Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Таджикские платье атлас


Одежда из иката, чаканы и атлас на мировых звездах

В преддверии Международного женского дня и Дня матери Sputnik Таджикистан составил подборку с мировыми знаменитостями, которым нравилось носить таджикский чакан, одежду из атласа и адраса.

ДУШАНБЕ, 8 мар — Sputnik. Современный мир высокой моды уже долгие годы с интересом смотрит на Восток. В последние годы азиатские мотивы стали все чаще появляться на мировых фэншн-показах.

Одно дело, когда таджикское национальное платье демонстрируется на мировых показах, совсем другое - когда наряд сходит со сцены и используется в обыденной жизни какой-нибудь мировой знаменитости.

Таджикский народ распирает гордость, когда Виктория Бекхэм, Наоми Кэмпбелл, Бейонсе Ноулз выходят из дома, набросив на себя платье из таджикского традиционного атласа. 

Мировые дизайнеры уже давно раскрыли уникальность азиатских тканей и не прогадали в этом отношении. Атлас, икат, сюзани "ушли" в одежду и дорогую дизайнерскую мебель. 

Таджикский дизайнер встретилась с легендой мира моды Jimmy Choo

Предприниматель, модельер Ляйсан Юмагузина, которая одной из первых представил российской публике икат, рассказала Sputnik Таджикистан, как традиционное восточное платье завоевало мир высокой моды.

По словам Юмагузиной, все началось с 60-х годов. Культовые актеры, знаменитые модельеры, аристократы и другие трендсеттеры с удовольствием носили халаты свободного кроя, составляя потрясающие бохо-образы.

"Кафтаны из натуральных материалов с восточными узорами, например, икатом, – удобная, свободная, ниспадающая одежда, известная еще со времен Персидской Империи. Их носили мужчины и женщины Азии и Африки, а благодаря путешественникам, кафтаны получили вторую жизнь", - сказала Ляйсан.

Она отметила, что сегодня чапаны гармонично уживаются с таким мейнстримом последнего сезона, как "сочетание несочетаемого" и многослойность. 

От паранджи к платью: как менялась мода в Таджикской ССР

До сих пор мировые знаменитости выбирают яркие накидки из абровых тканей в качестве модного сейчас кимоно или оверсайз-кардигана. Такая одежда становится трендом последних лет - это пример использования национального стиля и орнаментализма в современной моде.

Софи Лорен 

Еще в 1966-м икона итальянского стиля, неподражаемая актриса Софи Лорен надела на свои плечи два восточных халата во время фотосессии для одного из модных глянцевых журналов XX века.  

 

Пальто Maximilian ikat создано специально для Лорен по эскизам молодого американца Оскара де ла Рента. Классический вариант халата был обрамлен "русским" черно-бурым соболем.

Зои Кравиц

Американская актриса, певица и модель Зои Кравиц, сыгравшая в сериале "Большая маленькая ложь", надела на красную дорожку платье от Оскара де ла Рента, который в буквальном смысле стал фанатом иката и первым ввел его в западную культуру.

Зои выбрала для себя платье, корсетная часть которого драпирована ярким глянцевым атласом, а юбка была выполнена в сдержанном черном цвете.  

Галина Вишневская

Российская оперная певица и актриса Галина Вишневская всегда славилась своей экстравагантностью в выборе нарядов и предпочитала для официальных выходов жакеты с круглым вырезом, обшитые национальными восточными мотивами.

© Sputnik / Владимир Вяткин

Галина Вишневская

В ее коллекции можно встретить как минимум три жакета с таджикской вышивкой сюзане.

Любовь к азиатским мотивам вполне себе объяснима, ведь Вишневская блистала в эпоху, когда дружба между народами процветала и другие культуры были близки советскому человеку.

Нелли Кобзон 

Супруга советского певца Иосифа Кобзона демонстрировала ни раз приверженность к яркому стилю икат.  

 

В частности, не так давно Нелли отметила свой день рожденье, куда был приглашен весь звездный бомонд российского шоу-бизнеса. На свое 68-летие жена Кобзона надела приталенное платье из адраса, на котором в традиционном восточном стиле был выложен искрящийся пайетками павлин.

Королева Максима 

Королева Нидерландов, также неистово любит экзотические ткани в этно-стиле. Максима очень яркая и модная особа, в гардеробе которой есть наряды всех народов мира.

Максима всегда старается облачаться в национальную одежду того региона, который посещает с официальным визитом.

И хотя королева Максима ни разу не посещала Таджикистан, у нее все же есть наряд с вставками из бордового иката с крупным восточным орнаментом.

Вера Брежнева 

Российская поп-певица, телеведущая и актриса Вера Брежнева, недавно посетившая Душанбе в качества посла Доброй Воли ООН по СПИДу, увезла из таджикской столицы подаренные национальные подарки, в том числе и длинный атласный сюртук.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Иногда я прилетаю в город всего на несколько часов. И время расписано по минутам, но в этот раз счёт шёл на секунды) 4го декабря у меня был короткий, но очень важный и насыщенный визит в солнечный Душанбе - впервые в качестве посла Доброй Воли ООН по СПИДу. Приехала, чтобы рассказать о нашей кампании #вопреки, поддержать женщин, которых затронула эпидемия, деток, живущих с ВИЧ, встретиться с ними и услышать их непростые истории. Так же удалось встретиться с влиятельными женщинами страны и обсудить, что можно сделать,чтобы люди не боялись обращаться за помощью, а детки рождались здоровыми. ✨ Еще раз убедилась - только вместе, мы сможем остановить эпидемию. И как важно было чувствовать там это единство!!🧡 А как тепло и душевно принимали !!! Спасибо всем прекрасным людям, кто повстречался мне в этот день! Мы договорились, что я обязательно вернусь в Душанбе с концертом ❤️!

