Модные сумки весна-лето 2017

Модные сумки весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модная обувь весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные платья весна-лето 2017

Модные цвета 2017

Модные цвета 2017

Туркменское национальное платье


Туркменский национальный костюм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Туркменский национальный костюм — национальное одеяние туркмен. Основные цвета — красный, чёрный, жёлтый и белый; воротники, рукава и края женской традиционной одежды украшаются вышивкой[2]. До 1970-х годов женский национальный костюм туркмен оставался сложнейшим из иранских племенных[3].

Мужской костюм с XIX века и до 1920-х годов состоял из распашной полосатой шёлковой рубахи дон с узкими рукавами, надетой поверх свободных хлопковых штанов балак, и ситцевой рубашки кёйнек, сверху дон подпоясывали кушаком[4][3]. Мужской головной убор — тюбетейка бёрк, поверх которой может надеваться тюрбан или шапка из овечьей шкуры телпек[es][4]. Поверх этого костюма в жару или холод надевают верблюжий чекмень[3]. Под высокими сапогами или мягкими туфлями для верховой езды чарик носят хлопковые портянки, сандалии чокай надевают на босу ногу[3]. Ювелирные украшения мужчины не носили, хотя украшали коней и оружие[3]. Такой костюм до сих пор в ходу у афганских туркмен, но в Туркмении местные жители его не носят[4]. Работники государственных учреждений обязаны носить тюбетейку и рубашку с длинными рукавами в любую погоду[5].

Женский костюм в начале XX века состоял из штанов балак, платья кёйнек с круглым вырезом (ранее из домотканного шёлка преимущественно малинового цвета, теперь из синтетических тканей) и головного убора[4][3][6]. В дополнение к этому ансамблю в некоторых обществах было принято носить аксессуары: яшмак[tr], пояс, курте[7], тёплый халат[4]. В XIV веке на верхнюю часть платья пришивали монеты[3]. Накидка-халат чырпы с короткими рукавами богато украшалась вышивкой[3]. Туфли надевают на босу ногу[3]. На голове замужние женщины носят платок с узором бута, завязывая его под подбородком, незамужние надевают тюбетейки[3]. Хотя традиционной религией туркмен является ислам, туркменские женщины никогда не носили паранджу[5] и чачван[8]. Вплоть до 1970-х годов на празднества женщины надевали высокий головной убор соммак, украшенный серебряными пластинками[3].

Современный национальный костюм стал проще, однако при окрашивании тканей используются более яркие красители[4]. Женщины носят много ювелирных украшений из золота и серебра: головных уборов, монист и так далее[6], особенно ценятся украшения племени теке[4].

В отличие от мужского, женский национальный костюм остаётся популярен для повседневной носки[6]. Причиной этого выступает принуждение властей: национальное платье с вышивкой, длиной до лодыжек и с длинным рукавом — обязательная школьная форма для учениц и студенток; замужние гражданки Туркмении обязаны при посещении государственных учреждений надевать аналогичное платье, причём оговорено, что вышивка на нём должна идти от шеи до талии; кроме того, замужние женщины должны носить закрывающий волосы платок[5].

ru.wikipedia.org

Туркменский национальный костюм – от прошлого к настоящему

Туркменский национальный костюм имеет тысячелетнюю историю. Во время проведения раскопок в основанном в 4 веке до н.э. древнем городе Магиана, расположенном в Восточном Туркменистане, были сделаны находки, показавшие, что уже в то время люди носили одежду и украшения, похожие на национальные костюмы туркмен.


Костюм каждого туркменского племени имеет свои особенности. Отличает их также вышивка. Подобно тому, как костюм отражает духовную и социальную структуру общества, он также является одним из элементов привития традиционных национальных ценностей.

Мужской костюм состоит из просторной хлопковой рубахи, штанов и кафтана, часто полосатого. Его украшают изображениями сильных животных и птиц, что имеет символическое значение. Например, летящий журавль выражает пожелание «Будь свободен как птица». Настоящий мужчина должен быть сильным, уверенным в себе и независимым.

Символом мужественности является телпек – высокая барашковая шапка с длинными мягкими завитками. Так как такая шапка защищает и от жары, и от холода, можно утверждать, что носят ее круглый год. Белые телпеки обычно носят люди помоложе, а черные и коричневые – пожилые.

Хиджаб и национальная одежда: взгляд из Татарстана.

Одна из находок из раскопок Маргианы / Источник: turkmenistan.gov.tm

Женский костюм отличает богатая отделка. Он состоит из просторного платья, кафтана и головного покрывала. Праздничный женский халат – чабыт – шьют из шелка или бархата. У каждой женщины также был курте – разновидность халата-накидки. Богато украшенные курте призваны укрыть голову и лицо невесты на свадьбе. Вместе с серебряными украшениями их вес может достигать 40 кг. В одежде используются четыре основных цвета – красный, черный, желтый и белый. Особой любовью пользуется красный.

Свое значение имеют символы на женской одежде, в основном это растительный орнамент. Смысл здесь прост: женщина – мать – плодородие. Головные покрывала, края одежды и рукава богато украшаются вышивкой.

Шальвар-камиз – демократичная одежда мусульман Южной Азии.

Источник: labuda.blog

Молодые девушки отдают предпочтение яркой одежде. Основной цвет одежды женщины среднего возраста – желтый. Этот цвет символизирует ее место в семье, в воспитании детей. Одежда украшается изображениями дерева и листьев, что обозначает семью, крепкую, как глубоко пустившее в землю дерево, а также умиротворение.

Особое значение в национальном костюме имеет тахья – тюбетейка. Долгое время люди верили, что тахья защищает своего владельца от трудностей, болезней и напастей. Такой головной убор, даже если он обветшал, не выбрасывали и не отдавали другому. Его носят и женщины, и мужчины. Мужские тахьи проще. Женские же богато украшаются. Шьют их как их хлопка, так и дорого бархата и шелка.

