыла большой модницей. Свой высокий статус она подтверждала не только делом — а она патронировала многие учебные заведения России и воспитательные дома, — но и нарядами, причёсками, осанкой. Об этом писали современники царицы, в этом можно убедиться и сейчас: в Павловске, любимой загородной резиденции Марии Фёдоровны, на выставке ее костюмов.

Платья в наследство


Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны — корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург.

То самое коронационное платье.

Известно, что у императрицы было множество платьев — сотни, если не тысячи. Но в экспозиции их только 14 (15-е коронационное сейчас проходит реставрацию). Тем не менее это — её полный сохранившийся гардероб.

"В то время платья были очень дорогими, их шили из роскошных тканей, каждое было настоящим произведением искусства, — рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. — Ценные платья завещали, передавали по наследству, даруя им вторую жизнь".



Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Джордж Доу 1820-е гг.Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям — там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи. Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов.

"В нашей стране — с учётом революционных бурь — такие находки вряд ли возможны", — вздохнула Вера Дементьева.

Так что на выставке в Павловске — только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения.



Бальное платье 1827 год. После смерти Марии Федоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это ее любимое платье. Наряд сшит из желтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, "фонариком", покрыты желтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля

Весь день в нарядах


София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская должна была стать герцогиней Гессенской. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой.

По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: "То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. — Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером Лампрехтом".


Портрет Великой княгини Марии Федоровны. И. Пульман, 1782 – 1787 гг., с оригинала П. Батони, 1782 г.

Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.


Платье кавалерственной дамы Ордена Святой Екатерины Большого Креста, 1790-е гг. Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах - начальницу Ордена отличала лишь зеленая мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зеленого бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зеленым бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золоченой нити, канителью и блестками. Подлинное кружево не сохранилось: так как оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале ХХ века.


Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Кроме того, Марию Фёдоровну обшивали прибывшие из-за границы портные - Иоганн Петерсон, Иоганн Геттингер, Иоганн Ральф, мадам Дауни, мадам Дювердир. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.

В мастерской Роз Бертен была создана и кукла "Большая Пандора" (из ГМЗ "Гатчина") в костюме Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины. Само орденское платье для Марии Федоровны (из ГМЗ "Павловск") по этому образцу было изготовлено в России.

Отметим, что сейчас "Пандоры" – большая музейная редкость. В XVIII столетии они играли роль глянцевых журналов и модных показов. Куклы, облаченные в новое платье, создавались в Париже и рассылались по всей Европе. Стоили они очень дорого, заказать "Пандору" как эталонную модель могли лишь самые состоятельные дамы.

"Все эти платья уникальные, — уверен замдиректора Павловского музея по научной работе Ринат Гафифуллин. — По традиции лишь коронационные платья передавали в Оружейную палату, поэтому они сохранились, а гражданские после смерти императриц отдавали церквям. Сохранились частично гардеробы жён Александра III и Николая II, потому что случилась революция. Но если говорить о XVIII-XIX веках, то существует только гражданский гардероб Марии Фёдоровны. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам".

Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем.

Революция в гардеробе

Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами — чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний.


"Русское" придворное платье, 1790-е годы. Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань - белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.


Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства "русским" нарядам. Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава — элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.


Придворное платье, 1800-1801 гг. В нем императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии - юбка начинается под грудью. Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено черной бархатной тесьмой

"На левой стороне груди этого платья нашит маленький мальтийский крестик, — показала хранитель фонда тканей Наталья Вершинина. — Хотя вообще-то в мальтийские рыцари женщин не принимали, а членам Ордена даже запрещалось жениться. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски".

В конце XVIII века на смену рококо в моду пришёл классицизм, подчёркивающий природные линии тела. Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники. Шили их из дорогих "статусных" тканей — шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.

Например, зелёное придворное платье вполне подошло бы и для нынешних празднеств. Его асимметричный покрой привлекает внимание модельеров и сейчас.

"Это французская мода времён Директории, до прихода к власти Наполеона, — рассказала Вершинина. — Тогда всё было по-новому, и в одежде тоже. Это был очень кроткий период, всё быстро закончилось. Так что подобных платьев сохранилось мало".

Но ценно платье не только этим. Именно в нём Мария Фёдоровна была в последний раз в статусе жены — она надевала его в тот вечер, когда убили Павла I. А утром она проснулась уже вдовой.


Придворное платье 1826-1828 гг. Сшито из голубого шелка. Завышенная линия талии, круглое декольте, короткие рукава фонариком, покрытые петлями из тюля и расшитые мишурой. Юбка книзу расширяется, укреплена валиком. Вышивка по подолу выполнена серебряной нитью, мишурой и битью с изображением ромашек и колокольчиков. Края рукавов и декольте обшиты узким кружевом блонды. Пояс из голубого атласа с бантом на застежке.

В начале XIX века в моду вошли платья из тонких тканей, напоминающие античные хитоны и туники. Силуэт 1820-х годов более четкий: высокая ампирная линия сочеталась с расширенной к низу юбкой в форме колокола. Нередко линию талии подчеркивал широкий пояс с застежкой на спине, украшенный бантом.


Платье с выставки без описания

Как правило, для каждого платья Марии Федоровны был свой комплект аксессуаров – головной убор, боа, перчатки, веер. Сохранилось далеко не все. На выставке, в частности, представлены шляпа с пером страуса и расписной веер из слоновой кости, которые полагались к парадному платью из белого муара с золотым шитьем.


Мемориальные вещи соседствуют с живописными полотнами и миниатюрами, на которых изображена Мария Федоровна в платьях, скроенных подобно тем, что представлены на экспозиции.


Слева: Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен  "Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны". 1799 г. ГМЗ Петергоф.

Справа: Джордж Доу "Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны" Не позднее 1825 г. Русский музей

отсюда и отсюда

selyanka1.livejournal.com

В чём встречали Рождество русские императрицы

Императрица Мария Фёдоровна, жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I, слыла большой модницей. Свой высокий статус она подтверждала не только делом — а она патронировала многие учебные заведения России и воспитательные дома, — но и нарядами, причёсками, осанкой. Об этом писали современники царицы, в этом можно убедиться и сейчас: в Павловске, любимой загородной резиденции Марии Фёдоровны, открылась выставка её костюмов. 