Публикация от Vera Brezhneva (@ververa)

Судя по фото в Instagram певицы, традиционную накидку Вера примерила сразу на месте, а во время выступления перед аудиторией набросила на плечи оранжевый шарф, на котором вышит национальный орнамент, как на сюзани.

Глюкоза 

Певица и бьюти-блогер Наталья Ионова, известная под творческим псевдонимом Глюкоза, совсем недавно показала подписчикам необычное пальто. 

Теплое, стеганное манто выглядело очень интересно и ярко благодаря вышивке, которая свойственна кулябскому сузане. 

Такое пальто запросто можно сравнить с таджикским чаканом, разрезанным спереди, отделанным на манжетах овчинкой и трансформировавшимся в нечто новое.

Ксения Собчак 

Телеведущая, актриса, продюсер Ксения Собчак тоже не смогла пройти мимо адрасного жакета оверсайз в стиле икат.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Прекрасный разговор состоялся у нас с рейнджером национального парка Кении. Он рассказывал про то,что на носорогах живет определенного вида мошкара,откладывающая,в него,в носорога,личинки. Эта мошкара до кровавых ран разьедает оба бока Носорога и бесконечно вьется вокруг него. Носорог от этого страдает,вымазывается в грязи чтобы «запечатать» кровавые раны. Но,мол,они, рейнджеры, в это не вмешиваются,потому что так было создано природой. Носорог и эти мошки-единая экосистема. Вымрут все носороги -вымрут и мошки,и все, кто питается их личинками. И тут я говорю: «ну раз так было задумано природой и вы не хотите вмешиваться,то ведь и человек задуман природой,как вирус,все уничтожающий,сьедающий и убивающий на своем пути? Зачем тогда спасать носорогов? Может природой задумано так,чтобы человек исчерпал все ресурсы земли и обрек мир на экологическую катастрофу к которой мы все и идем ,наращивая рождаемость и потребление? И тут он дает неожиданный ответ: »Во-первых мы и так ,как вид убьем все и самоуничтожимся,я просто замедляю этот процесс как могу ,ну а во-вторых,и это самое главное, я считаю ,что человек это не часть природы, с чего вы взяли? Может нас специально закинули как вирус на эту прекрасную планету,чтобы мы ее сожрали?» Вот такие вот прекрасные,философско настроенные рейнджеры живут в Кении. А вы удивляетесь,почему я влюбилась в эту страну!))))

Публикация от Ксения Собчак (@xenia_sobchak)

Собчак дополнила образ элементами с стиле "сафари": соломенная шляпа, яркие очки, кремовая бахрома на рукавах - и отправилась на фотосессию в Кению. 

Мирослава Дума 

Еще одна известная в мире моды женщина - российский цифровой предприниматель Мирослава Дума. Работая обозревателям в журналах Vogue, Tatler и Forbes Woman, Думу можно запросто назвать законодателем моды. Мировая общественность уже давно именует ее - иконой стиля. 

Еще на заре своей юности Мирослава примерила широкое таджикской платье. Экземпляр, который попал в руки девушке явно достался ей из древнего восточного сундука.

Рисунок, покрой и оттенок ткани свидетельствуют о его старинном происхождении. Ведь именно в таких нарядах щеголяли молодые таджички в 20-х годах прошлого века, на заре становления Советской власти в Туркестанском крае.

Ульяна Сергеенко 

Российский модельер Ульяна Сергеенко - любительница винтажного стиля, поэтому она не смогла пройти мимо атласных мотивов и добавила в одну из своих коллекций ярко зеленый женский чапан.

При этом Сергеенко не забыла обрамить воротниковую и грудную зону золотой вышивкой - зардузи, а рукава три четверти обернула в зеленый мех.

Нигина Фахриддинова: узбекско-таджикская жемчужина в мире высокой моды

Бесспорно, уникальность таджикского национального стиля в тканях и вышивке состоит в том, что он подходит абсолютно любой женщине, вне зависимости от типажа, цвето-типа и происхождения. 

Атлас и адрас можно смешивать с любыми стилями, дополнять различными элементами, потому что при различном сочетании колоритные рисунки сюзани и иката всегда перетянут внимание на себя.

В таких тканях - любая женщина легко почувствует себя королевой!

tj.sputniknews.ru

Национальную гордость приходится закупать за рубежом

На днях в городе Худжанд Согдийской области Таджикистана должен пройти конкурс-шоу «Атласи точик-2010» («Таджикский атлас-2010»). Платья и костюмы из атласа только отечественного производства — таково главное условие участия, - продемонстрируют мастерицы и модельеры из восемнадцати городов и районов области. Организаторы конкурса определят победителей в шести номинациях: детская, молодежная, женская, повседневная, вечерняя (праздничная) и свадебная наряды. В рамках конкурса будут также определены «Лучший модельер» и «Лучшая швея».