Традиция ношения тахьи живет и в наши дни. Их носят как с национальным костюмом, так и с современной одеждой. Тахья является элементом школьной формы.

Борьба палестинской семьи за сохранение национального символа.

Источник: pinterest.com

Источник: amir-ahmadzadeh.blogspot.com

Источник: rovachabtours.com

Источник: rovachabtours.com

Источник: rovachabtours.com

Иранские туркменки / Источник: iranthisway.com

Источник: rovachabtours.com

Источник: facte.ru

Исламосфера

islamosfera.ru

Новые тенденции модных туркменских платьев: нарядное.

Национальные платья – один из трендов, который держится всегда на авансцене моды. В таком наряде любая почувствует себя обольстительной, женственной и притягательной. Чаще всего шьют одежду с этническими мотивами национальности, у которых и сегодня сохранилась традиция носить национальные наряды. Это касается и туркменов.

Благодаря религиозным традициям, фасоны одежды этой национальности призваны скрывать женское тело, но в этом есть своя пикантность и изюминка. Ведь женщина, одетая в современную интерпретацию платьев, действительно выглядит изящно и стильно.

Туркменская национальная одежда.

Фасоны туркменских платьев

Глядя на мусульманских женщин, вам кажется, что их костюмы слишком строгие и максимально скрывают плавные изгибы и округлости? Тогда вам действительно стоит пересмотреть своё отношение к национальной одежде. А, точнее, к современной одежде, имеющей национальную интерпретацию или этнические элементы.

Современные вариации туркменских платьев – это ода женственности и элегантности (фото). Но стоит правильно подбирать их в зависимости от непосредственного назначения.

Домашнее

Несмотря на то что у многих домашняя одежда ассоциируется с простенькими халатами или незатейливыми вещами, для мусульманских женщин, в том числе и для туркменок, это одежда, в которой они должны выглядеть очень притягательно для мужа, для него она должна быть всегда желанной.

Что касается фасонов домашних моделей, в большинстве случаев это длинные вариации, имеющие свободный крой рукава, не стесняющий движения. По длине рукав может быть как коротким, так и длинным, и расклешёнными книзу (по типу «летучая мышь»).

В зимнюю и прохладную погоду модельеры предлагают дополнить такой наряд верхней накидкой, которая составляет базовый комплект. Это удобно, когда в квартире или в доме становится прохладно, а женщине хочется уюта. Но в то же время она не желает кутаться в непонятные пледы или тёплые вещи, а хочет оставаться привлекательной и стильной.

Важно! Зачастую домашние модели дополняются лёгкой, не слишком броской национальной вышивкой, которая проходит по краю рукава или горловины.

Повседневное

Будничные модели не имеют богатой вышивки и выполнены из комфортных тканей, которые приятны по тактильным ощущениям.

Для молодёжи модельеры предлагают длинные узкие фасоны, с воротничками стойкой, элегантными боковыми разрезами и имеющими декоративные отделки, выполненные из кружев. Ткань может быть однотонной или с национальным орнаментом.

Для дам постарше, а также для обладательниц округлых форм, имеются модели на кокетке со слегка расклёшенной юбкой. Они способны скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.

Важно! Современная мода внесла коррективы даже в строгие исламские правила. Туркменские модельеры предлагают молодым женщинам короткие модели, которые выполняются из простых однотонных тканей. Благодаря этому их можно носить на работу, где требуется соблюдение делового дресс-кода.

Но и здесь не обошлось без этники. Национальные орнаменты очень скромно и лаконично могут располагаться по вырезу горловины или на манжетах. Зачастую они дополняются накидкой или жакетом, что формирует гармоничный тандем.

Нарядное

Пожалуй, эта категория одежды самая разнообразная и завораживающая. Нарядные туркменские платья настолько непохожие друг на друга, что способны удовлетворить любую прихоть своей обладательницы и подойти для разнообразных событий.

Справка! Отличительная черта вечерних моделей – богатые ткани, национальная вышивка или шитьё камнями и металлизированными нитями и многослойность.

Туркменская национальная свадебная одежда.

Рассматривая всю совокупность нарядных вариаций, можно выделить более современные платья, в которых этника проявляется очень тонко и деликатно. Она лишь слегка отсылает наблюдателя к мусульманскому миру.

Второй вариант более колоритный. Глядя на них, сразу становится понятно, что костюмы основываются на национальных одеждах, переняв от них основные черты.

Современная мода туркменских платьев

Современная мода туркменских платьев хоть и вносит национальные мотивы в большинство создаваемых образов, всё же отходит от старых традиций. В новых коллекциях представлены потрясающие платья с национальным орнаментом и украшениями.

Это заметно по тому, как некоторые платья изменили свою длину, появились более глубокие и открытые вырезы декольте, варьируется длина рукава (иногда он вообще может отсутствовать, что, в принципе, не характерно для мусульманской женской одежды).

Благодаря этому, каждая женщина независимо от своего возраста, может подобрать туркменское современное платье для разных случаев.

Современная мода позволяет женщинам выглядеть по-разному: ярко, мило и притягательно.

Спортивная одежда и стиль унисекс, которые сейчас преобладают среди прекрасной половины человечества, не всегда способны раскрыть женственность. Тогда как платья с национальными мотивами никогда не сходят с модных подиумов. Конечно, интерпретация этники может быть самой разнообразной, в этом и заключается её притягательность.

jaay.ru

Современные мода и стиль Туркменистана (21 фото) » Триникси

Несмотря на то, что Ашхабад довольно большой город, людей на его улицах не особенно много, а чтобы встретить их необходимо посетить какое-нибудь официальное мероприятие. Глядя на местных жителей можно сделать выводы о том, что здесь «модно», а что нет. Далее фотоотчет с одной из автовыставок Ашхабада.