Платья в наследство

Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны — корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург.

Известно, что у императрицы было множество платьев — сотни, если не тысячи. Но в экспозиции их только 14. Тем не менее это — её полный сохранившийся гардероб.

«В то время платья были очень дорогими, их шили из роскошных тканей, каждое было настоящим произведением искусства, — рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. — Ценные платья завещали, передавали по наследству, даруя им вторую жизнь».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Художник Джордж Доу,1820-е. Холст, масло

Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям — там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи. Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов.

«В нашей стране — с учётом революционных бурь — такие находки вряд ли возможны», — вздохнула Вера Дементьева.

Так что на выставке в Павловске — только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения. И то, что выставка открылась в канун Нового года, — очень кстати: возможно, что в каком-то из этих бальных платьев Мария Фёдоровна танцевала на Рождественском балу, а в каких-то парадных нарядах принимала официальные поздравления от сановников и послов.

Бальное платье, 1827 год. После смерти Марии Фёдоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это её любимое платье. Наряд сшит из жёлтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, «фонариком», покрыты жёлтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля.

Весь день в нарядах

София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская должна была стать герцогиней Гессенской. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой.

По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. — Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером Лампрехтом». 

Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.

Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века.

Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Кроме того, Марию Фёдоровну обшивали прибывшие из-за границы портные - Иоганн Петерсон, Иоганн Геттингер, Иоганн Ральф, мадам Дауни, мадам Дювердир. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.

«Все эти платья уникальные, — уверен замдиректора Павловского музея по научной работе Ринат Гафифуллин. — По традиции лишь коронационные платья передавали в Оружейную палату, поэтому они сохранились, а гражданские после смерти императриц отдавали церквям. Сохранились частично гардеробы жён Александра III и Николая II, потому что случилась революция. Но если говорить о XVIII-XIX веках, то существует только гражданский гардероб Марии Фёдоровны. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам».

«Русское» придворное платье, 1790-е годы. Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.

Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем.

Революция в гардеробе

Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами — чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний.

Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства «русским» нарядам. Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава — элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.

Придворное платье, 1800-1801 годы. В нём императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии — юбка начинается под грудью. Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено чёрной бархатной тесьмой.

«На левой стороне груди этого платья нашит маленький мальтийский крестик, — показала хранитель фонда тканей Наталья Вершинина. — Хотя вообще-то в мальтийские рыцари женщин не принимали, а членам Ордена даже запрещалось жениться. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски».

В конце XVIII века на смену рококо в моду пришёл классицизм, подчёркивающий природные линии тела. Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники. Шили их из дорогих «статусных» тканей — шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.

Например, зелёное придворное платье вполне подошло бы и для нынешних празднеств. Его асимметричный покрой привлекает внимание модельеров и сейчас.

Придворное платье, 1826-1828 годы. Сшито из голубого шёлка. Завышенная линия талии, круглое декольте, короткие рукава фонариком, покрытые петлями из тюля и расшитые мишурой. Юбка книзу расширяется, укреплена валиком. Вышивка по подолу выполнена серебряной нитью, мишурой и битью с изображением ромашек и колокольчиков. Края рукавов и декольте обшиты узким кружевом блонды. Пояс из голубого атласа с бантом на застёжке.

«Это французская мода времён Директории, до прихода к власти Наполеона, — рассказала Вершинина. — Тогда всё было по-новому, и в одежде тоже. Это был очень кроткий период, всё быстро закончилось. Так что подобных платьев сохранилось мало».

Но ценно платье не только этим. Именно в нём Мария Фёдоровна была в последний раз в статусе жены — она надевала его в тот вечер, когда убили Павла I. А утром она проснулась уже вдовой.

www.pnp.ru

Платья российских императриц и придворных дам

ПЛАТЬЯ РОССИЙСКИХ  ИМПЕРАТРИЦ 

И ПРИДВОРНЫХ ДАМ

Коллекция поступила в Эрмитаж в 1950 г. переданная из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Платье бальное императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1904-1905 гг. длина лифа: 39,0 см; длина юбки: 88,0 см Государственный Эрмитаж

Платье маскарадное в стиле эпохи возрождения Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX в. Государственный Эрмитаж

Костюм траурный императрицы Марии Федоровны Россия, Санкт-Петербург, Около 1910 г. Государственный Эрмитаж

Платье великой княжны Ольги Николаевны Россия, Санкт-Петербург, 1912-1914 гг. Государственный Эрмитаж

Костюм парадный придворный великой княжны Татьяны Николаевны Россия, Около 1913 г. Государственный Эрмитаж

По свидетельству А. К. Виллим, в начале XX в. возглавившей петербургскую модную мастерскую в семье императора существовала традиция делить дочерей на пары. Старшие - Ольга и Татьяна, составляли "Большую пару", младших - Марию и Анастасию - называли "Маленькая пара". Императрица и одевала их парами: две старшие и две младшие носили платья, почти не отличавшиеся одно от другого.
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны Франция, Париж, 188-1881 гг. Государственный Эрмитаж

Маскарадное платье в стиле эпохи возрождения Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX в. бархат, атлас, газ, металлическая нить, шнур, позумент Мастерская А.Т.Ивановой Государственный Эрмитаж
Платье бальное императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1900-1901 гг. тюлевое кружево, шелк, кружево, блестки длина лифа: 38,0 см; длина юбки: 173,0 см Государственный Эрмитаж

Платье с парадным шлейфом Россия, Начало XIX в. шелковый креп, соломка, искусственные цветы вышивка Государственный Эрмитаж

Платье бальное императрицы Александры Федоровны Австрия, Вена, 1900-1901 гг. Мастерская "G. & E. Spitzer" шёлковая сетка, атлас, кружево шантильи, длина лифа: 35,0 см; длина юбки: 156,0 см Государственный Эрмитаж
Платье визитное императрицы Марии Федоровны Франция, Париж, 1880-е гг. Модный дом Чарльза Ворта атлас, бархат, плюш, кружево, фасонная бахрома Государственный Эрмитаж
Платье придворное парадное императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX - начало XX в. .Государственный Эрмитаж
Визитное платье императрицы Марии Федоровны Россия (?), 1885-1886 гг. гро-де-тур, атлас, репс, брюссельское кружево Государственный Эрмитаж
Пелерина императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1901 г. .Государственный Эрмитаж
Придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1880-е гг. Ателье Изамбар Шансо; Мастерская А. Ламан (вышивка) бархат, шелк, металлическая нить, бить, канитель, металл .Государственный Эрмитаж