Такие конкурсы в Северном Таджикистане проводятся почти ежегодно, начиная с 2003 года, их цель - возрождение и сохранение национальных традиций, развитие народного творчества, народных промыслов, воспитание уважения молодежи к многовековым национальным традициям, выявление молодых талантов среди дизайнеров современной одежды, - перечисляет главный специалист отдела промышленности и энергетики хукумата (администрации) Согдийской области Муаззама Кадырова.

- Платье из атласа - это необходимый элемент гардероба женщины-таджички, - поясняет собеседница «Ферганы.Ру». - Тема синтеза традиционной одежды с современной бесконечно актуальна не только в Худжанде, но и во всем Таджикистане.

Атлас — удовольствие не из дешевых

Как известно, своеобразие национальной одежды определяется климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Национальная одежда в большей мере, чем все другие элементы материальной культуры, отражает особенности народа и принадлежит к числу стабильных этнических признаков. Увидев, к примеру, девушку в платье из знаменитого хан-атласа, сразу вспомнишь о Таджикистане или Узбекистане. По словам преподавателя факультета иностранных языков Худжандского госуниверситета Дильдоры Тошматовой, существуют 2000 разновидностей атласа.

Акционерное общество «Худжандатлас» выпускает порядка десяти видов атласа, и продукция этого предприятия, как заверяет ветеран труда, ткачиха с 40-летним стажем Мохиниссо Урунова, не уступает по качеству аналогичным тканям, которые завозятся из Узбекистана и Китая, да и цена у нее адекватнее.

- Однако в силу того, что наш народ бедный, не каждый может позволить себе купить отечественный атлас, - отмечает М.Урунова. - Раньше состоятельные люди изготавливали из атласа курпачи (узкие одеяла для сидения), курпы (широкие одеяла), бистар (матрасы), чехлы и другие принадлежности для колыбели, мужские и женские халаты, национальные пояса. Сейчас эти вещи чаще всего шьются из более дешевой ткани - китайского велюра, например.

Как рассказывает директор предприятия «Худжандатлас» Азимжон Гафуров, он покупает шелковую пряжу у таджикско-вьетнамского СП «ВТ-СИЛК», которое до прошлого года продавало коконы шелкопряда по цене $16,7 за килограмм. Но в 2009 году шелкопряд подорожал до $22,2 за килограмм, а в октябре и вовсе до $33,53. Себестоимость одного квадратного метра атласа достигла 28-30 сомони ($7), из-за чего конкурентоспособность товара на местном и мировом рынке снизилась. В 2009 году предприятие выпустило всего 60 тысяч квадратных метров атласа.

Для выхода из создавшейся ситуации в «Худжандатласе» разработали проект по созданию предприятия по производству высококачественных пород шелкопряда и отправили его на рассмотрение нескольким предпринимателям из России, США, Китая и Южной Кореи. Но пока никто из них не изъявил желания вложить свой капитал в реализацию данного проекта.

Абрабанды, ау!

Атлас бывает двух категорий - на натуральной шелковой основе и на искусственной. Как рассказал ткач с 30-летним стажем Абдуджалил Абдувалиев, чтобы изготовить натуральный атлас, из коконов шелкопряда добывают нити, которые мастера-абрабанды (в переводе - «обвязывающие облака»; абр — особый стиль изготовления шелковых тканей, абрабанд — изготовитель таких тканей. - Прим. ред.) обрабатывают, затем вручную раскрашивают в разные цвета, готовят шелковую основу и ткут атлас на ткацких станках.


Атлас на рынке Ура-Тюбе, Таджикистан. Фото Simo-tj.ucoz.ru

В последнее время все чаще выпускают искусственный атлас: на белую основу из хлопка или синтетических тканей набиваются цветные шелковые нити. Производство таких видов шом-атласа и хан-атласа хорошо налажено в узбекском городе Маргилан. На таджикских рынках тоже можно найти маргиланские атласы, изготовленные ручным способом, - хлопчатобумажную или синтетическую ткань, которая раскрашена особыми «атласными» узорами. Это могут быть крепдешин, креп-шифон, бекасаби-зираги, шохипушти и другие.

- Нам следует изучить опыт маргиланских мастеров-абрабандов, а для этого необходимо пригласить их в Таджикистан на работу, хотя бы на несколько месяцев, организовать специальные обучающие курсы, - считает Абдуджалил Абдувалиев. – Раньше помимо местного сырья мы использовали коконы, привезенные из Узбекистана, обрабатывали их на нашей кокономотальной фабрике. Но теперь этой фабрики нет, на ее базе создано предприятие «ВТ-СИЛК», которое обрабатывает коконы шелкопряда и отправляет свою продукцию, в основном, на экспорт.

Мы хотели пообщаться с местными абрабандами, и А.Абдувалиев посоветовал поискать их в кварталах Пуличукур, Раззак, Кулангир, где они могли еще остаться. К сожалению, таких специалистов здесь уже нет.