Также смотрим:
Как выглядит Ашхабад сегодня

О женской моде.
Туркменбаши первым делом решил - хочешь быть модным, носи национальное платье! Так все женщины в одночасье стали модницами!
Нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов после своего прихода к власти ввел ряд послаблений, но... Тут вмешался Париж.

Именно после визита Гурбангулы Бердымухамедова в культурную столицу мира, было принято решение возродить моду узаконенную первым президентом. Вначале обязали быть в тренде сотрудниц Института Академии наук, затем учащихся, а потом и всех остальных.

В докладе Норвежского Хельсинкского Комитета "Женщины в Туркменистане: граждане второго сорта подвержены произволу и равноправны только в неправосудии" от 2013 года сказано: Для женщин дресс-код патриархален и основывается на скромности, одинаковости и отрицании личности. Заявление жесткое, но справедливое - все стали "одинаково красивыми".

Для замужних женщин предписано появляться в платье с вышивкой от шеи до талии. Из тканей предпочтительнее панбархат, особенно на торжественных мероприятиях.


Второй элемент туркменской моды - головные уборы. Для незамужних - тюбетейки, а для замужних специальные платки.

Платок завязывается таким образом, чтобы он полностью покрывал волосы.

Несмотря на нежелание соответствовать тому, что по велению руководства страны стало модным, женщины не могут игнорировать традиционный стиль, иначе их просто уволят или не пустят в учебные заведения.

Поэтому, они, молча и с завистью, взирают на единственное исключение из правил, председателя туркменского парламента Акджа Нурбердыеву, единственную женщину в Туркменистане, имеющую привилегию "не быть модной" и не носить платков и накидок (Если что, на фото не она, я ведь обещал что под катом будет только мода и красота).

Парадокс - красота и традиции попирают свободу и достоинство женщин. Только потому что их сделали обязательными к исполнению.


А дальше все как у всех - девочки любят фоткаться.


Еще раз обратите внимание на платье - школьницам старшего возраста модно носить бордовое платье из панбархата.
Получается своеобразный код, по одежде можно многое сказать о социальном статусе женщины.

Конечно очень модно в Туркменистане иметь гаджет, особенно хуавей.


Совершенно не модная женщина, не в национальном платье, без платка и украшений.

Мужчины.
Здесь все проще - хочешь быть модным, носи тюбетейку!

Так же в моде классическое сочетание - черный низ, светлый верх.

Если костюм, то черный, если галстук, то черный, если машина, то черная.
Еще один модный аксессуар - значок в виде государственного флага!

Модно иметь дорогую новую машину. Модно, но почти невозможно!

А еще модно пилить селфи! Хотя бы в этом мода Туркменистана космополитична.

Отсюда

trinixy.ru

Туркменский национальный костюм - MoiKompas.ru

Любая вещь, к которой прикасались волшебные руки туркменских мастериц, превращались в высокохудожественное и уникальное произведение прикладного искусства, отличающееся изумительной техникой, тонким вкусом и устойчивостью традиций.

В целом туркменская женская одежда с давних времен сохраняет несложность форм, уравновешенность деталей. Покрой, удачно найденный и приспособленный к быту и климату не менялся веками. В основном женская одежда изготовлялась из шелковых и хлопчатобумажных тканей. На традиционные женские платья «койнек», халаты-накидки «курте», «чырпы» шла шелковая ткань «кетени» красного, зеленого, фиолетового цветов. Для пошива женских распашных халатов «чавыт», «малдои дон», «сарытахта дон» использовались такие ткани, как «сарытахта», «гырмызыдонлык», «малдои», «чеппетоу».

Одежду богато украшали вышивкой. Различные приемы исполнения вышивок — «кеште», «гайма», «кок», «чигме», «ильме», «кокджеме», «орама» ( двухсторонний петельчатый и строчный швы, гладь ) — способствовали воплощению в орнаменте богатого художественно-образного мышления мастерицы.

Для окраски шелковых нитей в прошлом использовали естественные красители. Красный цвет различных оттенков ( от темно-красного до коричневого, от ярко-красного до малинового ) получали от применения растительной краски, добытой из стеблей и корней марены, произрастающей в Туркмении или привозимой из Ирана. Синяя краска «нил» (от арабского слова, обозначающего синий цвет ), также завозимая из Ирана, широко использовалась среди населения для окрашивания шерсти и шелка. Для получения желтого цвета мастера использовали произрастающее в горах кустарниковое растение «сары чоп».

Женские наголовные халаты «чырпы» предназначались для ношения в особо торжественных случаях. В южных районах встречались «чырпы» трех цветов — белого, желтого и зеленого. Они привлекают внимание конструктивностью формы, строгостью колорита, большим мастерством исполнения, тонким вкусом и удивительной связью декора с цветом, фактурой ткани и с покроем. Нужно отметить своеобразие орнаментики в каждом халате. На них можно увидеть различные варианты узоров из стилизованных форм. Помимо растительного орнамента встречаются и стилизованные изображения животных и предметов быта. Но все же излюбленными мотивами были цветы — лотосы, тюльпаны, часто заключенные в круг или ромб, которые являлись как бы отправной точкой для построения композиции, располагающейся по всей поверхности «чырпы».

«Курте» («гызыл курте», «яшыл курте» ) — одна из разновидностей халата-накидки. Вышивкой они украшаются в меньшей мере, чем «чырпы». На бортах и полах этих халатов чаще всего встречается символический орнамент, имеющий Т-образную форму.

Разновидностью халата-накидки женщин човдурок, живущих в северных районах республики, являлись «пуренджек» или «баш атгыч». В настоящее время подобные халаты в быту практически невозможно увидеть. Шилась эта одежда из красного сукна или парчевой ткани. Наиболее часто используемый здесь орнамент «гуль боссан» растительного происхождения, свободно располагающийся по всей поверхности халата. В верхней его части он компонуется в орнаментальные треугольники, имеющие значение оберегов.