Платье придворное парадное Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX - начало XX в. Государственный Эрмитаж


Платье бальное императрицы Александры Федоровны Россия, Москва, 1902-1903 гг. тюль, атлас, брюссельское кружево, серебряная парча, накладное шитье, блестки, бить .Государственный Эрмитаж

Платье княгини Т.А. Юсуповой Западная Европа, 1858-1859 гг. .Государственный Эрмитаж
Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны Франция, Париж, 1900 г. Модный дом Чарльза Ворта .Государственный Эрмитаж
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны Россия, Москва, 1902-1903 гг  бархат, шифон, машинное кружево малин, стразы Мастерская Н.П. Ламановой .Государственный Эрмитаж
Платье императрицы Марии Федоровны Франция, 1880-е гг. .Государственный Эрмитаж
Платье визитное вдовствующей императрицы Марии Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1908-1909 гг. Государственный Эрмитаж




Платье визитное императрицы Марии Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1888 г. Государственный Эрмитаж




Платье визитное императрицы Марии Федоровны Россия (?), ок. 1893 г. Государственный Эрмитаж




Платье послеобеденное вдовствующей императрицы Марии Федоровны Франция, Париж, 1899-1900 гг. Государственный Эрмитаж



Платье вечернее императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1900-1901 гг. Государственный Эрмитаж

С уважением, Елена Дешарэль

desharel.blogspot.com

Императрица Мария Фёдоровна: венценосная модница

Российская императрица Мария Фёдоровна — жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I — пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Портрет великой княгини Марии Федоровны. Около 1777, Рослин Александр (1718 – 1793)

Императрица Мария Фёдоровна, жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I, слыла большой модницей. Свой высокий статус она подтверждала не только делом — а она патронировала многие учебные заведения России и воспитательные дома, — но и нарядами, причёсками, осанкой. Об этом писали современники царицы, в этом можно убедиться и сейчас: в Павловске, любимой загородной резиденции Марии Фёдоровны, открылась выставка её костюмов.

Платья в наследство

Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны — корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург.

Известно, что у императрицы было множество платьев — сотни, если не тысячи. Но в экспозиции их только 14. Тем не менее это — её полный сохранившийся гардероб.

«В то время платья были очень дорогими, их шили из роскошных тканей, каждое было настоящим произведением искусства, — рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. — Ценные платья завещали, передавали по наследству, даруя им вторую жизнь».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Художник Джордж Доу,1820-е. Холст, масло

Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям — там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи. Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов.

«В нашей стране — с учётом революционных бурь — такие находки вряд ли возможны», — вздохнула Вера Дементьева.

Так что на выставке в Павловске — только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения. И то, что выставка открылась в канун Нового года, — очень кстати: возможно, что в каком-то из этих бальных платьев Мария Фёдоровна танцевала на Рождественском балу, а в каких-то парадных нарядах принимала официальные поздравления от сановников и послов.

Бальное платье, 1827 год. После смерти Марии Фёдоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это её любимое платье. Наряд сшит из жёлтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, «фонариком», покрыты жёлтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля.

Весь день в нарядах

София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская должна была стать герцогиней Гессенской. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой.

По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. — Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером Лампрехтом».

Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.

Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века.

Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Кроме того, Марию Фёдоровну обшивали прибывшие из-за границы портные - Иоганн Петерсон, Иоганн Геттингер, Иоганн Ральф, мадам Дауни, мадам Дювердир. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.

«Все эти платья уникальные, — уверен замдиректора Павловского музея по научной работе Ринат Гафифуллин. — По традиции лишь коронационные платья передавали в Оружейную палату, поэтому они сохранились, а гражданские после смерти императриц отдавали церквям. Сохранились частично гардеробы жён Александра III и Николая II, потому что случилась революция. Но если говорить о XVIII-XIX веках, то существует только гражданский гардероб Марии Фёдоровны. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам».

«Русское» придворное платье, 1790-е годы. Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.

Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем.

Революция в гардеробе

Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами — чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний.

Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства «русским» нарядам. Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава — элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.

Придворное платье, 1800-1801 годы. В нём императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии — юбка начинается под грудью. Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено чёрной бархатной тесьмой.

«На левой стороне груди этого платья нашит маленький мальтийский крестик, — показала хранитель фонда тканей Наталья Вершинина. — Хотя вообще-то в мальтийские рыцари женщин не принимали, а членам Ордена даже запрещалось жениться. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски».

В конце XVIII века на смену рококо в моду пришёл классицизм, подчёркивающий природные линии тела. Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники. Шили их из дорогих «статусных» тканей — шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.

Например, зелёное придворное платье вполне подошло бы и для нынешних празднеств. Его асимметричный покрой привлекает внимание модельеров и сейчас.

Придворное платье, 1826-1828 годы. Сшито из голубого шёлка. Завышенная линия талии, круглое декольте, короткие рукава фонариком, покрытые петлями из тюля и расшитые мишурой. Юбка книзу расширяется, укреплена валиком. Вышивка по подолу выполнена серебряной нитью, мишурой и битью с изображением ромашек и колокольчиков. Края рукавов и декольте обшиты узким кружевом блонды. Пояс из голубого атласа с бантом на застёжке.

«Это французская мода времён Директории, до прихода к власти Наполеона, — рассказала Вершинина. — Тогда всё было по-новому, и в одежде тоже. Это был очень кроткий период, всё быстро закончилось. Так что подобных платьев сохранилось мало».

Но ценно платье не только этим. Именно в нём Мария Фёдоровна была в последний раз в статусе жены — она надевала его в тот вечер, когда убили Павла I. А утром она проснулась уже вдовой.