- Когда нет спроса на труд, естественно, люди меняют свою профессию на более востребованную, - говорит Мохинисо Урунова. – Работа ткача очень трудоемкая, кропотливая, требует вкуса, терпения, крепких нервов. Поэтому в советское время для тех, кто изготавливал атлас, законодательством были предусмотрены определенные льготы. В частности, мастера могли выходить на пенсию, отработав 20 лет, а к пенсиям была надбавка и применялся коэффициент «за вредность». Теперь таких льгот вообще нет, а зарплата ткачей мизерная. Число желающих работать в этой отрасли с каждым годом уменьшается. Если ситуацию не изменить, лет через десять у нас не останется ни одного мастера. А ведь для того, чтобы получить хороший атлас, свой труд должны вложить многие специалисты — мастера по покраске, набивщики рисунков, шелководы и другие.

В настоящее время на предприятии «Худжандатлас» работает всего один мастер-абрабанд, которому помогают два ученика.

Национальную гордость приходится закупать в Дубае

Атлас - национальная гордость таджиков, весь цивилизованный мир признает древность этой ткани, ее неординарность, ценит за натуральность, - расказывает директор Центра поддержки гражданского общества «Оштии милли» Хуринисо Гаффорзода.

Но, так как находящееся в Душанбе предприятие «Таджикатлас» уже долгие годы простаивает, люди вынуждены покупать атлас, изготовленный в Узбекистане, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Но импортная ткань никогда не сможет конкурировать с тем атласом, который еще недавно производили в Худжанде и Душанбе, уверена Х.Гаффорзода.

- Для того чтобы сохранить таджикский атлас, необходимо разработать специальную государственную концепцию по развитию шелководства в Таджикистане, - считает Хуринисо Гаффорзода. - Эти вопросом должно заняться Министерство промышленности и энергетики страны. На законодательном уровне нужно предусмотреть льготы тем предприятиям, которые занимаются возрождением и производством разнообразных видов отечественного атласа. В частности, для них надо упразднить некоторые виды налогов и снизить пенсионный возраст ткачих-абрабандов и шелководов.

Мнение Хуринисо Гаффорзода разделяет и профессор Наим Хакимов. Он считает, что следует поддержать инициативу научно-исследовательского института искусствоведения Таджикистана и международных организаций о внесении в ЮНЕСКО предложения признать древний город Худжанд центром шелкоткачества Центральной Азии, и совместно с представителями промышленных предприятий страны разработать программу «Основные направления государственной политики по поддержке шелководства и шелкоткачества в Республике Таджикистан».

Необходимо организовать специальный фонд по поддержке исследований шелководства и шелкоткачества - для научного и практического осмысления истории и современного их состояния, нужно составить базу данных по этим видам производства, используя современные информационные технологии, оказать музею таджикского традиционного шелка «Ардви-Сура» содействие в пополнении фондов, создать «Школу традиционного шелкоткачества» с использованием традиционной системы «устод-шогирд» (наставник-ученик) и привлечением ведущих специалистов и народных мастеров и так далее, - перечисляет Наим Хакимов.

Необходимо изучить мастерство таких известных в Худжанде абрабандов, как усто (мастер) Рахматбой Эргашев, придумавший более ста видов атласных узоров и обучивший своему ремеслу двадцать человек, усто Очилбой Урунов, усто Бободжон Фозилов, усто Олим, усто Рахимходжа, усто Почокалон, усто Холшех, усто Мансур, Абдурауф Зойиров, научивший изготовлению атласа женщин, среди которых тоже есть искусные мастерицы - Темурой Ахмедова, Тошбиби Саидова, Мойида Шерматова... Изучить и передать его молодежи, чтобы сберечь многовековую традицию.

Ремесла вымирают вместе с мастерами

В начале XX века в Худжанде насчитывалось не менее 4500 мастерских, так или иначе причастных к изготовлению шелковых тканей. Этнографы выявили здесь 103 специализации. Так, к примеру, процесс обработки волокна состоял из трех основных стадий - подготовка пряжи, ткачество, обработка готовых тканей. Стадия подготовки пряжи для ткачества состояла, в свою очередь, из размотки коконов - пиллакаши, кручения пряжи - аштобчиги, снования пряжи - даврагари, очистки хлопка от коробочек и семян - пахтакаши, прядения хлопка — ресмонреси.

Следует отметить, что хлопчатобумажная пряжа была очень востребована в Худжанде конца XIX века, она шла на производство как бумажных, так и полушелковых тканей. В середине XIX века российские фабрики еще не могли хорошо очищать хлопок от семян, отчего их пряжа была низкого качества. Поэтому до конца XIX века среднеазиатская хлопчатая бумага и бумажная пряжа занимали важное место среди товаров, которые вывозились из региона в Россию.


В Таджикистане атлас актуален всегда. Фото автора

Крашение пряжи делилось на два этапа: варка пряжи - ишкоркуни и окрашивание ее в различные цвета горячим способом - рангуборчиги; второе крашение в цвет индиго - кабудгари. Особые специалисты занимались перевязкой основы для орнаментации тканей - абрбанди, нанесением отметок узора на основу бекасаба - накшандози, изготовлением гребней для берда - тегбанди, вязкой ремиз — гулбардори.

Ткачество, в зависимости от вида производимых тканей, разделялось на пять этапов: производство бумажной материи; производство шелковых тканей, делившееся на выработку канауса - шохибофи и атласа - атласбофи; производство полушелковых материй, делившееся на шесть этапов; производство материи для чалм, требовавшее мастеров по двум специализациям - выработке шелковых чалм и кушаков — футабофи и выработке тонких шелковых платков - доройибофи.