Для драпировки головного убора ( «борик» ) женщин-текинок применялся платок «гынач». Его шили из узких полос красного, иногда зеленого «кетени», он имел треугольную форму. Два края платка украшались широкими ткаными орнаментальными полосами, украшенными длинными широкими кистями. Умелое использование в орнаменте белых, черных, желтых цветов в сочетании с фоном придают платку нарядность и законченность.

«Кетени койнек» — женские платья также шились из «кетени» красного, зеленого или фиолетового цветов. Туникообразный покрой платья «койнек» подчеркивают традиционные желтые кромки «кетени», которые при шитье не забираются в шов, а остаются снаружи и, проходя по всей длине платья спереди и сзади, на боковых клиньях и рукавах, украшают его и подчеркивают основные конструктивные линии. Рукава и глубокий разрез на вороте украшены вышивкой. Здесь вышивка геометрического и растительно-стилизованного характера.

Глубина традиции, законченность композиций орнаментальных вышивок — вот характерные черты одежды, представленные в коллекции народного искусства Туркменистана.

moikompas.ru

Путешествие в Туркменистан - Национальные туркменские одеяния и головные уборы

Национальные туркменские одеяния

 

Каждый элемент туркменской одежды носит особый смысл. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, многие жители страны продолжают отдавать предпочтение традиционным одеяниям. Практически каждый туроператор по Туркменистану предложит вам пересмотреть свой гардероб, чтобы чувствовать себя действительно комфортно во время пребывания в стране. Этнографы говорят о том, что каждый вид одежды несёт в себе глубокий сакральный смысл, обусловленный временем, полом или возрастом человека.

 

Особенности традиционной женской одежды

 

Национальный женский костюм выполнял как эстетическую, так и важную воспитательную функцию. С первых дней своей жизни девочка готовилась стать матерью и хранительницей семейного очага. На следующем этапе она надевала одежду, позволявшую легче работать:

  • Национальный халат, сшитый из ткани тёмного цвета;
  • Халат обязательно вышивался всевозможными цветами;
  • Материал использовался износостойкий.

 

С этнической точки зрения, такой халат символизировал связь девушки с матерью-землёй, а также был символом долгих лет жизни и красоты. В некоторых туркменских селениях утверждают, что узоры на таком халате также символизировали неразрывную связь детей и родителей. Сегодня такой халат продолжает оставаться популярным, например, многие новости Ашхабада посвящены событиям, связанным как с этими халатами, так и с девушками, их носящими. После достижения возраста Мухаммеда, что можно обозначить цифрой шестьдесят три года, почтенная дама надевала другой халат:

  • Халат был белого цвета;
  • Специальной вышивкой на халате рисовались различные растения пустыни.

 

По мере дальнейшего старения одеяние женщины освобождалось от нанесённой вышивки. Это, согласно традиционным поверьям, должно было символизировать две вещи. Во-первых, увядание прошлого поколения, а во-вторых, освобождение жизненного пространства для подрастающего поколения.

 

Особенности мужской национальной одежды

 

В отличие от женского убранства, отличавшегося большим разнообразием форм и расцветок, мужские халаты были относительно просты. Как правило, их украшали рисунками, изображающими всевозможных птиц, животных и растения. При этом каждый из этих символов нёс свой особый смысл. К примеру, летящий журавль говорил о свободолюбивом мужчине.

 

Национальные головные уборы

 

В день, когда узбекские авиалинии привезут вас в солнечный Туркменистан, не забудьте надеть традиционный головной убор, называемый здесь тахья. Несмотря на то, что этой шапочке уже очень много лет, современные жители страны охотно её носят. При изготовлении традиционной шапки мастера добавляли всевозможные узоры, имеющие магический смысл. Даже сегодня существует немало туркменов, искренне верящих, что особый орнамент национального головного убора способен уберечь хозяина от сглаза и всевозможных хворей. В Туркменистане верят, что личную тахью нельзя дарить или получить в подарок чужую. В первом случае вы рискуете отдать здоровье и удачу другому, а во втором – получить чужие хвори и проблемы. Дурной приметой считается и выкидывания старой тахьи.

 

В наши дни национальные шапочки выполняют больше утилитарную, нежели сакральную функцию. Основное функциональное предназначение тахьи – защита головы своего владельца от солнечных лучей, а также её украшение. Существует несколько видов тахьи:

  • Овальная;
  • Круглая;
  • Высокая;
  • Низкая.

 

Материал, используемый для пошива тахьи может быть как дорогим, так и более бюджетным. К примеру, чаще всего для её создания используется:

  • Сукно;
  • Бархат;
  • Шёлк;
  • Ситец;
  • Сатин и так далее.

 

С ношением тахьи связано и немало возрастных особенностей. Если старики носили шапочки, изготовленные из бязи белого цвета, то юным дамам положено было носить мягкую тахью, украшенную символическими узорами.

 

Детям принято дарить тахью, сделанную из мягкой льняной ткани с простёжкой. Представители старшего поколения носили шапки, сшитые из бязи белого цвета, а мужчины – обязаны были носить национальную шапку исключительно на бритую голову. Если девушка сочеталась узами брака, то ей дарили тахью с изысканными серебряными подвесками с обеих сторон. При помощи этого головного убора родственники делали особый акцент на молодости и красоте невесты. Если у девушки не было тахьи или она падала во время церемонии, то это считалось дурным знаком.

 

Мужская тахья всегда отличалась простотой форм, но при этом она включала несколько треугольных узоров, являющихся символов мужества, чести и сплочённости джигитов. К сожалению, с течением времени этот головной убор утратил свой сакральный смысл, но за последние три десятка лет он опять начинает выходить на лидирующие позиции не только в качества традиционного сувенира, но и повседневного головного убора. Поэтому, если вы запланировали тур в Туркменистан, не забудьте привезти домой тахью.