Как одевались "и в пир, и в мир" венценосные особы, конечно, любопытно узнать. Да и вообще жизнь королевских семей очень интересна многим под любым ракурсом. В чем-то очень похожие на обычных людей, но ведущие с другой стороны существование, до которого мало кто может «дотянуться руками» – монархические семьи в зависимости от рассказов о них становятся нам то ближе, то дальше. Вот императрица Мария Федоровна оказалась настоящей модницей, желающей быть актуальной своими нарядами. Среди современных женщин тоже найдется немало таких.

А на портале «Мои года» , напомним, есть и другие публикации о разнообразной жизни монархов, заслуживающие внимания. Например:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...

  • Переждать карантин на даче: тут не будет доставки продуктов, да и скорая может не приехать
    В связи с объявленным карантином по причине распространения коронавируса в Москве, многие жители столицы закрывают свои московские квартиры и перебираются на дачи, в надежде переждать пандемию там. Однако не все медики одобрительно относятся к такому варианту изоляции.
  • ТОП 10 Самых таинственных мест планеты

  • Везучий сосед
    Жил в деревне человек, каких много: работал от зори до зори, забот у него на весь день хватало и ещё на следующий день оставалось.
  • Защитные маски: модная примета нашего времени?
    А что, если мода — это не только способ избавиться от скуки быта и повседневности? Вдруг это тайный код, которым мы записываем самую суть нашего времени?
  • Леонид Рошаль: Сегодня главной бедой мне видится паника
    За те десять лет, что я не брал у него интервью, знаменитейший врач России Леонид Рошаль (тут перечень титулов примерно на пару гигов) практически не изменился. И про него по-прежнему можно сказать словами доктора Пирогова: «Врачом называется тот, в чьем присутствии больному легче». Здоровому – тоже.
  • Жизнь на пенсии

  • Западные клубы и советские хоккеисты: охота на «звезд»
    Известная «Русская пятерка» в «Детройт Ред Уингз» стала легендой. Благодаря ей клуб мог похвастаться зрелищной игрой и яркими атакующими поединками. В 1995-1996 годах Боумен выделил спортсменов, которые установили новый рекорд НХЛ и навсегда прославили свою команду и государство. Никогда до этого клуб не брал такие высокие победы, как Кубок Стенли.
  • Замки и ключи
    На одном из сеансов психотерапии, пациентка призналась, что она постоянно думает об одной притче, которую прочитала недавно и что она её очень огорчила. Девушка поделилась притчей с доктором:
  • В обращении вспять ряда болезней помогают не только лекарства... Образ жизни менять надо!
    Основатель и президент Института профилактической медицины Дин Орниш занимается клиническими исследованиями. Он показал, что комплексные изменения образа жизни могут обратить вспять без лекарств и операций даже тяжелую ишемическую болезнь сердца. В книге «Болезни отменяются. Простые изменения образа жизни для профилактики заболеваний» можно найти об этом и не только любопытную и важную информацию. А пока стоит прочитать фрагмент главы, посвященной диабету второго типа.
  • Высоцкий: "Жил я славно в 1-й трети.."- 1 (Полный вариант)

  • Палка-лошадь
    Один известный психолог наблюдал, как мальчик в парке скакал на деревянной лошадке. И спросил:
  • Запас — всё! Наше мышление всегда остается в готовности к форс-мажору
    Все-таки запас на черный день — это непроходящий символ русской жизни. Какая паника? Просто сбор аварийного комплекта: соль, спички, гречка.
  • У татар в СССР была мода на античные имена. С чего бы?..
    Среди татарского населения распространены имена не только тюркского и исламского происхождения, но имена, имеющие древнегреческие и римские корни. Для примера возьмем имена мальчиков: Эрик, Ренат, Рудольф, Эдуард, Эрнст, и другие. А вот женские имена более звучные: Аделина, Луиза, Эмма, Регина, Робина, Эльвира, Фрида.
  • «Во всех ролях он был прекрасен»
    24 марта 2020 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого певца, тенора Большого театра, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата двух Сталинских премий и кавалера пяти орденов Ленина Ивана Семеновича Козловского.
  • Ароматерапия: чем полезны эфирные масла после 50 лет
    Сегодня как никогда популярна ароматерапия, которая показана не только для расслабления и релаксации в зрелом возрасте, но и рекомендована для профилактики и лечения заболеваний пожилых людей и повышения качества их жизни. Что это такое и почему специалисты все больше отмечают пользу ароматерапии, расскажем в статье.
  • Я хочу назад в СССР

  • Любитель фиников
    Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к мудрому Али (зятю Мухаммеда).
  • Таинственный Симеон Бекбулатович и знаменитый Кучум: что знает история об их потомках
    Северо-западная часть владений Чингисхана досталась его старшему сыну Джучи. Из улуса Джучи развилась Золотая Орда, зависимой территорией которой была Русь. В той или иной степени все ханы Золотой Орды знамениты в русской истории, но не о них речь в данном случае.
  • Григорий Поженян: Судьба моя непроста. Она, по сути дела, с самого начала упирается в войну
    Вспоминая Григория Поженяна
  • Преступления и наказание
    Авторитетные источники утверждают, что стопроцентный обмен клеток в организме человека, начиная «от головы до пяток», происходит за семилетний жизненный цикл. Логически рассуждая, можно сделать вывод, что если человек будет находиться в определённых условиях, то через семь лет перед нами предстанет совсем другая личность, вообще другой человек. Исходя из этого, на мой взгляд, можно считать, что срок максимальной изоляции лиц, совершивших преступление, не должен превышать семи лет, если, естественно, будут соблюдены требуемые условия их содержания.