Обработка готовых тканей делилась на: отбеливание хлопчатобумажной материи - шустагари; нанесение набивных узоров на бумажные материи при помощи специальных деревянных штампов - читгари; лощение хлопчатобумажных и полушелковых материй — кудунгари и так далее.

Таким образом, процесс обработки волокна и изготовления этой роскошной ткани распадался более чем на двадцать этапов, которые выполнялись тридцатью категориями профессиональных мастеров и подсобных работников.

Где вы, потомки мастеров?

Академик Бободжон Гафуров писал в своих трудах, что в Худжанде ткацкое ремесло было развито с древних времен, имело широкую известность, и не случайно здесь существовали кварталы под названием «карбосбофон», «абрабандон», «пиллакашон» и «шохибофон».

В 1871 году в Худжанде насчитывалось 30 шелкомотальных фабрик, 23 красильных, 74 ткацких, изготавливавших шелковые ткани, 160 ткацких предприятий, изготавливавших материи для набойки, и 30 мастерских, где трудились 814 мастеров. А в 1906 году в Худжанде было зафиксировано 230 шелкоткацких заведений кустарного типа.

Более 150 лет тому назад кокономотальную фабрику в Худжанде открыл русский инженер Хлудов. В 1872 году в этом городе появилась шелкомотальная фабрика, которая работала на паровой основе, за 73 станками трудились 50 человек. К 1913 году в Худжанде было пять таких фабрик, но условия труда на них были очень тяжелыми. К 1916 году в кустарном производстве только Худжандского уезда насчитывалось более полутора тысяч артелей, большинство из которых производило атлас, адрас, бекасаб, банорас и другие ткани, пользовавшиеся большим спросом. Местные мастера передавали свой опыт приезжавшим в Худжанд ремесленникам из других регионов Средней Азии, а главное - старались обучать этому нелегкому труду своих учеников из числа детей и родственников.

В начале 1920-х годов в Худжанде была создана первая артель кустарей по производству тканей «Ткач», объединившая более тысячи мастеров. Появились кооперативы кустарей, которые занимались обработкой коконов и шелкоткачеством. К концу 1927 года в Худжандском уезде объединились около 3500 мастеров, 1700 из них работали на дому. В 1927-1928 годах в Худжанде на базе местного сырья была построена шелкомотальная фабрика «Красный ткач».

До и после Октябрьской революции 1917 года интерес к худжандским мастерам проявляли иностранные производители шелка, особенно итальянские инженеры и технологи, которые впоследствии внедрили свою технику на Худжандском шелкокомбинате. Первый директор шелкокомбината Р.Грюнберг, первый технический директор, итальянский инженер Карло Сало, механик производства Анчето, старший мастер Иена Рива и многие другие старались разнообразить узоры атласа и других шелковых тканей. Благодаря им худжандский атлас вернул себе былую славу. Но в 1962 году шелкокомбинат перестал выпускать этот вид ткани, а спустя десять лет появилось производственное объединение «Худжандатлас», где в 1979 году начали выпускать «хан-атлас» - самую популярную ткань в Центральной Азии.

Как Александр Македонский добывал атлас для возлюбленной

Большое влияние на развитие шелководства в Худжанде оказал Великий Шелковый путь, по которому китайские торговцы привозили шелк в этот и другие города Средней Азии. В свою очередь, согдийские ремесленники ездили в Китай, где изучали тонкости шелкоткачества.

По словам ученого Темуржона Касымова, таджикский народ уже в IV-V веках развивал традиции шелководства и шелкоткачества. Древние согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, занимаясь шелкоткачеством, изготавливали ткани, схожие с современным атласом. По сведениям русских ученых Э.Пояркова, В.Линде и П.Осипова, исследовавших историю появления шелка, уже в III-I веках до нашей эры Ферганская долина считалась центром шелководства.


Атлас на рынке Корвон, Таджикистан. Фото Simo-tj.ucoz.ru

О существовании атласа уже в те далекие времена повествуют и древнеиранские легенды, в которых дается описание красочной одежды согдийцев и других арийских народов. В одной из них, рассказанной в наши дни писателем Мухиддином Ходжазода, говорится, что однажды великий полководец Александр Македонский влюбился в прекрасную девушку, которая согласилась выйти за него замуж лишь при одном условии: он должен был поехать в ту сторону, откуда восходит солнце, и - если верхом, то за семь месяцев, а если пешком, то за девять месяцев, - дойти до города под названием Худжанд, найти там 120-летнего мастера, который изготавливает атлас под названием «Харири Худжанд» («Нежный Худжанд»), и привезти ей эту ткань.

Македонский прибыл со своим войском в Худжанд, нашел старика-мастера в махалле (общине) Чонбахорон и рассказал ему о требованиях своей возлюбленной. Старик согласился изготовить атлас, но поставил свое условие. Ткач сказал, что изготовит атлас в течение трех месяцев, а за это время воины Македонского должны нанести в Худжанд из разных мест столько глины, чтобы ее хватило на возведение высоких стен, за которыми город мог бы укрыться от регулярно нападавших на него разного рода кочевников-грабителей. «Во имя любви я готов выполнить эту работу», - ответил Александр Македонский и приказал своим воинам ежедневно приносить ему по мешку глины из окрестных сел Румон, Кулангир и Гозиен.