 

Не перестают интересоваться тахьей историки и этнографы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что учёным удалось восстановить немало узоров, считавшихся ранее утраченными.

 

 

eastroute.com

Туркменский национальный костюм | Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

На формирование туркменского национального костюма оказали влияние климатические условия, род занятий, исторические взаимосвязи, эстетические и религиозные представления. Свободная и широкая одежда как нельзя лучше соответствовала прежнему кочевому образу жизни народа: в ней удобно было ездить верхом и сидеть на земле, в зной в ней прохладно, а в холодную пору года тепло.

 

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из свободной рубахи и штанов на вздержке с широким шагом, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Поверх них носили халат, имевший длинные, собиравшиеся в складки рукава и шалеобразный воротник. Праздничный халат делали из полосатой ткани (шелка), чаще красной, в узкую белую и черную полоску. Края халата обшивали цветной тесьмой, сам халат шили на подкладке и простегивали сверху донизу. В холодное время и на торжества надевали два-три халата. Зимней одеждой была длинная шуба из овчины, мехом внутрь, по покрою подобная халату.

На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами – «ковуш».

Головным убором служила большая шапка из черного, коричневого или белого барашка – «тельпек», которая надевалась на тюбетейку и имела множество вариантов. Папаха из бараньей шкуры – основной признак достоинства мужчины-туркмена. Демонстративно сорвать ее с головы считалось большим оскорблением, которое нередко смывалось кровью.

«Тельпек» – весьма универсальная шапка, предохраняющая летом от жаркого солнца, зимой – от небольших морозов, присущих региону, а в непогоду – от дождя. Хотя и она имеет свои недостатки – значительные размеры, которые, несомненно, создают неудобства при некоторых земледельческих работах и в быту. Но на этот случай под папахой мужчины носят маленькую черную тюбетейку, поэтому «тельпек» легко можно снять и не испытывать неудобства от непокрытой головы.

Цвет «тельпека» может многое сказать о его владельце. Так, белые папахи носят молодые джигиты, черные и темно-коричневые – зрелые мужчины и старики, однако существуют еще и рыжие тельпеки («гызыл тельпек»), которые имеют право носить, только представители одной из привилегированных социально-религиозных групп – шихи.

 

Женский костюм

Женская одежда в Туркменистане до сих пор сохранила национальное своеобразие народного костюма. В наше время возродился интерес к туркменскому декоративно-прикладному искусству, и красочные национальные женские наряды снова стали модны.

В одежде туркменок преобладают многочисленные оттенки красного. Этот излюбленный в туркменском народном творчестве цвет символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство – способствовать благополучию, здоровью, деторождению, защищать от дурного глаза.

Женский наплечный халат

С этими же представлениями связаны, по-видимому, и узоры, покрывающие ворот, рукава и подол халатов и рубах. Для определенных районов и родоплеменных групп характерны особые орнаменты и цвета. Вышивание – традиционно женское занятие, которому начинали обучать девочек с 8–10 лет. Туркменские мастерицы владели несколькими видами швов, вышивали цветными шелковыми нитями различной толщины.

Женский костюм, как и мужской, состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора. Женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, формой воротника и количеством вышитых украшений. Рубахи женщин большинства туркменских племен шились из красного, малинового или темно-бордового домотканого шелка. Пожилые женщины носили платья-рубахи темных тонов со скромной вышивкой.

Верхней уличной одеждой мужчин и замужних женщин служили распашные халаты – «чабыты» и «чекмены», имеющие прямой покрой с разрезами на боках и незапахивающимися полами. Шили такие халаты из темно-синих, темно-зеленых или красных с белыми или желтыми полосками шелковых тканей. По полукруглому вырезу, бортам, подолу и боковым разрезам они украшались тонкой тесьмой. Дорогие праздничные халаты из зеленого или красного сукна отличались роскошной вышивкой. Иногда на улице или дома в присутствии посторонних мужчин женщины пользовались халатами как накидкой на голову.

Женский наголовный халат

Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин были своеобразный наголовный халат – «куртэ» или «чырпы».

Благодаря своему специфическому назначению он меньше обычных халатов и имеет декоративные ложные рукава. Праздничные наголовные халаты почти целиком украшались богатым растительным орнаментом.

Самая постоянная и обязательная часть головного убора мужчин, девушек и детей – полусферическая тюбетейка из красного шелка «тахья», расшитая мелким геометрическим узором.

Головные уборы замужних женщин очень разнообразны. Наиболее широко распространен «борик», по форме напоминающий усеченный конус, повернутый широким концом вверх. Он покрывался ярким наголовным платком с геометрическим разноцветным тканым узором по краям.

Национальный костюм туркменки нельзя представить без ювелирных украшений, служивших некогда своего рода амулетами, оберегающими от болезней и бесплодия. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть в украшениях стилизованные изображения животных и насекомых, связывавшихся некогда в представлении людей со стихиями природы. Уже в три-четыре года на девочку надевали браслеты и нашивали на одежду перламутровые пуговицы и бусины. С возрастом количество украшений увеличивалось.

«Борик» с наголовным платком

Особый интерес представляет небольшой серебряный купол – «купбы» – на девичью шапочку. От краев этого купола по всей тюбетейке разбегаются серебряные пластинки, заканчивающиеся бахромой подвесок. Такой головной убор с султаном перьев наверху напоминает небольшой боевой шлем.

Девичий («тахья») и женский («борик») головные уборы дополняют множество пластин, подвесок, заколок. Количество и характер ювелирных изделий во многом зависел от имущественного положения. В торжественных случаях женщина из богатой семьи надевала на себя по шесть-восемь килограммов украшений.