moi-goda.ru

Придворное платье 1890 г. императрицы Марии Федоровны от Альбера Бризака

Представляем платье 1890 г., сшитое для императрицы Марии Федоровны. Платье изготовили в мастерской Альбера Бризака (Августа Лазаревича), вещи которого носили не только жена Александра III Мария Федоровна, но и ее дочки, балерина Анна Павлова и многие придворные дамы.
Следует отметить, что не только Альбер Бризак выполнял обязанности главного дизайнера-модельера фирмы. Судя по воспоминаниям А. А. Вырубовой, в семейной фирме активно работала и его жена. Более того, А. А. Вырубова прямо упомянула, что у женской половины семьи Николая II портнихой была именно m-me Brizaak. На сегодняшний день по всему миру сохранилось не более пяти платьев от Бризака.
Платье из розового атласа, отделанное кружевом и плиссерованными оборочками. Наряд украшен вышивкой пайетками, пришитыми через бисер или стеклярус, а также кристаллами.
Ворот высокий и закрытый. Ворот и лиф спереди и сзади украшены кружевом, ниспадающим по плечам. Рукава узкие и длинные, имеют кружевные манжеты. Низ юбки украшен кружевными вставками и оборочками, собранными в мелкую складку.
Чтобы увидеть, как пришиты кружевные вставки и работу реставратора, юбку нам приподняли и сфотографировали с изнанки. Поскольку атлас очень нежный, реставратор укрепил пайетки, посадив их на заплаточки.
Наряд явился частью экспозиции на выставке «Мода в зеркале истории: XIXX — XX вв» 16 мая по 8 октября 2013 года в Москве.На выставке были представлены платья и аксессуары XIX-XX веков из коллекции Александра Васильева.

Фото из сети.

Благодарю за просмотр!

www.livemaster.ru

Платья императрицы Марии Фёдоровны из Эрмитажа: ru_royalty — LiveJournal


Визитное платье из атласа. 1880-ые.


Визитное платье. 1880-ые.


Атласное платье. 1880-ые.


Вечернее платье. 1880-1881.


Визитное платье. 1886-1887.


Визитное платье. 1888.


Бархатное платье. 1890-ые.


Шёлковое платье. 1890-ые.


Визитное платье из бархата. 1890-ые.


Вечернее платье из бархата. 1890-ые.


Вечернее платье из атласа. 1890-ые.


Бархатное платье. 1892.


Визитное платье. Около 1893.


Муаровое платье. 1894.


Муаровое платье. 1898.


Шифоновое платье. 1898.


Вечернее платье. 1898-1899.


Послеобеденное платье. 1899-1900.


Вечернее платье. Около 1900.


Вечернее платье. 1900.


Домашнее платье. 1905-1907.


Визитное платье. 1908-1909.


Вечернее платье. 1909-1911.

ru-royalty.livejournal.com

Вдохновение из прошлого. Работы Чарльза Ворта для императрицы Марии Фёдоровны (часть II)

Мария Фёдоровна — великая княгиня, императрица, супруга Александра III. Урождённая Мария-София-Фредерика-Дагмар, принцесса Датская (26.11.1847, Копенгаген — 13.10.1928, Видёр, Дания). Родители: Христиан IX, герцог Шлезвиг-Голштейн-Сондербург-Глюксбургский, король Датский, и королева Луиза, урождённая принцесса Гессен-Кассельская.
Это была женщина удивительной и непростой судьбы, связанной с переломным этапом в истории России. От чего её жизнь заслуживает отдельного и подробного описания, но, это уже право историков, или людей, увлекающихся историей.

Крамской И.Н. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1882 г. Государственный Русский музей:

В этой же публикации (в продолжение ранее изложенного материала — «Эпоха первых Кутюрье, моделей «haute couture» и открытие Maison de couture (часть I)») хотелось бы рассказать о нарядах Марии Фёдоровны. А именно — о тех, которые она заказывала у знаменитого Кутюрье, основателя Дома моды Worth — Чарльза Ф.Ворта.

Мария Фёдоровна с детьми (слева направо): Георгий, Ксения, Николай. 1879г. Платье для визитов от Дома моды Worth:

Для начала, создадим портрет Марии Фёдоровны. В общих чертах.
В сентябре 1864г. датская принцесса Дагмар была обручена с наследником русского престола Николаем Александровичем (старший сын Александра II), однако через полгода жених умер в возрасте 22-х лет.

Принцесса Дагмар, Копенгаген. 1864 г. :

Императорская семья всё же решила возобновить брачные соглашения, и 14 (26) сентября 1866 г. Дагмар приехала в Россию в качестве невесты цесаревича Александра. 12 октября она приняла православие, став великой княжной Марией Фёдоровной, а 28 октября состоялось венчание.
Этот брак был одним из самых счастливых в истории Дома Романовых. В дружной императорской семье было 6 детей: Николай II (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Ольга (1882-1960), Михаил (1878-1919).

Генрих фон Ангели. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. 1874 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург:

Цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой цесаревной Марией Фёдоровной. 2-я пол.1860-х гг.:

Супруги редко расставались. А так как Мария была азартным охотником и рыбаком, императорская чета вместе ездила даже на медвежью охоту!

Крамской И.Н. Портрет императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 1885г. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия:

Мария Фёдоровна могла до утра танцевать на балах. Была превосходной рисовальщицей и часто украшала свои письма мужу и сыновьям изящными рисунками. Работала она и масляными красками, к тому же, неплохо писала пейзажи. А в 1890-е гг. пристрастилась даже к искусству фотографии. Она из первых в России увлеклась «повседневной» фотографией и немало способствовала появлению моды на любительское фотографирование (от матушки-государыни это «хобби» перекочевало в семью её старшего сына — будущего императора Николая II).

Государыня обожала различные безделушки — шкатулки, рамки для фотографий, табакерки, выполненные из лазурита. Специально по заказу Марии Фёдоровны делались закупки этого поделочного камня на Ирбитской ярмарке.
Супруги ценили прекрасное: любили театр и музыку, стали первыми в России коллекционерами датского фарфора.

Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 г. (?):

Императрица целиком разделяла государственные взгляды, хотя редко вмешивалась в политику. Она возглавляла Ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I: посещала учебные заведения, воспитательные дома, приюты и учреждала новые, оказывала денежную помощь благотворительным организациям. В годы русско-японской и Первой мировой войн руководила Обществом Красного Креста.
После коронации Николая II Мария Фёдоровна, обладавшая политической интуицией и опытом, стремилась помочь сыну, подсказать ему выбор на ответственные посты, обсудить любое важное решение.
Февральскую революцию 1917 г. вдовствующая императрица встретила в Киеве, откуда переехала в Крым.
Несмотря на все чинимые препятствия, переписка между членами царской семьи всё-таки осуществлялась. От Николая II и его дочерей, хотя и очень редко, но всё же приходили в Крым письма. Великие княгини Ксения Александровна и Ольга Александровна регулярно направляли в Тобольск письма, подробно рассказывающие об их жизни.