Все три месяца воины носили мешки с глиной, а жители Худжанда, смешивая ее с соломой, готовили пахсовую смесь и возводили вокруг города высокие стены. 120-летний мастер в обещанный срок изготовил атлас «Харири Худжанд» для возлюбленной Александра Македонского. Но великий полководец умер на пути к любимой, его гроб накрыли добытым им редким материалом и отправили на родину. Такова легенда.

Надежда есть?

В конкурсе-шоу «Атласи точик-2010», с которого мы начали нашу статью, будет представлено множество моделей костюмов и платьев, сшитых из атласа, адраса, бекасаба отечественного производства. В показах примут участие как профессиональные модельеры, так и швеи-любители (Репортаж с прошлогоднего конкурса можно увидеть здесь). Самые лучшие модели будут отмечены премиями и памятными подарками. Затем все разойдутся по домам, а на местном телеканале неоднократно будет показана передача об этом конкурсе. Наверняка многие девушки загорятся желанием сшить себе какие-то из представленных моделей, а для этого им понадобится атласная ткань. Купить ее будет непросто: она либо будет не по карману, либо — не должного качества. А главное — не отечественного производства.

Возникает вопрос: как в Узбекистане, ОАЭ, Китае смогли сберечь мастеров-абрабандов, а в Таджикистане, на родине атласа, подзабыли данное ремесло? Что мешает возродить его производство и сделать массовым, чтобы эта любимая народом ткань во всем своем многообразии была по карману всем жителям страны?

...В 2008 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон поручил учредить в городе Истаравшан колледж древних народных ремесел, которые находятся на грани исчезновения. Однако, по словам местных жителей, это учебное заведение до сих пор не открылось. Тем временем, последние мастера народных промыслов уходят в небытие, так и не передав секреты своего ремесла новым поколениям.

Тилав Расул-заде

www.fergananews.com

Таджикский атлас снова становится популярным

Любая уважающая себя таджичка или узбечка старается приобрести ткань атлас и сшить себе наряд, так как атлас - любимая национальная ткань  таджиков и узбеков. В Таджикистане, в советское время одним из самых знаменитых на весь Советский Союз предприятием по производству атласной ткани была фабрика "Ходжент атлас". Многие советские девушки с радостью приобретали эту натуральную ткань. Однако в наше время сложно найти качественную натуральную атласную ткань. Тот атлас, который завозится из других стран производится на основе химических волокон, а натуральная шелковая ткань, производится из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Предприятие «Ходжент Атлас» преодолело различные трудности и старается выйти на новый производственный уровень. Однако цена отечественных таджикских  тканей намного дороже и к сожалению большинство покупает не совсем натуральные импортные атласные ткани.  Генеральный директор ООО «Атласи Худжанд» Азимджон Гафуров рассказал представителям СМИ о том, что фабрика приобрела новое дыхание и увеличила производство ткани, а в скором времени, благодаря принятию ряда мер ситуация с таджикским атласом может улучшится еще больше.

Даешь новый таджикский атлас

Такой девиз произнесенный устами таджикского покупателя, поддерживающего отечественное производство был бы очень кстати в настоящее время.  Предприятие созданное в 1931 году перестало работать в первые годы независимости и лишь в середине 1990-ых годов, начало восстанавливать производство, а с 2005 года, когда владельцем стал Азимджон Гафуров, оно заработало на полную производственную мощность.  За эти годы было разработано 60 видов атласа и несмотря на использование старых станков, предприятие в год выпускает 60 тысяч погонных метров атласа.  Для привлечения внимания отечественного покупателя каждый год проводится конкурс дизайнеров одежды «Атласи Худжанд» на котором лучшие модели одежды награждаются и это, в свою очередь стимулирует более широкое использование ткани для шитья не только национальных платьев, но и европейских моделей.  Благодаря поддержке государства открылась сеть магазинов предприятия в разных городах страны. И если тенденция поддержки предприятия со стороны правительства сохранится, то в скором времени, на прилавках Таджикистана, а может и всей Средней Азии можно будет купить не дорогую, качественную атласную ткань.

Источник информации 

www.dialog.tj
www.news.tj
www.ozodagon.com

Автор фото:  moritz320 /  pixabay


www.molbulak.ru

Таджикские платья из чакана и адраса добрались до Кабула

Аёмиддин Мирхиджриён, хозяин бутика, говорит, что афганки покупают таджикскую национальную одежду в основном для торжественных церемоний и свадеб.

Махваш, 28-летняя жительница Кабула, готовится к свадьбе. «Я пришла выбрать себе платье, у меня на днях состоится церемония «ночь хны», сказала Махваш Радио Озоди.

«Ночь хны» можно назвать девичником, она проводится за один или два дня до свадьбы. Собираются все подруги и родственницы невесты, наряжаются в красивые платья, сама невеста обычно в красном платье, а её лицо закрыто красной вуалью. По традиции, рисунок хной сначала наносится невесте и самым счастливым в браке девушкам, а затем всем, кто хочет выйти замуж. Считается, что это принесет удачу в браке. Кстати, в некоторых странах, например — в Пакистане, цвет свадебного платья традиционно красный. «У нас в Афганистане последние годы невесты в «ночь хны» одевают красивые платья. Сейчас в моде одежда из Индии и Пакистана. Я решила надевать таджикскую национальную одежду, она мне очень нравится», говорит Махваш.