Ювелирным ремеслом занимались мастера-оружейники, ковавшие наравне с оружием красивые вещицы для женских нарядов. И естественно, что в отличие от ковроткачества, которым занимались женщины, ювелирное искусство было исключительно мужским делом. Большим уважением пользовались в народе оружейники и ювелиры.

Для украшений использовалось чаще всего серебро со вставками из натуральных камней: сердолика, приносящего покой, радость и изобилие, бирюзы, улучшающей зрение, кораллов, дающих богатство и изобилие всех плодов. Поверхность изделия покрывалась геометрическим и растительным гравированным узором. Для разных племен характерны различные орнаментальные элементы, однако всем туркменским украшениям свойственны пропорциональность, лаконичность, массивность.

В национальном костюме и ювелирных изделиях выразились эстетические представления туркменского народа с его древней художественной культурой, уходящей своими корнями вглубь веков.

www.brsu.by

Традиционная одежда туркмен, Мужской и женский костюмы, Тельпек. Национальные традиции Туркменистана

Туркмены, пожалуй, больше всех жителей Средней Азии привержены своему национальному костюму и дело тут даже не в особом почитании этники народа. Такая одежда просто очень практична в жарком и сухом климате страны, а национальные орнаменты, ко всему прочему,  несут в себе еще и знаки оберегов.

Туркменская одежда с давних времен сохранила примитивность форм и деталей, а покрой когда-то удачно найденный не менялся веками.

Мужской и женский костюмы, состояли из свободной рубахи прямого покроя (платья), халата, штанов и головного убора.

Женская одежда, в основном, изготавливалась из хлопковой и шелковой ткани и представляла собой туникообразное платье -«койнек» и несколько распашных халатов (сегодня уже атавизм) разного предназначения: халаты - накидки, которы надевались на голову поверх платка («курте», «чырпы») и халаты-верхняя одежда, надевавшиеся поверх платья -  «чавыт», «малдои дон», «сарытахта дон».

Под платье туркменские женщины непременно надевали длинные широкие шаровары, а волосы покрывали цветастыми платками или шарфами.

В одежде мужчин, наряду с традиционными свободными рубахами, широкими брюками и стегаными халатами, особый интерес представляют головные уборы – папахи –«тельпеки», которые жители страны и сегодня носят с неизменным удовольствием.

Папаха из бараньей шкуры, основной признак мужского достоинства мужчины-туркмена. Демонстративно сорвать ее с головы считалось большим оскорблением, которое нередко смывалось кровью.

«Тельпек»  - весьма универсальная шапка, предохраняющая летом от жаркого солнца, зимой от небольших морозов, присущих региону, ну а в непогоду, легко укрывающая от дождя. Хотя и она имеет свои недостатки – значительные размеры, которые, несомненно, создают неудобства при некоторых земледельческих работах и в быту. Но на этот случай под папахой мужчины носят маленькую  черную тюбетейку, поэтому «тельпек» легко можно снять и не испытывать неудобства от непокрытой головы.

Цвет «тельпека» может многое сказать о его владельце, так белые папахи носят молодые джигиты, черные и темнокоричневые – зрелые мужчины и старики, однако существуют еще и рыжие тельпеки («гызыл тельпек»), которые имеют право носить, только представители одной из привилегированных социально - религиозных групп – шихи.

asia-travel.uz

Мода и стиль самой закрытой страны в мире!: nemchinov — LiveJournal

Это заключительный пост о моей поездке в Ашхабад.
Во всех предыдущих постах глядя на пустые улицы меня спрашивали, где же люди? И вот я их нашел, настоящих жителей Ашхабада! И не просто жителей, а самых лучших, самых нарядных и модных!
Но перед тем, как заглянуть под кат, давайте вспомним, что, по волевому решению Туркменбаши, считается в Туркменистане не модным. Итак, совсем не модными стали золотые зубы, стало не модно ходить в оперу и балет (их вообще отменили), парням не модно носить длинные волосы, бороду и усы, и всем без исключения стало не модно пользоваться соц. сетями и фотографировать в центре города.
Всё.
Дальше только о том, что модно и красиво!

1. О женской моде.
Туркменбаши первым делом решил - хочешь быть модным, носи национальное платье! Так все женщины в одночасье стали модницами!
Нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов после своего прихода к власти ввел ряд послаблений, но... Тут вмешался Париж.

2. Именно после визита Гурбангулы Бердымухамедова в культурную столицу мира, было принято решение возродить моду узаконенную первым президентом. Вначале обязали быть в тренде сотрудниц Института Академии наук, затем учащихся, а потом и всех остальных.

3. В докладе Норвежского Хельсинкского Комитета "Женщины в Туркменистане: граждане второго сорта подвержены произволу и равноправны только в неправосудии" от 2013 года сказано: Для женщин дресс-код патриархален и основывается на скромности, одинаковости и отрицании личности. Заявление жесткое, но справедливое - все стали "одинаково красивыми".

4. Для замужних женщин предписано появляться в платье с вышивкой от шеи до талии. Из тканей предпочтительнее панбархат, особенно на торжественных мероприятиях.

5. Второй элемент туркменской моды - головные уборы. Для незамужних - тюбетейки, а для замужних специальные платки.

6. Платок завязывается таким обозом, чтобы он полностью покрывал волосы.

7. Несмотря на нежелание соответствовать тому, что по  велению руководства страны стало модным, женщины не могут игнорировать традиционный стиль, иначе их просто уволят или не пустят в учебные заведения.

8. Поэтому, они, молча и с завистью, взирают на единственное исключение из правил, председателя туркменского парламента Акджа Нурбердыеву, единственную женщину в Туркменистане, имеющую привилегию "не быть модной" и не носить платков и накидок (Если что, на фото не она, я ведь обещал что под катом будет только мода и красота).