Мария Фёдоровна с сыном Ники. 1-я половина 1870-х гг.:

Сохранилось единственное письмо этого периода Марии Фёдоровны к сыну (отрывок из этого письма, 21 ноября 1917 г. Ай-Тодор):
«Дорогой мой, милый Ники!
Только что получила твоё дорогое письмо от 27 октября, которое меня страшно обрадовало. Не нахожу слов тебе достаточно это выразить и от души благодарю тебя, милый. Ты знаешь, что мои мысли и молитвы никогда тебя не покидают — день и ночь о вас думаю, и иногда так тяжело, что кажется, нельзя больше терпеть. Но Бог милостив. Он нам даёт всем это ужасное испытание. Слава Богу, что вы все здоровы и, по крайней мере, живёте уютно и все вместе. Вот уже год прошёл, что ты и милый Алексей были у меня в Киеве. Кто мог тогда думать, что ожидает и что мы должны пережить! Просто не верится! Я только живу воспоминаниями счастливого прошлого и стараюсь забыть, если возможно, теперешний кошмар…»

Императрица Мария Фёдоровна с детьми:

11 апреля 1919г. она вынуждена была покинуть Россию. Поселилась Мария Фёдоровна в родной Дании. До последних дней своей жизни она не верила в гибель своего сына и внуков. Даже в 1925 г., несмотря на то, что уже не оставалось сомнений в гибели царской семьи, императрица надеялась, что Николай II и его семья «чудодейственным способом» спасены. Она запретила близким служить панихиды по членам царской семьи. И хотя она и оказала финансовую поддержку следователю Н.А.Соколову, когда тот проводил расследование в Сибири, как только ей стало известно, что в живых никого не осталось, она отказалась принять как самого Соколова, так и собранное им досье, и «коробку с находками».

Императрица Мария Фёдоровна. Дворец Видёре. Дания. Сер. 1920-х гг.:

Мария Фёдоровна умерла 13 октября 1928 года в Видёре под Копенгагеном. Проводить в последний путь бывшую русскую императрицу в Копенгаген съехались сотни русских эмигрантов из Парижа, Лондона, Стокгольма, Брюсселя. Отпевание состоялось 19 октября. На панихиде были представители всех королевских домов Европы — норвежский король Хокон, племянник императрицы, бельгийский король Альберт с наследником Леопольдом, будущие короли Англии братья Эдуард и Георг, а также большое количество других высокопоставленных лиц, был и великий князь Кирилл Владимирович, принявший на себя в 1922 г. императорский титул.
Перед смертью Мария Фёдоровна просила перевести её прах в Петербург и похоронить в Петропавловском соборе, рядом с могилой любимого мужа. Эта воля была выполнена в сентябре 2006 г. — прах Марии Фёдоровны был перевезён из Дании и захоронен, согласно её завещанию, рядом со своим мужем в Царской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Только сильный характер, острый ум, развитое чувство долга, глубокая религиозность, непоколебимая уверенность, что «на всё воля Божия» позволили Марии Фёдоровне не только не согнуться под ударами судьбы, но и остаться в памяти современников «Императрицей с головы до ног».

Парадный портрет Великой княгини (императрицы) Марии Фёдоровны. 1880 г. (картина неизвестного художника):

Придворное платье великой княгини Марии Фёдоровны, 1860-е гг.:

Придворное парадное платье императрицы Марии Фёдоровны, Россия, Санкт-Петербург, 1880-е гг.:

Она любила и была любима! Маленькая модница с прекрасным вкусом и стилем!
Пожалуй, это одна из немногих русских императриц, наряды которой сохранились до наших дней в своём первоначальном варианте и хранятся, экспонируются в русских музеях. До нашего времени дошло довольно много туалетов, по которым можно судить о ярком индивидуальном стиле той, которая их носила. Мария Фёдоровна любила чёткие силуэты, строгие линии, яркие цветовые сочетания, эффектные узоры и цвета.

Маковский В.Е. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1912 г.:

Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны — бархат, атлас, кружево, серебро, нить золочёная, бить золочёная, канитель, китовый ус, бронза, золотое шитьё, литьё, штамповка, золочение:

В начале, её гардероб до 1917 г. хранился в Аничковом дворце, затем в 1920-е гг. был передан в Эрмитаж.
Среди них много моделей, изготовленных под маркой Дома моды Worth. Мария Фёдоровна среди всех существующих на тот момент модельеров выделяла стиль Ч. Ворта. К моделям его Дома моды у неё была особая любовь.

Бальное платье, 1890-1895 гг., House of Worth:

Платье для визитов — бархат, шёлк, вышивка, 1893 г., House of Worth:

Вечернее платье, 1890-е гг., House of Worth:

А начиналось всё с традиции…
Приданное для русских цесаревен заказывалось на русские деньги, но у лучших портных Парижа и Петербурга. Чарльз Ворт удостоился чести быть среди тех, кто шил платья для невесты тогда ещё цесаревича Александра. Туалеты эти были в основном сиреневых, розовых и серых цветов. С тех пор Мария Фёдоровна стала постоянной клиенткой Ворта. Чарльз Ворт восхищался вкусом императрицы Марии Фёдоровны и её умением носить дамский костюм. У этого замечательного портного, Мария Фёдоровна заказывала себе туалеты на протяжении более 30 лет.

Вечернее платье — розовый атлас, шёлк, вышивка, бархат, металлизированная нить, 1890-е гг., Франция, House of Worth. Государственный Эрмитаж:

При этом, Мария Фёдоровна не ездила на примерки в Париж!
Лекала Ворта были настолько идеальны, что Мария Фёдоровна заказы отправляла почтой, по телеграфу, делая наброски или словесное описания желаемого платья. И модель шилась без единственной примерки!

Платье из сиреневого переливающегося бархата цвета шан-жан, украшенное кремовыми кружевами и мягким воланом внизу — бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево, 1892 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

У них было удивительное взаимопонимание с Ч. Вортом, который чувствовал и угадывал её желания. Мария Фёдоровна настолько доверяла фирме Ворта, что могла прислать телеграмму, которая содержала всего несколько слов: «Пришлите мне обеденное платье».
В итоге, платьев этого модельера в гардеробе императрицы было немало.