В бутике в центре Кабула продают только национальную таджикскую одежду

Аёмиддин Мирхиджриён говорит, что уже второй раз ввозит в страну женскую одежду из Таджикистана. «В Таджикистане эти платья я покупаю по цене от 300 сомони ($35) до 1000 сомони ($115). Продаю по той же стоимости - сейчас для меня важнее не прибыль, в привлечение покупателей», говорит хозяин бутика таджикской одежды.

По его словам, выйти на улицы Кабула в таких ярких и красивых нарядах - небезопасно. Афганки на улицу выходят в хиджабе, а яркие и красивые наряды одевают, в основном, во время свадеб.

Кстати, до начала длительных военных действий, в 1920-1970 гг., афганская столица считалась одним из самых модных городов мира. В 1969-м году журнал «Вог» даже опубликовал отдельный сюжет, посвящённый истории афганской моды.

В августе прошлого года в Кабуле прошёл показ этнической афганской одежды. Как сообщил Центр Льва Гумилева, национальные костюмы различных этнических групп Афганистана представили более двадцати моделей, в том числе шесть девушек.

Это был третий модный показ в Кабуле за последнее десятилетие. Первый раз местные модельеры представили свои новинки в 2006 году в одном из подвалов Кабула при повышенных мерах безопасности –такие мероприятия неизбежно сталкиваются с протестами консервативно настроенной части афганского общества.

В самом Таджикистане власти последние годы ратуют за национальную одежду. Нижняя палата парламента страны 23 августа прошлого года несла поправки в закон «Об упорядочении традиций и обрядов», которые обязывают граждан носить национальную одежду и в повседневной жизни и на праздниках.

Местные аналитики считают, что принятие поправок – очередной этап начатой властями Таджикистана кампании против ношения хиджаба и сатра. Хотя чиновники неоднократно заявили, что в стране начата борьба не с хиджабом и сатром, а с ношением чуждых нарядов и с «непристойной» полуголой одеждой, противоречащей национальной культуре и религии таджиков.

Хиджаб и сатр - платок, завязанный спереди и прикрывающий грудь, в Таджикистане были объявлены чуждым национальным традициям и ценностям главой государства Эмомали Рахмоном.

rus.ozodi.org

АТЛАС – Tajikistan

АТЛАС / АТЛАСБОФИ, один из видов шелковой и полушелковой ткани. Из шелкового атласа изготавливаются, главным образом, женские платья, а из полушелкового курпа и курпачи и другие предметы быта. В прошлом очень славились атласы  Худжанда, Самарканда, Конибодома, Андижона.
      Атлас высокого качества и красочного вида назывался хонатлас. Его изготавливали на специальных ткацких инструментах. Традиционными его видами являлись атласы под названиями шоҳсабз, барги карам и атласи сиёҳ.
Наиболее славились два вида ткачества атласа – чорпопушалӣ и ҳаштпопушалӣ.
      С прошлого века учреждения сети Точикатлас в Душанбе, Худжанде, Шахринаве, Кургатеппе выпускали более 25-ти видов атласа с названиями Баҳори Тоҷикистон (“Весна Таджикистана”), Товус (“павлин”), “Ҷавонӣ” (“Молодость”), “Тӯҳфа” (“Подарок”), “Тӯёна” (“Свадебная”), ”Муҳаббат” (“Любовь”), “Дилором”  и другие. Атласная платье – это любимая одежда таджикских женщин и девушек.
      Таджики на протяжении тысячелетий славились своим шелком на Великом Шелковом пути. Образцы согдийских шелков ныне хранятся во многих музеях Европы, Азии и Америки.
Тонко-красочные таджикские ткани были чрезвычайно востребованными на базарах Востока и Запада.
      На многовековом пути развития ткаческого ремесла таджикис достигли больших высот в ткачестве тканей абра/авра.
      В историческом Таджикистане (Бухоре, Самарканде, Маргилане) и сегодняшнем (Худжанде, Хисоре, Конибодоме, Кургонтеппе) во второй половине ХIХ века изготавливалось более 25 видов красочных разновидностей, в частности, атлас, хонатлас, адрас, шелковые покрывала по традиционному методу ткачества, традиции которого берут свое начало в глубокой древности.
      Термин ткани абра/авра сегодня бытует среди таджиков, в особенности среди таджиконаселенных районов Бухары, Самарканда, Маргилана Узбекистана и в Таджикистане, в особенности в Худжанде, Истаравшане, Исфаре, Хисоре, Душанбе, Шахринаве, Регаре, Кургантеппе (Леваканде), в целом в Вахшской долине.
      Ткани абра/авра считались дорогими тканями, из которых шились различные виды одежды.
      По технологии ткачества ткани абра разделяют на две группы: гарнитурӣ и атласӣ. Группа атласӣ – гладкие с особым блеском ткани, главным образом, шелковые: атласы чоргула, хонатлас – ҳаштгула или дувоздаҳгула, полушелковые ткани – якрӯя. Красота и блеск атласа зависит от количества гула ткачества. В зависимости от количества и близкой расположенности гула отличают обыкновенный чоргула, хаштгула и дувоздахгула виды атласа.