9. Парадокс - красота и традиции попирают свободу и достоинство женщин. Только потому что их сделали обязательными к исполнению.

10.

11. А дальше все как у всех - девочки любят фоткаться.

12.

13. Еще раз обратите внимание на платье - школьницам старшего возраста модно носить бордовое платье из панбархата.
Получается своеобразный код, по одежде можно многое сказать о социальном статусе женщины.

14. Конечно очень модно в Туркменистане иметь гаджет, особенно хуавей.

15.

16.Совершенно не модная женщина, не в национальном платье, без платка и украшений.

17. Мужчины.
Здесь все проще - хочешь быть модным, носи тюбетейку!

18. Так же в моде классическое сочетание - черный низ, светлый верх.

19. Если костюм, то черный, если галстук, то черный, если машина, то черная.
Еще один модный аксессуар - значок в виде государственного флага!

20. Модно иметь дорогую новую машину. Модно, но почти невозможно!

21. А еще модно пилить селфи! Хотя бы в этом мода Туркменистана космополитична.

Предыдущие записи из Ашхабада смотрите по тегу туркменистан.

Добавить в друзья

nemchinov.livejournal.com

Истории туркменского народного костюма вызывают большой интерес в мире

Древняя история Туркменистана, богатая культура и искусство, самобытные национальные обычаи и традиции вызывают большой интерес в  разных странах мира. Истории туркменского народного костюма посвящена статья «Эти платья всегда в моде», опубликованная в журнале «Форум плюс» (№ 5/2018), который издаётся при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).

Как справедливо отмечает автор статьи Руслан Мурадов, в Туркменистане нет необходимости пропагандировать национальный костюм, особенно женский: он был и остается органичным элементом бытовой одежды девочек и женщин всех возрастов – от первоклашек до почтенных прабабушек. Здесь ничего не нужно воссоздавать из далекого прошлого. Традиция никогда не прерывалась, и сегодня туркменки продолжают, как и встарь, носить такие же наряды и украшения, какие носили их далекие предки в XVIII–XIX веках и даже раньше.

В интервью с кандидатом исторических наук, этнографом Аджап Байриевой подробно описывается старинная и современная одежда туркменских женщин. Судя по письменным источникам XIX века, а также по музейным образцам, старинный костюм был однотипным на всей территории Туркменистана, но имел варианты. Будничная одежда женщин, представляла собой немалый набор платьев, халатов, платков из материала простой выделки – недорогого, в основном хлопчатобумажного. Праздничные наряды шили раньше, шьют и теперь из шелковых тканей с яркой вышивкой. Свадебные платья и халаты сочетают богатую вышивку с серебряными украшениями.

Высокий головной убор, задрапированный шелковой или шерстяной шалью малиново-красных тонов, длинное красное платье, поверх него халат, на ногах туфли, узкая полоска вышитых штанов, большое количество серебряных украшений – таков в общих чертах традиционный костюм туркменок.

Свадьба – главное событие в жизни девушки, к которому она готовится долго

и тщательно. Всё богатство и блеск народного костюма туркменки можно увидеть в одеянии невесты. Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенный, считавшийся у мусульман счастливым день – «сэхетли гюн». Девушки собирали лепестки роз и рассыпали их на шелковое платье. Невозможно было равнодушно пройти мимо девушки в платье из шелка кетени, источающего обворожительное благоухание.

Сегодня складывается современный стиль туркменской одежды, который сохраняет лучшие национальные черты со множеством вариантов – разными формами вытачек, рукавов, ворота, декоративной отделки. Каждое платье непременно украшается орнаментальной ручной вышивкой или художественной машинной строчкой.

Туркменки самому богатому костюму европейского стиля предпочитают именно традиционный наряд – например, длинное платье из бархата, облегающее фигуру, украшенное современной вышивкой и ювелирными изделиями. В таком платье можно встретить женщину и на семейном торжестве, и на государственном приеме.

Отметим, что почти четверть века назад в Институте истории Академии наук Туркменистана состоялась защита кандидатской диссертации молодой женщины-этнолога, написавшей первую монографию, посвященную традиционной одежде туркмен. Это была Аджап Байриева – ныне самый известный в стране эксперт по домотканому производству и народному костюму. Сама она происходит из семьи потомственных ковровщиц, а ее отец – художник Джума Реджепов – был автором тысяч эскизов орнаментальных и сюжетных ковров, на основе которых ткались шерстяные полотна на Ашхабадской ковровой фабрике.

Статья прекрасно проиллюстрирована красочными фотоснимками.

Журнал «Форум плюс» публикует большое число актуальных интервью, репортажей и оригинальных авторских материалов о гуманитарном сотрудничестве в СНГ.  Ежемесячное число посетителей сайта МФГС превышает 18 тысяч,   он прочно закрепился в Интернет пространстве в качестве популярного источника информации о событиях культурной и общественной жизни стран СНГ.