Дорожное платье, 188-е гг., House of Worth:

Сверкающее чёрное платье, сплошь расшитое растительным узором из стекляруса, с чёрным шифоном вокруг декольте — атлас, тюль, кружево, шифон, бусины, стеклярус,вышивка, 1880-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

Если в молодости Мария Фёдоровна носила как яркие, контрастные сочетания, так и спокойные, светлые тона…

Платье — сиреневый муар, шёлк, кружево, бусы из искусственного жемчуга, вышивка серебряной нитью и бисером, 1894 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

Знаменитое атласное платье для визитов с узором в виде букетов из астр и гортензий. Исполненное в стиле «Tapissier» (обивочный), получившем название из-за особенности модных тканей — их рисунок напоминали мебельную обивку. По вырезу лифа, рукавам и шнипу обшито кружевом. Трент подбит плюшем зелёного цвета. Бархатный узор на атласной ткани — один из любимых фирменных приёмов Ворта. 1880-е гг. Государственный Эрмитаж:

Строгий визитный костюм модного силуэта 1880-х гг.— шёлк, вельвет, сатин, кружево, золотая проволока, аксельбанты золочёного металла, лента, 1880 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

Платье — шифон, тафта, кружево, атлас, набивной узор, 1898 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

… то после смерти императора Александра III её гардероб полностью изменился — основными цветами стали чёрный, серый, лиловый.

Платье из вельвета и шёлка с вышивкой, металлизированная нить, муаровая лента, 1890-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

Мария Фёдоровна на фотографии в этом же платье:

Платье — лиловый бархат, кружево, тюль, бисер, вышивка, 1890-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

Но она по-прежнему следила за модой, впрочем, как и всегда. Даже после рождения шестерых детей уже в зрелом возрасте она сохранила «осиную» талию — около 65 см в обхвате. А её крошечная ножка (35 размер) своим изяществом была, по выражению журналистов того времени, «достойна башмачка Сандрильоны».
У императрицы Марии Фёдоровны была очень стройная, изящная фигура. Модельер явно оттенял её достоинства, постоянно сохраняя и подчёркивая линию талии, которую в некоторых моделях можно, кажется, обхватить пальцами.

Платье из вышитого шёлка — муар с тканным атласным узором, шифон, кружево, 1898 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:

У Ворта Мария Фёдоровна заказывала не только роскошные туалеты, но и домашние платья, зонтики от солнца, шёлковые чулки, обувь...

… а так же неотъемлемый аксессуар женского наряда — веера:

Особую часть в её гардеробе составляют «универсальные» платья — платья-трансформеры, у которых при одной юбке было два лифа — закрытый (для визитов) и открытый вечерний, что позволяло показаться в таком наряде несколько раз и по разному случаю.

Платье из бархата цвета брусники и сиреневого атласа — кружево, вышивка, серебряная и шёлковая нить, стеклянный бисер, 1890 г., House of Worth. В состав этого костюма входят два лифа при одной юбке: строгий закрытый лиф с длинным рукавом и другой, вечерний — с большим декольте, с рукавом за локоть и более богато украшенный. Государственный Эрмитаж:

Платье со сменным лифом — шёлк, 1872 г. House of Worth:

Худояров В.П. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1874 г.:

Так, например, в связи с коронацией в 1883 г. будущая императрица направила Ворту заказ, вот некоторые пункты, перечисленные в счёте:
«Костюм цвета морской волны из лионского шёлка с вышивкой из шелка-сырца, с двумя корсажами.
Модельный костюм соломенного цвета с двумя корсажами.
Платье помпадур, украшенное розой душистой, с двумя корсажами.
Бальное платье белого атласа с серебряной вышивкой, декорированное нарциссами и розами.
Порфира и сарафан розового бархата, вышитые тонким серебром.
Вуаль из муслина.
Комплект заколок для волос с полевыми цветами
Комплект заколок для волос с нарциссами и розами.»
На рубеже XIX-XX вв. очень популярны были дамские накидки, мантильи и пелерины — бархатные, суконные, шёлковые, украшенные вышивкой шнуром, стеклярусом и бусинами и так далее.

Одна их таких пелерин принадлежит Марии Фёдоровне:

В коллекции нарядов Марии Фёдоровны сохранились и платья работы других известных на тот момент мастеров:

Вечернее платье — белый узорный атлас, вышивка искусственным жемчугом, 1880 г., Мастерская A.Corbay-Wenzel:

Бальное платье — атлас, тюль, шёлк, н.ХХв., мастерская Auguste Brisac, Санкт-Петербург. Находится в Эрмитаже:

Платье для визитов — бархат, шёлк, вышивка, 1893 г.:

Вечернее платье Марии Фёдоровны — шёлк, вышивка, кружево:

Платье домашнее императрицы Марии Фёдоровны, Россия (?), ок. 1890 г.:

Павел Булыгин, поэт, офицер Русской императорской армии одно из своих стихотворений посвятил императрице Марии Фёдоровне:

К Твоим стопам, Страдалица Царица
Дерзаю я смиренно положить

Разрозненные первые страницы
Своей тоски и мыслей вереницы,
И о прощении Родины молить
И верю я, что Ангел Утешитель,
Собравши слёзы Царственных очей
Их отнесёт в Священную Обитель,
И Сам Христос, Великий Искупитель
Утешит скорбь и боль души Твоей.

(П.Булыгин 1920 г.)

Продолжение следует…

www.livemaster.ru

Шифр фрейлин. Часть 3 | Журнал Ярмарки Мастеров

Сегодня мы поговорим о совсем небольшом элементе фрейлинского костюма российского двора. Стоит отметить, что фрейлинам императрицы по указу Николая I помимо бархатного платья красного цвета полагалось еще носить на левой стороне корсажа возле сердца отличительный знак — шифр. Он не сразу возник в таком виде. Об этом подробнее ниже.

Фрейлины как таковые появились при дворе во времена Петра I. И вначале им полагалось носить миниатюрное изображение императрицы, при которой они состояли, с короной и бантом из голубой Андреевской ленты. Их именовали портретными дамами. Такая традиция осталась у статс-дам.