traveltajikistan.tj

Платье — с таджикского на русский

  • Платье - получить на Академике действующий промокод bonprix или выгодно платье купить со скидкой на распродаже в bonprix

  • платье — платье …   Нанайско-русский словарь

  • платье — Костюм, наряд, облачение (ризы), одежда, гардероб, туалет, убор, форма; белье. Пара платья, перемена платья; фрачная пара, весенняя тройка... .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,… …   Словарь синонимов

  • ПЛАТЬЕ — ПЛАТЬЕ, платья, род. мн. платьев, ср. 1. только ед. (мн. редк.), собир. Всякая одежда, носимая поверх белья. Верхнее платье. Мужское платье. Магазин готового платья. Штатское платье. Военное платье. Много всякого платья. Шкаф для платья. «Взял в… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЛАТЬЕ — (женское и детское). Женское платье может быть длинным и коротким, цельнокроенным или с отрезной талией, без рукавов или с рукавами (длинными, полудлинными и короткими) в зависимости от моды, сезона и назначения. По назначению женские платья… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • ПЛАТЬЕ — ПЛАТЬЕ, я, род. мн. ьев, ср. 1. Одежда, носимая поверх белья. Мужское и женское п. Магазин готового платья. Верхнее п. (пальто, шуба, плащ). 2. Женская цельная одежда, надеваемая поверх белья. Бальное п. П. костюм (юбка и жакет, носимые вместе).… …   Толковый словарь Ожегова

  • платье — платье, мн. платья, род. платьев (неправильно платий) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • платье — Швейная или трикотажная плечевая женская и для девочек одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Примечание Разновидностью платья является сарафан. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

  • Платье — Фотомодель Жизель Бюндхен в чёрном платье Платье одна из распространённых разновидностей верхней одежды, обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими т …   Википедия

  • ПЛАТЬЕ —     Видеть или носить во сне белое платье предвещает сердечную радость, скорое бракосочетание. Зеленое платье – к исполнению надежд; голубое или синее – предстоит отправиться в путь; платье желтого цвета – знак лжи, зависти и сплетен; красного –… …   Сонник Мельникова

  • Платье —    в широком смысле слова одежда, в узком женская одежда первоначально накладная, а затем и распашная. Даль подчеркивает, что платьем называлась женская одежда немецкого покроя, для того, чтобы отличать ее от русской (т.е. от сарафана).    Платье …   Энциклопедия моды и одежды

  • платье — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? платья, чему? платью, (вижу) что? платье, чем? платьем, о чём? о платье; мн. что? платья, (нет) чего? платьев, чему? платьям, (вижу) что? платья, чем? платьями, о чём? о платьях 1. Платье это… …   Толковый словарь Дмитриева

  • translate.academic.ru

    мять+платье — с таджикского на русский

    1. низ, нижняя часть чего-л.

    2. земля, почва, твердь

    дно

    бездна

    3. в сл. предл.: аз зери… из под…

    ба зери… а) под кого-л., что-л.

    б) под кем-л., у чего-л.

    дар зери … под кем-л., чем-л.

    дар зери роҳбарии касе под руководством, предводительством кого-л.

    дар зери қамчин, дар зери калтак насильно, силой

    изпод палки

    зери пой а) под ногами

    б) близко

    недалеко, рядом, возле, у, около

    зери чоҳ дно колодца

    зер кардан а) мять, давить

    придавливать, прижимать

    наступить

    б) давить (об атмосфере)

    в) придавить вниз (к земле)

    навалиться на кого-л.

    г) полностью подавить, раздавить, уничтожить

    д) разгромить, подавить

    е) напасть, силой завладеть

    ӯро воҳима зер кард на него напал страх, его охватил страх

    ӯро хоб зер кард его охватил сон

    зер карда даромадан (ба ҷое) ворваться, вломиться (кудал., во что-л.)

    зеру забар кардан а) переворачивать вверх дном

    б) разрушать, превращать в руины

    зери лаб гуфтан а) невнятно шептать, бормотать

    б) цедить сквозь зубы

    зери лаб хандидан усмехнуться

    зери по кардан а)попирать ногами, топтать

    уничтожать

    б) пер. принижать, унижать

    подавлять

    зери хок шудан скончаться, умереть

    зери чашм кардан (гирифтан) а) присмотреть, иметь в виду, учитывать, рассчитывать на кого-л., что-л.

    б)держать под наблюдением кого-л., что-л., следить за кем-л., чем-л.

    сар ба зер афкандан опускать голову

    поникнуть головой

    чашм ба зер афкандан а) опускать глаза

    б) пер. смущаться, стыдиться

    потупить взор

    ба зери бори андеша мондан глубоко задуматься

    (ба) зери даст гирифтан подчинять

    покорять

    делать зависимым

    (ба) зери обу арақ мондан обливаться потом

    ба зери қаноти касе даромадан быть под чьимл. покровительством, быть под чьейл. защитой

    дар зери дасти касе кор кардан работать в подчинении кого-л.

    работать в зависимости от кого-л.

    4. муз. высокая нота

    5. зер (название подстрочного знака в арабской графике, обозначающего краткий и)

    translate.academic.ru


    Смотрите также