turkmenportal.com

Национальная одежда туркмен

  • Контакт
  • Открытая информация
  • Содержание

Австрийско-Туркменское
Общество

  • Создание Общества. Предыстория
  • Правление Общества 2008-2024
    • Правление 2008-2012
    • Правления 2012-2016
    • Правление 2016-2020
    • Президент доктор Неда Бергер
    • Генеральный секретарь Вольфган Харрер
    • Казначей Рудольф Райн-Шот
    • Дамир Вреш
    • Правление 2020-2024
  • Проекты Общества 2009-2020
    • Проекты 2009
    • Проекты 2010
    • Проекты 2011
    • Проекты 2012
    • Проекты 2013
    • Проекты 2014
    • Проекты 2015
    • Проекты 2016
    • Проекты 2017
    • Проекты 2018
    • Проекты 2019
    • Проекты 2020
  • Общество и его члены 2015-2020
    • Прием в Головную Ассоциацию
    • Члены Общества 2015
    • Члены Общества 2016
    • 2016. Фирмa Far Freight
    • Члены Общества 2017
    • Члены Общества 2018
    • Члены Общества 2019
    • Члены Общества 2020
  • Культурное наследиеТуркменистанa
  • Культура. Кухня Туркменистана
    • Кухня Туркменистана
    • Традиционные блюда
    • Туркменская кухня и ее особенности
  • Культура. Чаи из лекарственныx трав
  • Культура. Национальная одежда туркмен
    • Национальная одежда туркмен
    • Блеск, мерцающий сквозь века
  • Культура. Великий туркменский композитор
  • Знаете ли Вы ...? 2007-2015. Предыстория
  • Союз Предпринимателей. Предыстория
    • Почетное членство
    • Приватизация собственности
    • Частный бизнес
    • Туркменское предпринимательство
  • Интернет-cайты о Туркменистане
  • Праздники. Туркменистан/Австрия
    • Праздник весны Новруз Байрамы
    • Туркменская дыня
    • Австрийские праздники
  • Культура. Венский бал в Ашхабаде 2011
    • Приветственное слово Президента
    • Приветственное слово мера Вены
    • В Ашхабаде состоялся первый Венский бал
    • Австрийско-Туркменское Общество
    • "Ашхабад и твой первый Венский бал"
  • Культура. Венский бал в Ашхабаде 2014
  • Культура. Венский бал в Ашхабаде 2016
  • 2014. Высокая государственная награда
    • Высокая нагрaда
    • Ты наш великий сын
  • 2015. Государство. Экономика. Культура
    • Особая дата
    • Презнтация журнала Galkynysh
    • Официальный визит Президента в Австрию
    • Прием у Президента Туркменистана
    • Открытие Центра «Mejlisler merkezi»
    • Концерт звезд мировой оперы
    • Предыстория. Аббревиатура ТАПИ
    • Предыстория. Введен в строй Восток-Запад
  • 2016. Государство. Экономика. Культура
    • Туркмено-австрийский концерт
    • 71-й сессия Генеральной Ассамблеи ООН
    • Сотрудничество с ООН
    • Открытие нового аэропорта
    • Конференция по транспортной системе
  • 2017. Государство. Экономика. Культура
    • ООН. Международный день нейтралитета
    • Выборы Президента Туркменистана
    • Резолюция ЦИК
    • Внешняя политика Туркменистана 2017-2023
    • Форум Энергетической Хартии
    • 25-летие дипломатических отношений
    • Торжественное открытие представительства
    • План действий по правам человека
    • 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН
    • Индустрия Туркменистана 2018-2024
    • Заседание Народного Совета в 2018 году
    • Заседании глав государств СНГ в Сочи
    • Расширение сотрудничества на Каспии
    • День независим. Поздравление Президента
    • Встреча с Заместителем Министра
    • Туркменистан в ЮНЕСКО
    • Презентация книги Президента в Вене
    • Конференция по Афганистану. RECCA VII
    • ООН. Центр по превентивной дипломатии
    • Конференции Энергетической Хартии
    • Туркмено-австрийская комиссия
    • Генассамблея ООН приняла резолюцию
  • 2017. Спорт. V Азиатские игры
    • Предыстория. V Азиатские игры 2017
    • Новый веб-сайт
    • В книге рекордов Гиннесса
    • V Азиатские игры открыты
    • Гуманитарная инициатива Туркменистана
    • Официальное закрытие V Азиатских игр
  • 2017. Туркменистан в Книге рекорд. Гиннес
  • 2017. Сообщение Правления. Сами о себе
  • НЕКРОЛОГ правления Общества
  • 2018. Государство. Экономика. Культура
    • 2018. Туркменистан – страна туризма
    • Встреча с Президентом федерации
    • Туркменистан активизирует сотрудничество
    • Открытие нового массива Тязе заман
    • Роль дипломатов в политике Туркменистана
    • Стартовал афганский участок ТАПИ
    • Официальный визит в Кувейт. Соглашения
    • Международный день Новруз в Ашхабаде
    • Всемирный день здоровья. Личный пример
    • Всемирный день велосипеда 3 июня
    • Международная ассоциация ахалтекинцев
    • Программа ТРАСЕКА
    • Международный морской порт
    • Международные авторалли Амуль-Хазар 2018
    • Конвенция правового статуса Каспия
    • Саммит МФСА в Авазе
    • Инвестиционный форум в Вене
    • Форум в Вене. Интервью для СППТ
    • Проект Транскасп.газопровода в Брюсселе
    • Чемпионат мира по тяжелой атлетике
    • Посещение в Ахалском велаяте
    • Делегация Туркменистана в Афганистане
    • Презентация журнала ГАЛКЫНЫШ
  • 2018. 10-летний юбилей в Ашхабаде
    • Концерт оркестра Галкыныш
    • Презентация в Ашхабаде
  • 2019. Государство. Экономика. Культура
    • Выставка туризма в Вене
    • Новый промышленный гигант
    • 2019. Календарь выставок
    • Кооперация в сельском хозяйстве
    • Круглый стол в Вене
    • Туркменистан. Центр устойчивого развития
    • Юбилей центра ОБСЕ в Ашхабаде
    • Встреча с Генеральным секретарём ОБСЕ
    • Церемония закладки близ Алтын Асыр
    • Туркменистан-Венгрия
    • Пресс-релиз Генеральной Ассамблеи ООН
    • Заседание Совета Глав СНГ в Ашхабаде
    • Визит в Австрию
    • Делегация ЕС в Туркменистане
    • Гумаритарная помощь Афганистану
    • Каспийский Экономический Форум
    • Внешняя политика Туркменистана
    • Сессия ООН. Позиции Туркменистана
    • Принятие Национальной стратегии
    • Заседание Совета Министров СНГ
    • Всемирный водный совет

www.turkmenistan-kultur.at


Смотрите также