Портретная дама при императрице Екатерине I — фрейлина Варвара Алексеевна Черкасская (Шереметьева)

А это уже фрейлина с портретом Екатерины II — Наталья Михайловна Белосельская (Строганова)

Именно при Екатерине II и появились первые шифры — бриллиантовый вензель с инициалом имени императрицы, увенчанный короной и прикрепленный к голубому банту. По сути это была дамская брошь, имеющая значение ордена, как у мужчин, у них были порядковые номера. Это было весьма почетно.

На фото можно заметить, что в разное время шифры даже у одной императрицы имели немного разную форму. Это связано с тем, что обычно их изготовляли придворные ювелиры каждый раз на заказ.

Здесь мы уже видим что-то переходное — и портрет императрицы, и шифр одновременно.

Екатерина Николаевна Зиновьева (Орлова).

И вот уже просто шифры.

Елизавета Петровна Бутурлина (Дивова)

Аграфена Александровна Бибикова (Рибопьер)

Софья Владимировна Орлова (Панина)

Прасковья Николаевна Репнина (Голицына)

Наталья Александровна Суворова (Зубова)

Мария Васильевна Шкурина

Это уже не парадный портрет, и Мария даже не в светской одежде, а в монашеском облачении. Дело в том, что фрейлинами при дворе становились молоденькие девушки преимущественно из знатных семей и состояли в этом придворном чине до замужества. После чего автоматически переставали ими быть — бархатное красное платье им носить было уже не положено и обязанности фрейлин (в том числе и дежурства при императрице) отменялись. Но шифр сохранялся с ними до конца жизни. Его можно было носить, как и прежде.

Мария Федеровна (жена Павла I) и фрейлинский шифр с ее инициалами

Екатерина Алексеевна Васильева (Долгорукова)

Татьяна Васильевна Васильчикова (Голицына)

Фрейлинский шифр Александры Федоровны (жены Николая I)

Мария Сергеевна Сумарокова (Голицына)

Татьяна Александровна Рибопьер (Юсупова)

Анна Михайловна Бороздина (Раевская)

София Васильевна Орлова-Денисова

Анна Давыдовна Абамелек (Баратынская)

Александра Павловна Александрова (Львова)

Мария Петровна Кикина (Волконская)

Екатерина Павловна Кожина (Казначеева)

Каролина Густавовна Штакельберг (Саца)

Иногда во фрейлины жаловали малолетних девочек из знатных семей, которые остались без родителей.

Елизавета Григорьевна и Софья Дмитриевна Волконские

Фрейлинский шифр Марии Федоровны (жены Александра III)

А вот и ее несколько фрейлин.

Мария Михайловна Волконская

Мария Сергеевна Щербатова, Софья Ивановна Всеволожская (Граббе)

Елизавета Николаевна Оболенская, Евгения Владимировна Фредерикс (Воейкова)

Мария Александровна Шаховская (Келлер), Анна Борисовна Щербатова (Голицына)

ДВОЙНЫЕ шифры.

Елизавета Алексеевна (жена Александра I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр

Стоит сказать, что раньше было принято отправлять после смерти правителя в монастырь его жену. Но после смерти Павла новый император Александр I испытывал чувство вины перед вдовствующей императрицей Марией Федоровной и во многом ей потворствовал. Ее жизнь мало чем отличалась от той, которую она вела до смерти своего супруга, и оставалась во многих моментах «хозяйкой в доме». К ней проявили уважение, когда на смену ее монограммы «М» пришла не «Е», а сдвоенный вензель «ЕМ». Причем монограмма вдовствующей императрицы занимала второе место.

Несколько портретов фрейлин со сдвоенным шифром.

Мария Трофимовна Баранова (Пашкова)

Наталья Федоровна Буксгевден (Унгерн-Штернберг)

Елизавета Николаевна Головина (Потоцкая)

Наталья Викторовна Кочубей (Строгонова)

Авдотья Ивановна Кушелева (Молчанова)

Екатерина Алексеевна Разумовская (Уварова)

Александра Федоровна (жена Николая I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр

После смерти Александра I, на престол вошел его брат Николай I. В то время Мария Федоровна была еще жива. И, чтобы не задевать ее чувств повторили то же самое — разработали шифр с инициалами вдовствующей императрицы Марии и ее невестки Александры — «АМ». Традиция сдвоенных шифров была заложена окончательно. Только после смерти Марии Федоровны Александра получила возможность заказывать у придворных ювелиров свой вензель «А». О нем мы говорили выше.

Это фрейлины того периода.
Софья Сергеевна Хованская (Кокошкина)

Софья Евграфовна Комаровская (Комовская)

Фрейлинский шифр императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны

Ко времени правления Марии Федоровны (жены Александра III), традиция относиться с должным уважением к вдовствующей императрицы не только сложилась окончательно, но и приобрела большой размах. Например, на торжественных церемониях, новый император вел под руку вдовствующую императрицу, а его супруга (действующая императрица) шествовала позади них.

Отпускать власть из своих рук Мария Федоровна не хотела (это была еще достаточно молодая женщина по нашим меркам — овдовела она в 47 лет), это выражалось даже в том, что в сдвоенном вензеле «МА» первый инициал принадлежал уже ей, а не ее невестке Александре.

Видимо этот момент сильно задел Александру Федоровну, отношения у которой не заладились со свекровью. И традицию вручения фрейлинских шифров действующая императрица отказалась продолжать (вместо нее это делать пришлось вдовствующей императрице Марии Федоровне). Это негативно отразилось на репутации Александры, итак достаточно холодной, сдержанной и высокомерной, как многие ее считали. Правда была и еще одна причина, по которой императорская семья чуждалась общения со своим двором — болезнь цесаревича Алексея. Не много, не мало это было настоящей государственной тайной, поэтому круг общения последней императрицы был весьма ограничен.

До нас дошло большое количество фотографий фрейлин в парадных платьях конца царствования династии Романовых.

Екатерина Павловна Кожина

Мария Николаевна Игнатьева

Екатерина Александровна Голицина (Волкова), Ольга Николаевна Звегинцова (Гендрикова)

Екатерина Сергеевна Хвостова, Наталья Алексеевна Челищева (Приклонская)

www.livemaster.ru


Смотрите также